Эпоха возрождения

Содержание

Слайд 2

План лекции 1. Понятия, периодизация и основные черты эпохи Возрождения 2.

План лекции

1. Понятия, периодизация и основные черты эпохи Возрождения
2. Гуманистическое мировоззрение

Ренессанса
3. Искусство эпохи Возрождения
Возрождение в Италии
Северное Возрождение
Слайд 3

Возрождение – это период в культурном и идейном развитии стран Западной

Возрождение
– это период в культурном и идейном развитии стран Западной и

Центральной Европы
в Италии с XIV в. по первую половину XVI в.,
в других странах – с конца XV в. до начала XVII в.,
переходный период от Средневековья к Новому времени в истории европейской цивилизации.
Слайд 4

(по-фр. – Ренессанс) впервые был введен в XVI в. Джорджо Вазари.

(по-фр. – Ренессанс) впервые был введен в XVI в. Джорджо Вазари.

Джорджо

Вазари (1512–1574)
итальянский живописец, архитектор и историк искусства.

термин «Возрождение»

Слайд 5

гуманистическое мировоззрение светский характер антропоцентризм обращение к культурному наследию античности модификация

гуманистическое мировоззрение
светский характер
антропоцентризм
обращение к культурному наследию античности
модификация средневековой христианской этики

Основные черты

культуры Возрождения:
Слайд 6

Возрождение началось в Италии

Возрождение началось в Италии

Слайд 7

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время с XIII по XVI вв.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время с XIII по XVI вв.

XIII в.

– Дученто или Проторенессанс
XIV в. – Треченто продолжение Проторенессанса
XV в. – Кватроченто или Раннее Возрождение
XVI в. – Чинквеченто или Высокое Возрождение

Внутри этого периода выделяют несколько этапов:

Слайд 8

(лат. humanus – человечный, человеческий) мировоззрение, утверждавшее новые представления о достоинстве

(лат. humanus – человечный, человеческий)
мировоззрение, утверждавшее новые
представления о достоинстве человека:
признание

ценности человека как личности,
его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманизм – это философская основа всего Возрождения.

Гуманизм

Слайд 9

ОСНОВА гуманистического мировоззрения –АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. аnthropos – человек) – восприятие человека

ОСНОВА
гуманистического мировоззрения –АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
(греч. аnthropos – человек)
– восприятие человека как центра Вселенной

и конечной цели всего мироздания.

Антропоцентризм эпохи Возрождения – культ человеческой красоты, гимн человеку, несущему в себе божественное совершенство, нашел воплощение
в живописи, скульптуре и поэзии.

Слайд 10

Литература эпохи Возрождения Данте Алигьери (1265–1321 гг.) – философ, поэт. Автор «Божественной Комедии».

Литература эпохи Возрождения

Данте Алигьери (1265–1321 гг.) – философ, поэт.
Автор

«Божественной Комедии».
Слайд 11

Франческо Петрарка (1304–1374 гг.) – поэт, философ. В 1341г. получил высшую

Франческо Петрарка (1304–1374 гг.) – поэт, философ.
В 1341г.

получил высшую поэтическую награду античности – лавровый венок.

Литература эпохи Возрождения

Слайд 12

Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.) Писатель, поэт. Автор «Декамерона». Литература эпохи Возрождения

Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.)
Писатель, поэт. Автор «Декамерона».

Литература эпохи Возрождения

Слайд 13

Представители Гражданского гуманизма: Колюччо Салютатти (1331–1406) Леонардо Бруни (1370–1444) Пико делла

Представители Гражданского гуманизма:

Колюччо Салютатти (1331–1406)
Леонардо Бруни (1370–1444)
Пико делла Мирандолла (1463–1494)

провозглашали
идею свободы

личности
равенства граждан перед законом
идею всеобщего блага, гарантом которого выступает республика.
В своих сочинениях они разрабатывали идеи создания государства, в котором возможно нравственное совершенствование человека и общества.
Слайд 14

Николо Макиавелли (1469–1527) Политический деятель, философ. В своем трактате «Государь» говорил

Николо Макиавелли (1469–1527)

Политический деятель, философ.
В своем трактате «Государь» говорил о

необходимости сильной государственной власти, не скованной никакими моральными ограничениями.
Слайд 15

Флоренция – родина Возрождения

Флоренция – родина Возрождения

Слайд 16

Джотто ди Бондоне (1266–1337 гг.) Живопись Раннего Возрождения

Джотто ди Бондоне (1266–1337 гг.)

