Этнические основы этнопедагогики

Содержание

Слайд 2

В НАРОДЕ ИСПОКОН ВЕКОВ ВЫРАБАТЫВАЛСЯ СВОЙ, САМОБЫТНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ УКЛАД, СВОЯ ДУХОВНАЯ

В НАРОДЕ ИСПОКОН ВЕКОВ ВЫРАБАТЫВАЛСЯ СВОЙ, САМОБЫТНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ УКЛАД, СВОЯ ДУХОВНАЯ

КУЛЬТУРА. У ВСЕХ НАРОДОВ БЫЛО МНОГО ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ, ОБЛАГОРАЖИВАЮЩИХ ЖИЗНЬ ТРУДЯЩИХСЯ. ОНИ ПРОЯВЛЯЛИСЬ И В ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ, И В ПОЭЗИИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО ТРУДА, И В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ, И В УДИВИТЕЛЬНЫХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ, И В КРАСОТЕ ОДЕЖДЫ, И В ПРАВОСЛАВНЫХ ЗАКОНАХ ГОСТЕПРИИМСТВА, И В ДОБРЫХ ОБЫЧАЯХ ХОРОШЕГО ТОНА И ПРАВИЛАХ ПРИЛИЧИЯ. 
Слайд 3

ТЕРМИНЫ «ЭТНОПЕДАГОГИКА» И «НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА» ПРИОБРЕТАЮТ РАЗНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ НАГРУЗКИ. ПО МНЕНИЮ

ТЕРМИНЫ «ЭТНОПЕДАГОГИКА» И «НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА» ПРИОБРЕТАЮТ РАЗНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ НАГРУЗКИ.
ПО МНЕНИЮ

B.C. КУКУШИНА, ЭТНОПЕДАГОГИКА ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ОЗНАЧАЮЩЕЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ, А НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КОНКРЕТНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. 
Слайд 4

ЭТНОПЕДАГОГИКА НАУКА, ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ТРАДИЦИОННАЯ ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

ЭТНОПЕДАГОГИКА НАУКА, ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ТРАДИЦИОННАЯ ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

И ОБУЧЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ У РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ. ТЕРМИН ВВЕДЁН И ПОПУЛЯРИЗИРОВАН Г. Н. ВОЛКОВЫМ В 1972 
ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. 
Слайд 5

ЭТНОПЕДАГОГИКА ИЗУЧАЕТ: 1) ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАРОДА (УХОД, ВОСПИТАНИЕ, САМОВОСПИТАНИЕ, ПЕРЕВОСПИТАНИЕ,

ЭТНОПЕДАГОГИКА ИЗУЧАЕТ: 1) ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАРОДА (УХОД, ВОСПИТАНИЕ, САМОВОСПИТАНИЕ, ПЕРЕВОСПИТАНИЕ,

НАСТАВЛЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ПРИУЧЕНИЕ);
2) РЕБЕНКА КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ (РОДНОЕ ДИТЯ, СИРОТА, ПРИЕМЫШ, РОВЕСНИКИ, ДРУЗЬЯ, ЧУЖИЕ ДЕТИ, ДЕТСКАЯ СРЕДА);
3) ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВКА К ТРУДУ, ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА, РАЗВИТИЕ УМА, ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ, ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К ПРЕКРАСНОМУ); 
4) ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ (ПРИРОДА, ИГРА, СЛОВО, ОБЩЕНИЕ, ТРАДИЦИЯ, ДЕЛО, БЫТ, ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ, ПРИМЕР-ИДЕАЛ (ЛИЧНОСТИ-СИМВОЛЫ, СОБЫТИЯ-СИМВОЛЫ, ИДЕИ-СИМВОЛЫ);
Слайд 6

5) МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ (УБЕЖДЕНИЕ, ПРИМЕР, ПРИКАЗ, РАЗЪЯСНЕНИЕ, ПРИУЧЕНИЕ И УПРАЖНЕНИЕ, ПОЖЕЛАНИЕ

5) МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ (УБЕЖДЕНИЕ, ПРИМЕР, ПРИКАЗ, РАЗЪЯСНЕНИЕ, ПРИУЧЕНИЕ И УПРАЖНЕНИЕ, ПОЖЕЛАНИЕ

И БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ЗАКЛИНАНИЕ, КЛЯТВА, ПРОСЬБА, СОВЕТ, НАМЕК, ОДОБРЕНИЕ, УПРЕК, УКОР, УГОВОР, ЗАПОВЕДЬ, ПОВЕРЬ, ЗАВЕТ, ЗАРОК, РАСКАЯНИЕ, ПОКАЯНИЕ, ПРОПОВЕДЬ, ЗАВЕЩАНИЕ, ЗАПРЕТ, УГРОЗА, ПРОКЛЯТИЕ, БРАНЬ, НАКАЗАНИЕ, ПОБОИ); 
6) СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ (ПОТЕШКИ, СЧИТАЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, ЭПОС, СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ, МИФЫ И Т.Д.); 7) ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ (ТРУДОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, МОЛОДЕЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЩЕНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ).
Слайд 7

ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО МНОГО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЛИ ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НАРОДА И

ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО МНОГО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЛИ ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НАРОДА И

ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. ПЕДАГОГИ-КЛАССИКИ ПОЛАГАЛИ, ЧТО НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ОБОГАЩАЕТ НАУКУ О ВОСПИТАНИИ, СЛУЖИТ ЕЕ ОПОРОЙ И ОСНОВОЙ. 
14 Я.А. КОМЕНСКИЙ НА ОСНОВЕ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДОВЫХ СЕМЬЯХ ВЫДВИНУЛ И РАЗРАБОТАЛ ИДЕЮ «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЫ», ЦЕЛЬ КОТОРОЙ - ВСЕ СЕМЬИ ПОДНЯТЬ ДО УРОВНЯ ЛУЧШИХ СЕМЕЙ, ГДЕ РАЗУМНЕЕ ВСЕГО ПОСТАВЛЕНО ВОСПИТАНИЕ. ПРИ ОБОСНОВАНИИ ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВЕЛИКИЙ ПЕДАГОГ ТАКЖЕ УЧИТЫВАЛ НАРОДНЫЙ ОПЫТ. НЕКОТОРЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДАНЫ ИМ В ФОРМЕ НАРОДНЫХ АФОРИЗМОВ, А В РЯДЕ СЛУЧАЕВ НАРОДНЫЕ АФОРИЗМЫ СОСТАВЛЯЮТ КАКОЙ-ТО ЭЛЕМЕНТ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ. ПОКАЗАТЕЛЬНО, ЧТО ОТЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ СВОЮ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛ КАК СОБИРАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕШСКОГО НАРОДА, КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЕГО ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ. ПЕРВЫЙ ТРУД, ЗАДУМАННЫЙ ИМ, - ЭТО «СОКРОВИЩНИЦА ЧЕШСКОГО ЯЗЫКА», В КОТОРОЙ ОН МЕЧТАЛ СОБРАТЬ ВСЕ - ОТТОЧЕННЫЕ ГРАНИТЫ СЛОВ, ЖЕМЧУЖИНЫ ПОГОВОРОК, ТОНКИЕ СОЗВУЧИЯ ВЫРАЖЕНИЙ И ОБОРОТОВ РЕЧИ. 
Слайд 8

К.Д.УШИНСКИЙ НАРОДНУЮ ПЕДАГОГИКУ СЧИТАЛ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ, ПОД ВЛИЯНИЕМ КОТОРЫХ

К.Д.УШИНСКИЙ НАРОДНУЮ ПЕДАГОГИКУ СЧИТАЛ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ, ПОД ВЛИЯНИЕМ КОТОРЫХ

СКЛАДЫВАЛАСЬ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА.
ОН ВЫСКАЗАЛ САМОЕ ГЛАВНОЕ И САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ ВСЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: «НАРОД ИМЕЕТ СВОЮ ОСОБУЮ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ВОСПИТАНИЯ... ТОЛЬКО НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЖИВЫМ ОРГАНОМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НАРОДНОГО РАЗВИТИЯ».
СКАЗКИ И РАССКАЗЫ УШИНСКОГО - ЛУЧШИЙ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ КАК В СЕМЬЕ, ТАК И В ШКОЛЕ. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - НЕ НАУКА, НО ПРЕДМЕТ НАУКИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ.