Философия революционных демократов Михайлова Оксана

Содержание

Слайд 2

Революционно-демократическая идеология Революционно-демократическая идеология зародилась в 40-х гг. 19 в. и

Революционно-демократическая идеология

Революционно-демократическая идеология зародилась в 40-х гг. 19 в. и

стала определяющей в общественном движении 60—70-х гг.
По социальному положению революционные демократы— главным образом разночинцы, хотя среди них были и дворяне.
Один из первых революционных демократов — В. Г. Белинский. В 50—60-е гг. Р. д. во главе с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым и др. пропагандировали свои идеи на страницах «Современника» и «Колокола».
Слайд 3

Основные идеи и положения революционных демократов Революционные демократы сочетали идею крестьянской

Основные идеи и положения революционных демократов

Революционные демократы сочетали идею крестьянской

революции с идеями утопического социализма.
Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране;
полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.
Революционные демократы создали тайные революционные организации — «Землю и волю, «Народную волю и др.
Источником развития служит борьба противоположностей, их взаимосвязь и взаимоотношение
Решительно отстаивали основные положения и принципы диалектики ,и ее законы
Большое внимание уделяли законам перехода количества в качество и отрицания отрицания
Слайд 4

Представители идеи революционной демократии В.Г. Белинский А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский Н.И.

Представители идеи революционной демократии

В.Г. Белинский
А.И. Герцен
Н.Г. Чернышевский
Н.И. Добролюбов
Д.И. Писарев
М.В. Буташевич-Петрашевский
М.А.

Спешнев
Слайд 5

Революционеры-демократы освоили немецкую классическую философию и восприняли ее диалектику и материализм

Революционеры-демократы освоили немецкую классическую философию и восприняли ее диалектику и материализм

Фейербаха,
познакомились с идеями социалистов утопистов и французских материалистов, а также с экономическими теориями А. Смита и Д. Рикардо. А. И. Герцен был знаком со взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса.
Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России. Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства.
При этом построение социализма В. Г. Белинским мыслилось как путь революционных преобразований и экспроприации помещичьих земель и владений, Герцен был сторонником спокойных революционных преобразований без насилия и гражданской войны.
Слайд 6

Самым крупным мыслителем, представляющим демократию в России, был Александр Иванович Герцен

Самым крупным мыслителем, представляющим демократию в России, был Александр Иванович Герцен

Считается,

что "характерной чертой идейного развития Герцена 1833 — 1839 гг. было стремление вслед за некоторыми сен-симонистами, но под определяющим влиянием условий русской жизни, рассматривать социализм как новую религию человечества".
Однако, "на рубеже 30-40-х гг. религиозные взгляды А. И. Герцена меняются". В 1842 г. он пришел к материализму. В 1844 — 1845 гг. он создает свой основной философский труд "Письма об изучении природы".
В 40-х гг. он сложился как революционный демократ.
Герцен был полон веры в демократическую Европу, которая, осуществив социалистический переворот, даст толчок русской революции.
Слайд 7

А.И. Герцен развивает свою теорию "русского социализма", строившегося на убеждении, что

А.И. Герцен

развивает свою теорию "русского социализма", строившегося на убеждении,

что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о том, что сохраняющаяся в России сельская община содержит в себе зародыши будущего социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда и мирского управления".
После крестьянской реформы 1861 г. Герцен приходит к пониманию того, что России не удастся миновать капитализма, но не отказывается от мысли о том, что Россия переход к социализму совершит иначе чем другие народы.
Одной из существенных черт герценовского социализма было то, что он предпочитал такой социалистический переворот, который бы не допускал кровавых средств. Однако он понимал, что и насильственный переворот может быть неизбежным, и все же он считал, что лучше не допускать подготовки к насилию, не провоцировать его.
был против установки Бакунина на немедленный бунт, и выступил за сохранение государства
Слайд 8

Он рассматривал философию как науку о всеобщих законах бытия. По его

Он рассматривал философию как науку о всеобщих законах бытия. По его

мнению, эта наука должна иметь практическую направленность.
Материалистические воззрения Герцена были высказаны им в работе "Письма об изучении природы". Главная идея, изложенная в этой работе, заключается в том, что философия должна находиться в союзе с естествознанием. Герцен высказывал глубокие, близкие к совершенному пониманию идеи о движении, материи.
Он отстаивал идею о познаваемости мира, настаивая на единстве опыта и умозрения в познании, т. е. единстве чувственной и рациональной ступеней познания.
Герцен внес огромный вклад в разработку проблемы диалектического метода. В качестве его основных достоинств он выделял требования рассматривать явления в развитии, в целостности.
Осваивая диалектику Гегеля, Герцен многое сделал для осмысления связей философских категорий (сущность и явление, содержание и форма).
Герцен трактовал диалектику как алгебру революции, т. е. считал необходимым использовать диалектику, как для осмысления действительности, так и для организации деятельности по ее преобразованию.
Слайд 9

Виссарион Григорьевич Белинский вошел в историю общественно-политической "философской мысли нашей страны

Виссарион Григорьевич Белинский

вошел в историю общественно-политической "философской мысли нашей страны как

выдающийся литературный критик, борец с крепостничеством, приверженец социализма.
В отличие от Герцена Белинский считал капитализм закономерной стадией общественного развития. Он соединял социализм с классовой борьбой".
В философии Белинский стоял на позициях материализма. Он признавал первичность материального по отношению к духовному, считал объективно существующими материю, пространство и время, признавал бесконечность мира в пространстве и во времени.
Общественное развитие, согласно Белинскому, как и все в мире, идет по спирали. В мире господствует не слепой случай, а необходимость. Необходимость прокладывает себе путь через цепь отрицаний.
Он рассматривает человека как продукт общества. Белинский, как и Герцен, стремился, освоив диалектику Гегеля, применить ее к объяснению мира
Слайд 10

Николай Гаврилович Чернышевский В 60-е гг. XIX в. главой революционно-демократического лагеря

Николай Гаврилович Чернышевский

В 60-е гг. XIX в. главой революционно-демократического лагеря был

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889). В своих произведениях он разрабатывал вопросы политической экономии, философии, этики и эстетики.
Чернышевский Чернышевский осознавал, что в России нарастает глубокий экономический и политический кризис, который должен завершиться революционной ломкой существующего режима.
Чернышевский верил в близость русской революции и намеревался принять в ней участие. "Меня не устраивают, — говорил он, — ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня".
Вся последующая деятельность Чернышевского была посвящена идейной и практической подготовке крестьянской революции.
Чернышевский считал, что крестьянская реформа 1861 г. спасти самодержавие не может.
На вопрос, каким путем пойдет Россия после революции, Чернышевский давал такой ответ: она пойдет по некапиталистическому пути развития к социализму, опираясь на сельскую общину. Социализм он считал высшим на данный момент этапом развития человечества.
Слайд 11

Николай Александрович Добролюбов был крупным публицистом, критиком и теоретиком революционной демократии.

Николай Александрович Добролюбов

был крупным публицистом, критиком и теоретиком революционной демократии.
Добролюбов

считал своим долгом готовить общество к революции путем критики общественных установлений и идей, способствующих сохранению старого строя.
проводил идею необходимости коренных преобразований всей общественной жизни. Он отвергал возможность перестройки общества по инициативе сверху, под покровом законности.
"Естественные" общественные отношения, по Добролюбову, основываются на труде; степенью уважения к труду определяется истинная ценность данной ступени цивилизации; вся история — это борьба "людей трудящихся" с "дармоедами". К последним он относил и феодалов, и капиталистов, и всех тех, кто угнетает рабочий народ.
Жизнь людей должна, по его мнению, основываться на разумном эгоизме и сознательности. Эстетический идеал Добролюбова в слиянии науки и искусства, науки и поэзии.
Слайд 12

Дмитрий Иванович Писарев В целом он не разделял взгляды Чернышевского и

Дмитрий Иванович Писарев

В целом он не разделял взгляды Чернышевского и

Добролюбова. Его взгляды имели особенности, он был мыслителем, подготовившим переход от революционной демократии к народничеству. Допуская, что революция может осуществиться путем насилия, он считал более приемлемым путь просвещения народа, подготовки его к революционным преобразованиям
В 1863 г. была написана одна из самых значительных его статей "Очерки из истории труда", позже озаглавленной "Зарождение культуры". Центральная мысль этой работы состоит в том, что за капитализмом неизбежно последует социализм, базирующийся на общественной собственности, частная собственность будет ликвидирована. Социализм достигается революционным путем, но революция дело будущего.
Свои взгляды он называл идеализмом. Ставку в революции он делал на мыслящий пролетариат, т. е. на интеллигенцию.
в своих статьях он заявил о себе как материалист, однако к диалектике относился с недоверием. Боролся против идеализма и мистики.
Узкопартийная, групповая сознательность хороша для разрушения, для консолидации сил общества она не всегда пригодна.
Слайд 13

Философия В. Соловьева Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой

Философия В. Соловьева

Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации.

Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление.
Основной идеей его религиозной философии была : София — Душа Мира. Речь — о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии; Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Слайд 14

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий

Теософия — дословно Божественная мудрость.
Она представляет собой синтез научных открытий и откровений

христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
Теургия — дословно боготворчество.
Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия — дословно власть Бога
В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью
Слайд 15

Л.Н. Толстой Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею

Л.Н. Толстой

Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества.
Идею исторического

прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни.
По Толстому, «царство божие внутри нас»
Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.
Слайд 16

Ф.М. Достоевский В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После

Ф.М. Достоевский

В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения

идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей.
Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».
Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных.
Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя
Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы , на основе христианского братства
Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в