Философия революционных демократов

Содержание

Слайд 2

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В.

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В.

Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева.
Слайд 3

Герцен А.И. Чернышевский Н.Г.

Герцен А.И.

Чернышевский Н.Г.

Слайд 4

Особенность философии революционных демократов заключается в ее отчетливо выраженной социальной направленности.

Особенность философии революционных демократов заключается в ее отчетливо выраженной социальной направленности.

Ей присуща глубокая резкая критика крепостничества, стремление найти действенный путь его замены другим общественным строем. Она дала материалистическое решение ряда важнейших мировоззренческих проблем.
Слайд 5

Решая онтологические проблемы, революционные демократы выделяют роль и значение философии. Они

Решая онтологические проблемы, революционные демократы выделяют роль и значение философии. Они

видят в ней мощный инструмент познания действительности, подчеркивая, что ее содержанием должна быть природа, окружающая человека реальная жизнь.
Революционные демократы исходят из возможности познания человеком окружающего мира с помощью чувства и разума, выделяя при этом значение природы как исходного начала познания.
Содержание истинных знаний не должно противоречить действительности. Истина должна подтверждаться как мышлением, так и бытием.
Они рассматривали человека как высший результат деятельности природы, считая, что без него природа является чем-то незавершенным, что человеческий мир не отделен стеной от мира природы, что сознание человека - высшая степень развития природы.
Слайд 6

Отличие от русского марксизма В новой оценке поместное дворянство и старое

Отличие от русского марксизма

В новой оценке поместное дворянство и старое общинное

крестьянство представлялись обреченными на исчезновение и растворение в новых буржуазных классах , аграрный вопрос разрешался капиталистическим путем. Промежуточные, стоящие между буржуазией и пролетариатом, классы оценивались как реакционные, сама буржуазия как класс, который постепенно и незаметно становится у власти , а либеральная и демократическая интеллигенция как группа, раскалывающаяся на две части одна примыкает к пролетариату, а другая к консервативным и реакционным кругам.
Постепенная демократизация режима будет совершаться более или менее автоматически в результате приспособления самодержавной властью наличных учреждений и норм к расширяющим свои публичные права новым классам - промышленной буржуазии и пролетариату. Момент политического переворота полностью исключался, ставка делалась на эволюцию существующих политических и государственных форм.
Слайд 7

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Слайд 8

Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области

Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области

теософии. Основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве” (1877 — 1881), “Религиозные основы жизни”(1882 — 1884)
Второй период - (примерно до 1890 г.) - исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни (“История и будущность теократии” (1885 — 1887), “Россия и Вселенская церковь” (1889).
Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы периода — “Смысл любви” (1892 — 1894), “Оправдание добра” (1895).
Слайд 9

пять ступеней эволюции царств минеральное царство, растительное животное человеческое царство Божие

пять ступеней эволюции царств

минеральное царство,
растительное
животное
человеческое
царство Божие

Слайд 10

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд, жалость и

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд, жалость и

благоговение.
На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам.
Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала – благо, истина и красота – составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь – силу, подрывающую корни эгоизма.
Слайд 11

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881)

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881)