Восточные цивилизации: возникновение, эволюция и особенности культурно-религиозного развития

Содержание

Слайд 2

План лекции: Общее и особенное в развитии восточных цивилизаций Единство и

План лекции:

Общее и особенное в развитии восточных цивилизаций
Единство и многообразие индийской

цивилизации
«Вечные ценности» китайской цивилизации
«Свое» и «чужое» в эволюции японской цивилизации
Ислам и арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 3

ВОСТОК – это обширное цивилизационное поле, которое до XVI века охватывало

ВОСТОК –

это обширное цивилизационное поле, которое до XVI века охватывало практически

весь мир, за исключением небольшой

территории христианской Европы.

Слайд 4

Восточные цивилизации являются: по своему происхождению – первичными по типу развития

Восточные цивилизации являются:

по своему происхождению – первичными
по типу развития

циклическими
по месту возникновения
– речными
Слайд 5

Для восточных цивилизаций характерно: традиционализм, отсутствие исторического динамизма прочная связь человека

Для восточных цивилизаций характерно:

традиционализм, отсутствие исторического динамизма
прочная связь человека со своей

социальной группой
определяющее влияние религиозно-мифологического сознания
неотделимая связь мировоззрения восточного человека с окружающей средой и телесной природой самого человека
Слайд 6

ВОСТОК (Азия) Индийская Китайская Японская ЦИВИЛИЗАЦИИ Арабo- мусульманская

ВОСТОК (Азия)

Индийская

Китайская

Японская

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Арабo-
мусульманская

Слайд 7

Индийская цивилизация Появление относится к V тыс. до н.э., когда в

Индийская цивилизация

Появление относится к V тыс. до н.э., когда в бассейне

реки Инд возникла одна из древнейших цивилизаций –хараппская (протоиндийская), имевшая письменность, земледелие, ремесло.
Слайд 8

Древняя Индия (около 250 г. до н.э.)

Древняя Индия (около 250 г. до н.э.)

Слайд 9

Этапы Древнеиндийской цивилизации II тыс. до н.э. – вторжение с северо-запада

Этапы Древнеиндийской цивилизации

II тыс. до н.э. – вторжение с северо-запада кочевых

племен ариев (скотоводы)
смешение с местным населением (дравиды) земледельцев, освоение долины Ганга
VII–VI вв. до н.э. – возникновение множества мелких княжеств во главе с раджами (вожди племен)
IV–II в. до н.э. – завоевание северо-западной Индии Александром Македонским, cоздание империи Маурьев
I–III вв. н.э. – Кушанское царство
IV–VI вв. н.э. – империя Гуптов
XIII – начало XVI вв. – Делийский султанат
XVI – середина XVIII вв. – империя Великих Моголов
Слайд 10

Устойчивость индийской цивилизации основывается на: сельской общине кастовой системе религиозной традиции

Устойчивость индийской цивилизации основывается на:

сельской общине
кастовой системе
религиозной
традиции

Слайд 11

Индийская сельская община – коллективное владение землей присутствие различных видов деятельности

Индийская сельская община –

коллективное владение землей
присутствие различных видов деятельности –

земледелие, ремесло, торговля, ростовщичество
общинное самоуправление на основе религиозно-культурных обычаев и традиций

закрытое социально-экономическое образование – «государство в государстве» –

Слайд 12

– устойчивое сообщество людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по

– устойчивое сообщество людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по

наследству и закрепленными религиозной традицией.

Варна (каста)

Слайд 13

Система варн (каст) брахманы (жрецы) кшатрии (воины, князья, цари) вайшьи (земледельцы,

Система варн (каст)

брахманы (жрецы)
кшатрии (воины, князья, цари)
вайшьи (земледельцы,

скотоводы, торговцы, ремесленники)
шудры (слуги)

неприкасаемые не принадлежали ни к одной варне, выполняли самую тяжелую работу, не имели никаких прав

Слайд 14

В соответствии с догмами индуизма брахманы – из уст Бога кшатрии

В соответствии с догмами индуизма

брахманы – из уст Бога
кшатрии – из

рук Бога
вайшьи – из бедер Бога
шудры – из ног Бога

Бог (Брахма) создал каждую варну из различных частей своего тела, что определяет их социальное положение в обществе:

Слайд 15

Религиозная традиция Индийской цивилизации XV–X вв. – V вв. до н.э.

Религиозная традиция Индийской цивилизации

XV–X вв. – V вв. до н.э.

