Духовно-нравственные основы искусства

Содержание

Слайд 2

Искусство - духовная деятельность, направленная на выражение идеи красоты, прекрасного. Эстетика

Искусство - духовная деятельность, направленная на выражение идеи красоты, прекрасного.
Эстетика

- учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Слайд 3

«Прекрасное» = красивое, хорошее, доброе. Подобное единство добра и красоты воплощалось,

«Прекрасное» = красивое, хорошее, доброе.
Подобное единство добра и красоты воплощалось,

например, в античном понятии «калокагатия».
Искусство как средство воспитания нравственности.
Искусство выражает сакральные идеи и смыслы.
Слайд 4

Художественные традиции разных культур Христианско-православное искусство - искусство Византии и Руси.

Художественные традиции разных культур

Христианско-православное искусство - искусство Византии и Руси.
Западно-христианское

(католическое) искусство.
Мусульманское искусство.
Буддийское искусство.
Слайд 5

Основные принципы средневекового христианского искусства: - каноничность, - символизм, - «обратная

Основные принципы средневекового христианского искусства: - каноничность, - символизм, - «обратная перспектива», - двухмерное изображение , -

вневременность.
Слайд 6

Христос — Добрый Пастырь. Мозаика в люнете мавзолея Галлы Плацидии. Фрагмент.

Христос — Добрый Пастырь. Мозаика в люнете мавзолея Галлы Плацидии. Фрагмент.


Слайд 7

Храм Святой Софии в Константинополе. Архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл. 532-537 гг.

Храм Святой Софии в Константинополе. Архитекторы Исидор из Милета и Анфимий

из Тралл. 532-537 гг.
Слайд 8

Интерьер храма святой Софии.

Интерьер храма святой Софии.

Слайд 9

Храм Святой Софии. VI в.

Храм Святой Софии. VI в.

Слайд 10

Интерьер храма Святой Софии в Константинополе. Cовременный вид.

Интерьер храма Святой Софии в Константинополе. Cовременный вид.

Слайд 11

Церковь Сан-Витале в Равенне. VI в.

Церковь Сан-Витале в Равенне. VI в.

Слайд 12

Интерьер византийской базилики — церкви Сан Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в.

Интерьер византийской базилики — церкви Сан Аполлинаре Нуово в Равенне. VI

в.
Слайд 13

Святой Иосиф. Мозаика. VII в.

Святой Иосиф.
Мозаика. VII в.

Слайд 14

Император Иоанн II Комнин и императрица Ирина перед Богоматерью с Младенцем.


Император Иоанн II Комнин и императрица Ирина
перед Богоматерью с

Младенцем.

Мозаика собора св. Софии. XII в.

Слайд 15

ХРИСТОС. Мозаика собора св. Софии. XII в.

ХРИСТОС.
Мозаика
собора
св. Софии.
XII в.

Слайд 16

Христос Вседержитель. Мозаика собора в Чефалу. (о. Сицилия). XII в.

Христос Вседержитель.
Мозаика собора
в Чефалу.
(о. Сицилия).
XII в.

Слайд 17

Икона «Двенадцать апостолов». XIV век

Икона «Двенадцать апостолов». XIV век

Слайд 18

Христос Пантократор. XV век

Христос Пантократор. XV век

Слайд 19

Западно-христианское (католическое) искусство Романский стиль Церковь Нотр Дам де ла Гранд

Западно-христианское (католическое) искусство

Романский стиль

Церковь Нотр Дам де ла Гранд в Пуатье.
Франция.

XI в.

Башня Виндзорского
замка.

Слайд 20

Готический стиль Собор Парижской Богоматери. Западный фасад. XII в. Собор в Кёльне. Германия

Готический стиль

Собор Парижской Богоматери.
Западный фасад. XII в.

Собор в Кёльне. Германия

Слайд 21

Шартрский собор. Франция. Скульптуры Королевского портала и витражи. XII в.

Шартрский собор. Франция.
Скульптуры Королевского
портала и витражи. XII в.

Слайд 22

Мусульманское искусство Кааба – священный центр ислама с 624 г.

Мусульманское искусство

Кааба – священный центр ислама с 624 г.

Слайд 23

Основные принципы арабо-мусульманского искусства: отсутствие реалистического изображения людей и животных; использование

Основные принципы арабо-мусульманского искусства:

отсутствие реалистического изображения
людей и животных;
использование

орнамента и каллиграфии
как основных декоративных форм;
«полезность», целесообразность красоты;
каноничность;
джамал – божественная красота, олицетворяемая куполом мечети;
джалал – божественное величие, подчеркивается высотой минарета,
сифат – божественное Имя,
выражается каллиграфией.
Слайд 24

Мечеть (масджид – «место преклонения») Мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).Иерусалим.688-692 гг.

Мечеть (масджид – «место
преклонения»)

Мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).Иерусалим.688-692 гг.
Архитектор Абдул-Эль-Малик

Мечеть

(масджид – «место преклонения»)
Слайд 25

Типы орнамента: ислими и гирих Арабеска (изразцы Альгамбры)

Типы орнамента:
ислими и гирих
Арабеска (изразцы Альгамбры)

Слайд 26

Каллиграфия (облицовка Куббат-ас-Сахра). Сура Корана

Каллиграфия (облицовка Куббат-ас-Сахра). Сура Корана

Слайд 27

Буддийское искусство Ступа в Санчи

Буддийское искусство

Ступа в Санчи

Слайд 28

Изображения Будды

Изображения Будды