Живопись Раннего Возрождения

Слайд 17

Самая знаменитая из дошедших до нас работ – росписи в капелле Арена в Падуе

Самая знаменитая из дошедших до нас работ – росписи в

капелле Арена в Падуе
Слайд 18

Томмазо ди Джованни Кассаи (1401–1428 гг.) Вошел в историю искусства под прозвищем Мазаччо

Томмазо ди Джованни Кассаи (1401–1428 гг.) Вошел в историю искусства под

прозвищем Мазаччо
Слайд 19

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции «Изгнание Адама и Евы из рая»


Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции
«Изгнание Адама и Евы

из рая»
Слайд 20

Архитектура раннего Возрождения

Архитектура раннего Возрождения

Слайд 21

Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.)

Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.)

Слайд 22

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре

Слайд 23

Воспитательный дом во Флоренции

Воспитательный дом во Флоренции

Слайд 24

Скульптура Возрождения Донателло (1386–1466 гг.) Донато ди Николо де Барди – таково его полное имя

Скульптура Возрождения

Донателло (1386–1466 гг.)
Донато ди Николо де Барди –

таково его полное имя
Слайд 25

Донателло «Давид»

Донателло «Давид»

Слайд 26

Сандро Боттичелли (1445–1510 гг.)

Сандро Боттичелли (1445–1510 гг.)

Слайд 27

Боттичелли«Рождение Венеры»

Боттичелли«Рождение Венеры»

Слайд 28

Боттичелли «Весна»

Боттичелли «Весна»

Слайд 29

Высокий Ренессанс – «золотой век» итальянского Возрождения Основное место занимает собирательный

Высокий Ренессанс – «золотой век» итальянского Возрождения

Основное место занимает собирательный образ

идеального человека, совершенного физически и духовно.
Искусство того времени пронизано гуманизмом, верой в безграничные возможности человека, разумное устройство мира, торжество прогресса.
Слайд 30

Леонардо да Винчи Микеланджело Рафаэль Тициан Наиболее крупными представителями искусства Высокого

Леонардо да Винчи
Микеланджело
Рафаэль
Тициан

Наиболее крупными представителями искусства Высокого Возрождения, теми, кого

называют титанами Возрождения, являются:
Слайд 31

Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) ученый, скульптор, архитектор, живописец Титаны Возрождения

Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.)

ученый, скульптор, архитектор, живописец

Титаны Возрождения

Слайд 32

Леонардо да Винчи Изучение пропорций (человек Витрувия) (1492)

Леонардо да Винчи Изучение пропорций (человек Витрувия) (1492)

Слайд 33

Леонардо да Винчи Этюды к вечному двигателю

Леонардо да Винчи Этюды к вечному двигателю

Слайд 34

Леонардо да Винчи «Автомат»

Леонардо да Винчи «Автомат»

Слайд 35

Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда) (1503–1516)

Леонардо да Винчи
Мона Лиза
(Джоконда)
(1503–1516)

Слайд 36

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)» (1489–1491)

Леонардо да Винчи
«Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)»
(1489–1491)

Слайд 37

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря «(1495–1497)

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря «(1495–1497)

Слайд 38

Рафаэль Санти (1483–1520 гг.)

Рафаэль Санти (1483–1520 гг.)

Слайд 39

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» (1512–1514)

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» (1512–1514)

Слайд 40

Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле»

Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле»

Слайд 41

Рафаэль Санти «Святой Георгий и дракон» (1505)

Рафаэль Санти «Святой Георгий и дракон» (1505)

Слайд 42

Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.) архитектор, поэт, живописец, скульптор

Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.)