– ведический период, формирование брахманской религии
V в. до н.э. – VIII в. н.э. – классический период, возникновение буддизма, формирование классического индуизма
VIII – середина XVIII вв. – индо-исламский период, распространение ислама
Слайд 16

Индуизм – религиозная доминанта Индийской цивилизации существует более трех тысяч лет

Индуизм – религиозная доминанта Индийской цивилизации

существует более трех тысяч лет
включает

религиозные культы и представления, философские учения, правовые нормы, семейные обычаи
главная черта – слияние религии и мирской жизни
Слайд 17

священные книги брахманов, имеющие сверхъестественное происхождение В основе – БРАХМАНА –

священные книги брахманов, имеющие сверхъестественное происхождение

В основе – БРАХМАНА –

священный звук, космическое происхождение
МАНТРЫ – стихотворная формула Вед

Веды –

Слайд 18

Ведическая литература Ригведа (гимны) Самаведа (жертвенные песни) Яджурведа (молитвы для жертвоприношений) Атхарваведа (песни-заклинания)

Ведическая литература

Ригведа (гимны)
Самаведа (жертвенные песни)
Яджурведа (молитвы для жертвоприношений)
Атхарваведа (песни-заклинания)

Слайд 19

Культ тримурти – троицы богов Брахма –создатель мира, творец всего сущего

Культ тримурти – троицы богов

Брахма –создатель мира, творец всего

сущего
Слайд 20

Культ тримурти – троицы богов Вишну – охранитель мира

Культ тримурти – троицы богов

Вишну –
охранитель
мира

Слайд 21

Шива – разрушитель неведения Культ тримурти – троицы богов

Шива –
разрушитель неведения

Культ тримурти – троицы богов

Слайд 22

Сидхарха (Сиддхартха) Гаутама Шакьямуни (563–483 гг. до н.э.) основатель буддизма –

Сидхарха (Сиддхартха) Гаутама Шакьямуни (563–483 гг. до н.э.)

основатель буддизма – Будда –

Просветленный

из рода кшатриев, родился в небольшом королевстве на юге Непала
до 29 лет был огражден от всех невзгод реальной жизни, узнав, что за стенами дворца существуют нищета, болезни, смерть, покинул дом с целью познания жизни
до 35 лет находился в поиске истины, которая ему открылась в процессе медитации («просветления»)
став Буддой – «просветленным» произнес первую проповедь «Поворот Колеса Закона»
течение 45 лет проповедовал свое учение, путешествую по стране
в 80 лет решил завершить свое земное существование и отошел в Нирвану – вечное и высшее бытие

Слайд 23

«Четыре благородные истины Будды» Вся человеческая жизнь – страдание Причина страданий

«Четыре благородные истины Будды»

Вся человеческая жизнь – страдание
Причина страданий –

желания
Для избавления от страданий нужно избавиться от желаний
Путь освобождения от желаний – путь Будды (Восьмиричный Путь) – путь самоуглубления и правильной жизни
Слайд 24

Восьмиричный Путь просветления Будды Правильное распознание причин Ахимса – запрет на

Восьмиричный Путь просветления Будды

Правильное распознание причин
Ахимса – запрет на причинение вреда

всему живому не только действиями, но и мыслями
Правильное мышление
Правильное речь
Правильное действия (самоограничение в пище, удобствах, страстях)
Правильное труд
Правильное воспоминания
Созерцание, высвобождение духовного «Я», через концентрацию психических и физических сил
Слайд 25

Основные направления буддизма Хинаяна – «малая колесница» – «монашеский буддизм» Махаяна

Основные направления буддизма

Хинаяна –
«малая колесница» – «монашеский буддизм»

Махаяна –
«большая колесница» – «буддизм для всех»
Слайд 26

Классический индуизм признание священного авторитета Вед признание учения сансары и кармы утверждение богоугодности кастового устройства общества

Классический индуизм

признание священного авторитета Вед
признание учения сансары и кармы
утверждение богоугодности

кастового устройства общества
Слайд 27

Культурно-исторические достижения древних индийцев буддизм и индуизм – древнейшие мировые религии

Культурно-исторические достижения древних индийцев

буддизм и индуизм – древнейшие мировые религии
возникновение

десятично-позиционной системы
богатейшее литературное наследие (поэмы «Рамаяна», «Махабхарата» и др.)
появление шахмат
первое производство тканей из хлопка и сахара из сока сахарного тростника
Слайд 28

Тадж- Махал

Тадж- Махал

Слайд 29

Древнекитайская цивилизация зарождение началось 5 тысяч лет назад, когда в долине

Древнекитайская цивилизация

зарождение началось 5 тысяч лет назад, когда в долине

реки Хуанхе появилась земледельческая цивилизация – культура Яншао
Слайд 30

Древний Китай (вторая половина II тыс. до н.э. – конец III в. до н.э.)

Древний Китай (вторая половина II тыс. до н.э. – конец III в. до

н.э.)
Слайд 31

Культурно-исторические достижения Китайской цивилизации иероглифическая письменность искусство изготовления бумаги, щелка, пороха,

Культурно-исторические достижения Китайской цивилизации

иероглифическая письменность
искусство изготовления бумаги, щелка, пороха,
создание

первых звездных каталогов, обсерваторий, лунно-солнечного календаря
особое отношение к знаниям и образованности
создание сложных религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм)
Слайд 32

Ценностные ориентации и мировоззренческая устойчивость китайской цивилизации основывается на – «Сянь

Ценностные ориентации и мировоззренческая устойчивость китайской цивилизации основывается на – «Сянь

Цзяо» – взаимосвязи и взаимозависимости трех религий – конфуцианство, даосизм, буддизм
Слайд 33

Этапы Древнекитайской цивилизации – «династическая цикличность» XXII–XVIII вв. до н.э. –

Этапы Древнекитайской цивилизации – «династическая цикличность»

XXII–XVIII вв. до н.э.

– первые государственные образования в долине Хуанхэ, династия Ся, династия Шан
XI–III вв. до н.э. – расселение по Восточно-Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы, династия Чжоу, образование семи рабовладельческих государств и борьба между ними (период Чжаньго – «борющихся царств»)
III в. до н.э. – империя Цинь (221–207 гг.),
Слайд 34

Этапы Древнекитайской цивилизации – «династическая цикличность» 202 г. до н.э. –

Этапы Древнекитайской цивилизации – «династическая цикличность»

202 г. до н.э. –

220 г. н.э. – правление династии Хань (Ранняя – Западная, Поздняя – Восточная Хань)
III–VI вв. – междинастическая борьба
VII–X вв. правление династий Тан
X–XIII вв. правление династии Сун
XIII–XIV вв. – правление династии Юань
1368–1644 гг. изгнание монголов, правление китайской династии Мин
1644–1911 гг. правление манжурской династии Цин
объединение Китая под власть монгольских правителей
Слайд 35

Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н.э.) древнекитайский философ и государственный деятель

Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н.э.)

древнекитайский философ и государственный деятель
создатель философско-религиозного

учения – конфуцианства, которое с III в. до н.э. до начала XX в. было официально государственной идеологией Китая
Слайд 36

Источник конфуцианства – Пять Великих Добродетелей : мудрость гуманность верность почитание

Источник конфуцианства –

Пять Великих Добродетелей :
мудрость
гуманность
верность
почитание старших
мужество

книга «Лунь Юй»


– «Суждения и беседы»
Слайд 37

Шесть видов искусств по Конфуцию: правила поведения музыка стрельба из лука управление колесницей письмо математика

Шесть видов искусств по Конфуцию:

правила поведения
музыка
стрельба из лука
управление колесницей
письмо
математика

Слайд 38

Представления Конфуция о государстве и его управлении «Власть должна быть справедливой»

Представления Конфуция о государстве и его управлении

«Власть должна быть справедливой»
«Быть

преданным, честным сановником, почитать правителя» – норма взаимоотношений правителя и чиновника
Деятельность правителя строится на принципе «жень» (гуманность, человечность) – и его высшем проявлении принципе «ли» (неуклонное соблюдение правил поведения, ритуалов)
«Учение о середине» как отказ от крайностей
Преданность конфуцианскому – «будь непреклонно предан нашему учению, старательно овладевай им, рискуя жизнью оберегай его»
Слайд 39

Даосизм – традиционная религия Китая основатель Лао цзы (VI–Vвв. до н.

Даосизм – традиционная религия Китая

основатель Лао цзы (VI–Vвв. до н. э.)
источник

– трактат «Дао-дэ цзин» («Книга дао»)
Слайд 40

китаизация буддизма проявилась в сближении с даосизмом ведущая доктрина – вера

китаизация буддизма проявилась в сближении с даосизмом
ведущая доктрина – вера в

перерождение и достижение нирваны через медитацию
«чань буддизм» – китайский вариант –созерцательный, медитативный буддизм

Буддизм проник в Китай из Индии во II в. н.э. в форме Махаяны

Слайд 41

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена

Слайд 42

Японская цивилизация определяющим фактором развития является ее островное положение использование достижений континентальных цивилизаций, прежде всего Китая

Японская цивилизация

определяющим фактором развития является ее островное положение
использование достижений континентальных цивилизаций,

прежде всего Китая
Слайд 43

Япония расположена на четырех крупных островах: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо островах

Япония расположена

на четырех крупных островах: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо
островах Рюкю
более

1000 мелких островов
Островное положение повлияло на хозяйственные, социально-политические и культурные процессы цивилизационого развития
Слайд 44

Этапы исторической эволюции японской цивилизации традиционная история Японии делится на исторические

Этапы исторической эволюции японской цивилизации

традиционная история Японии делится на исторические эпохи,

связанные с правящими императорскими династиями и названиями столиц
Слайд 45

III тыс. до н.э. – появление древних очагов японской протокультуры Дземон и японского протогосударства Ямато

III тыс. до н.э. – появление древних очагов японской протокультуры Дземон и

японского протогосударства Ямато
Слайд 46

645–710 гг. – эпоха Тайка 710–794 гг. – ранняя Нара –

645–710 гг. – эпоха Тайка
710–794 гг. – ранняя Нара – полномасштабная

китаизация, заимствование иероглифической письменности, государственных структур, распространение буддизма, даосизма, конфуцианства

С IV в. начался процесс проникновения на японские острова китайской культуры:

Слайд 47

794–1185 гг. – период Хэйан (столица Хэйан – совр. Киото) ослабление

794–1185 гг. – период Хэйан (столица Хэйан – совр. Киото)
ослабление

китайского влияния
укрепление власти японского императора «Тэннон» («Сын Неба»)
оформление крупной земельной наследственной собственности
появление землевладельческой аристократии – дамьё (правление дома Фудзивара)
Слайд 48

1185–1333 гг. период Камакура – сёгунат Миномото 1392–1568 гг. – период

1185–1333 гг. период Камакура – сёгунат Миномото
1392–1568 гг. – период Муромати

– сёгунат Асикага
1603–1867 гг. период Эдо (столица Эдо – совр. Токио) – сёгунат Токугава Изясу
политика жесткого изоляционизма

Начиная с XII в. реальная власть в Японии переходит к руководителям самураев – сёгунам

Слайд 49

Самураи – «служащие хозяину, защищающие господина» Сёгуны – руководители самурайских отрядов

Самураи – «служащие хозяину, защищающие господина»
Сёгуны – руководители самурайских отрядов

Слайд 50

представляло собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина включило в

представляло собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина
включило в себя

догмы буддизма и конфуцианства
имело в своей основе определенные нормы поведения
являлось сословной моралью: служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы

Бусидо – неписаный кодекс поведения самурая в обществе

Слайд 51

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и

умереть, когда правомерно умереть.
Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его – значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители – ствол дерева, дети – его ветви
Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

Некоторые положения бусидо:

Слайд 52

Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая. Обладающий лишь

Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
Обладающий лишь

грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
Слайд 53

Религиозные представления японцев синто – «путь богов» буддиз – дзэн буддизм даосизм конфуцианство христианство

Религиозные представления японцев

синто – «путь богов»
буддиз – дзэн буддизм
даосизм
конфуцианство
христианство

Слайд 54

Во всех видах японского искусств сильна философско-эстетическая основа: югэн – спокойствие,

Во всех видах японского искусств сильна философско-эстетическая основа:

югэн – спокойствие, тишина
саби

– печать времени. Прелести старины
ваби – красота простоты и лаконичность
усинтай – передача внутреннего содержания
Слайд 55

АРАБО- МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

АРАБО- МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Слайд 56

Арабо-мусульманская цивилизация зарождение относится к VII в. н.э. Аравийский полуостров арабские племена возникновение ислама

Арабо-мусульманская цивилизация

зарождение относится к VII в. н.э.
Аравийский полуостров
арабские племена
возникновение ислама

Слайд 57

Ислам – мировая религия Основатель – пророк Мухаммед (Мухаммед, Мохаммед, Магомед, Магомет)

Ислам – мировая религия
Основатель – пророк Мухаммед (Мухаммед, Мохаммед, Магомед, Магомет)

Слайд 58

Мухаммед (570–632 гг.) – Пророк ислама религиозный реформатор, создатель Арабского халифата,

Мухаммед (570–632 гг.) – Пророк ислама

религиозный реформатор, создатель Арабского халифата, талантливый

полководец
основатель ислама (согласно мусульманским представлениям Мухаммед – посланник Аллаха, величайший из пророков, через которого людям был послан Коран и открыта суть ислама)
Слайд 59

610 г. – начало проповеди ислама 622 г. – год хиджры

610 г. – начало проповеди ислама
622 г. – год хиджры («переселение»

– начало мусульманского летоисчисления) уход из Мекки в Ясриб (Медина)
630 г. – вооруженный захват Мекки, начало активной завоевательной политики последователей ислама
632 г. – смерть Пророка, могила которого находится в Медине, ставшей великой святыней мусульман

в раннем детстве лишился родителей, воспитывался в семье дяди Абу Талиба
был пастухом, торговцем
женился на богатой вдове Хадидже, которая первая поддержала его религиозные проповеди
в 40-летнем возрасте услышал голос архангела Джебраила, поведавшего о богоизбранности Мухаммеда

Слайд 60

Источники ислама Коран – «чтение вслух» – включает 114 сур (глав),

Источники ислама

Коран – «чтение вслух» – включает 114 сур (глав), 6236

разделов-стихов (аяты), 77934 слова, 323621 букву
Сунна – «пример, образец» – описание жизни и деятельности Мухаммеда
Слайд 61

Мусульманское вероучение вера в Аллаха вера в особую пророческую миссию Мухаммеда

Мусульманское вероучение

вера в Аллаха
вера в особую пророческую миссию Мухаммеда
вера в святость

Корана
вера в существование ангелов и демонов

вера в бессмертие души, ад и рай
вера в божественное предопределение

Слайд 62

Основы ислама – пять столпов веры 1. шахад – исповедание веры

Основы ислама – пять столпов веры

1. шахад – исповедание веры в единственного

Бога и его пророка Мухаммеда
2. салят(намаз) – обязательная многократная ежедневная молитва
3. закят – уплата налога на имущество в пользу бедных единоверцев
4. саум – соблюдение поста
5. хаджж – паломничество в святые места Мекку и Медину
Слайд 63

Молитвенная формула ислама: «Нет иного Бога кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Аллаха»

Молитвенная формула ислама:

«Нет иного Бога кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник

Аллаха»
Слайд 64

Умма – мусульманская община Шариат – система мусульманского права Джихад –

Умма – мусульманская община
Шариат – система мусульманского права
Джихад – отдача всех

сил ради торжества ислама, допуская возможность» священной войны» против немусульман («газават»)
Слайд 65

Правление четырех праведных халифов Абу Бекр 632–634 гг. Омар 634–644 гг.

Правление четырех праведных халифов

Абу Бекр 632–634 гг.
Омар 634–644 гг.
Осман 644–656

гг.
Али-бен-Аби Талиб 656–661 гг.
Слайд 66

основа – слияние религиозной (имамат) и светской (эмират) власти в руках

основа – слияние религиозной (имамат) и светской (эмират) власти в руках

единого правителя – халифа (преемник пророка)

завоевательная политика: Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная Африка, Армения, часть Грузии, Испания, часть Средней Азии
столицы – Мекка, Дамаск, Багдад

Арабский халифат

Последствия: распространение ислама и превращение его в мировую религию

Слайд 67

«Свет с Востока» – в правление Омейядов (661–750 гг.) и Аббасидах

«Свет с Востока» – в правление Омейядов (661–750 гг.) и Аббасидах

(750–1258 гг.) Халифат достиг своего наивысшего расцвета
Слайд 68

Ислам Cуннизм Шиизм

Ислам

Cуннизм

Шиизм

Слайд 69

Завоевательная политика началась с деятельности Мухаммеда Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная

Завоевательная политика началась с деятельности Мухаммеда

Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная Африка,

Армения, часть Грузии, Испания, часть Средней Азии

важнейшее последствие – распространение ислама и превращение его в мировую религию

Слайд 70

разработка исламской догматики и норм шариата создание шедевров архитектуры и декоративного

разработка исламской догматики и норм шариата
создание шедевров архитектуры и декоративного искусства

расцвет высокой поэзии
развитие фундаментальных и прикладных наук

Расцвет классической исламской культуры VIII–XII вв.

Слайд 71

Основные направления религиозно-философской мысли: калам – философская теология ислама фальсафа –

Основные направления религиозно-философской мысли:

калам – философская теология ислама
фальсафа – ориентация

на наследие античной философии
теософия суфизма – мистическое толкование ислама
Слайд 72

Мечеть Софии в Стамбуле

Мечеть Софии в Стамбуле