архитектор, поэт, живописец, скульптор

Слайд 43

Микеланджело «Пьета» (оплакивание)

Микеланджело «Пьета» (оплакивание)

Слайд 44

Микеланджело «Давид» (1501–1504)

Микеланджело «Давид»
(1501–1504)

Слайд 45

Микеланджело «Сикстинская Капелла» (1508–1512) «Сотворение Адама»

Микеланджело «Сикстинская Капелла» (1508–1512)

«Сотворение Адама»

Слайд 46

Микеланджело «Сикстинская Капелла» (1508–1512) «Страшный суд»

Микеланджело «Сикстинская Капелла» (1508–1512)

«Страшный суд»

Слайд 47

Микеланджело «Моисей» (1513) (Надгробие папы Юлия II)

Микеланджело «Моисей» (1513) (Надгробие папы Юлия II)

Слайд 48

Купол собора Святого Петра. Ватикан (1564)

Купол собора Святого Петра. Ватикан (1564)

Слайд 49

одним из величайших итальянских живописцев эпохи Возрождения. Глава венецианской школы. По

одним из величайших итальянских живописцев эпохи Возрождения. Глава венецианской школы.
По месту

рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Фриули) его иногда называют да Кадоре;
известен также как Тициан Божественный.

Тициан Вечеллио (1477—1576)

Слайд 50

Тициан «Святой Себастьян» 1575

Тициан
«Святой Себастьян» 1575

Слайд 51

Тициан «Даная» (1553-1554)

Тициан «Даная» (1553-1554)

Слайд 52

Тициан «Вишневая Мадонна» (1515 )

Тициан «Вишневая Мадонна» (1515 )

Слайд 53

Идеи итальянского Возрождения были восприняты мыслителями и художниками Франции, Германии, Англии,

Идеи итальянского Возрождения были восприняты мыслителями и художниками Франции, Германии, Англии,

Нидерландов.
Европейское Возрождение за пределами Италии принято называть Северным Возрождением.
Северный Ренессанс охватывает период с рубежа XV–XVI вв. до второй половины XVII в.

Северное Возрождение

Слайд 54

В Северном Ренессансе сильнее отразилось средневековое мировоззрение, в нем больше религиозного

В Северном Ренессансе

сильнее отразилось средневековое мировоззрение, в нем больше религиозного чувства,

символики, оно более условно по форме, более архаично.
Северное Возрождение наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и своеобразную реакцию на эти идеи, воплотившись в движении Реформации, которая охватила большую часть Европы и привела к религиозным и национальным войнам.
Слайд 55

Искусство северных стран поэтизирует «среднего» человека и его мир будничной жизни

Искусство северных стран поэтизирует «среднего» человека и его мир будничной

жизни и простых вещей;
ему несвойственен пафос итальянской живописи, прославляющей могущество человека – титана.
Слайд 56

Ренессанс в Нидерландах Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.) нидерландский гуманист «Похвала глупости»

Ренессанс в Нидерландах

Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.)
нидерландский гуманист
«Похвала глупости»

Слайд 57

Ренессанс в Нидерландах Ян Ван Эйк (1390–1441 гг.) «Портрет четы Арнольфини» (1434)

Ренессанс в Нидерландах

Ян Ван Эйк (1390–1441 гг.)
«Портрет четы Арнольфини» (1434)

Слайд 58

Ян Ван Эйк «Гентский алтарь»

Ян Ван Эйк «Гентский алтарь»

Слайд 59

Иероним Босх (1450–1516 гг.) художник Ренессанс в Нидерландах

Иероним Босх (1450–1516 гг.) художник

Ренессанс в Нидерландах

Слайд 60

И. Босх «Корабль дураков»

И. Босх
«Корабль дураков»

Слайд 61

И. Босх «Блудный сын»

И. Босх «Блудный сын»

Слайд 62

Питер Брейгель (1525–1569 гг.) художник

Питер Брейгель (1525–1569 гг.)
художник

Слайд 63

П. Брейгель «Притча о слепых»

П. Брейгель «Притча о слепых»

Слайд 64

П. Брейгель «Детские игры»

П. Брейгель «Детские игры»

Слайд 65

П. Брейгель «Охотники на снегу»

П. Брейгель «Охотники на снегу»

Слайд 66

П. Брейгель «Фламандские пословицы»

П. Брейгель «Фламандские пословицы»

Слайд 67

Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг.) живописец, гравер, математик, инженер Ренессанс в Германии

Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг.)
живописец, гравер, математик, инженер

Ренессанс в Германии

Слайд 68

Альбрехт Дюрер «Рыцарь, дьявол и смерть» (1514)

Альбрехт Дюрер «Рыцарь, дьявол и смерть» (1514)

Слайд 69

Альбрехт Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса»

Альбрехт Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса»