Философия революционных демократов

Содержание

Слайд 2

Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками

Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были

сторонниками социалистического преобразования страны. Их социализм называли утопическим, так как считалось, что переход к социализму через преобразование крестьянской общины, минуя капитализм, мирным путем неосуществим. Они создали философское и социологическое учение, которое по теоретическому богатству, по широте и глубине постановки и решения проблем превосходит многое из того, что было сделано в философии другими представителями этого направления.
Слайд 3

Идеи преобразования России Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования

Идеи преобразования России

Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России.

Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства. При этом построение социализма В. Г. Белинским мыслилось как путь революционных преобразований и экспроприации(принудительное изъятие собственности) помещичьих земель и владений, Герцен был сторонником спокойных революционных преобразований без насилия и гражданской войны.
Слайд 4

А.И. Герцен А.И. Герцен родился в Москве 25 марта 1812 г.

А.И. Герцен

А.И. Герцен родился в Москве 25 марта 1812 г.

В 1834 г., через год после окончания Московского университета, был арестован, а затем сослан в Вятку за организацию кружка, в который входил его друг Н. П. Огарев. Ссылку он заканчивал во Владимире. После ссылки один год жил в Петербурге. За резкий отзыв в письме к отцу о полиции последовала новая ссылка в Новгород на один год. После отбывания этой ссылки Герцен занялся теоретической работой. В 1844 — 1845 гг. он создает свой основной философский труд "Письма об изучении природы". В 40-х гг. он сложился как революционный демократ.
Слайд 5

ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ отмена крепостного права развитие общественных начал в хозяйственной

ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ

отмена крепостного права
развитие общественных начал в хозяйственной жизни

установление республики
социалистический переворот, не допускающий кровавых средств. Но насильственный переворот может быть неизбежным, и все же, что лучше не допускать подготовки к насилию, не провоцировать его.
Слайд 6

Герцен рассматривал философию как науку о всеобщих законах бытия. По его

Герцен рассматривал философию как науку о всеобщих законах бытия. По его

мнению, эта наука должна иметь практическую направленность. Его материалистические воззрения были высказаны им в работе "Письма об изучении природы". Главная идея, изложенная в этой работе, заключается в том, что философия должна находиться в союзе с естествознанием. Он утверждал: "философия без естествознания так же невозможна как естествознание без философии". Для союза философии и естествознания необходимо правильное решение вопроса об отношении мышления и бытия. При этом Герцен считал, что ключ к решению этого вопроса в идее развития природы, а также признание ее первичности по отношению к мышлению.
Слайд 7

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ А.И.ГЕРЦЕНА Познаваемость мира Единство опыта и умозрения в познании

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ А.И.ГЕРЦЕНА
Познаваемость мира
Единство опыта и умозрения в познании (единство чувственной

и рациональной ступени в познании)
Рассмотрение явлений в развитии, в целостности.
Слайд 8

В.Г. Белинский Вошёл в историю общественно-политической философской мысли нашей страны как

В.Г. Белинский

Вошёл в историю общественно-политической философской мысли нашей страны как выдающийся

литературный критик, борец с крепостничеством, приверженец социализма. В отличие от Герцена Белинский считал капитализм закономерной стадией общественного развития. Он соединял социализм с классовой борьбой. Белинский является одним из родоначальников материалистической эстетики в нашей стране. Он не написал ни одного специально философского сочинения. Свои философские взгляды — материализм и диалектику — он изложил кратко и отрывочно.
Слайд 9

ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИКИ Искусство — продукт общества, оно отражает и раскрывает развитие

ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИКИ

Искусство — продукт общества, оно отражает и раскрывает развитие общества.
Изображаемое

в искусстве должно соответствовать жизни (однако искусство не копирует жизнь, а отражает в ней типическое).
Искусство имеет огромное общественное значение, оно воспитывает людей и служит оружием в общественной борьбе .
Реалистическое искусство является по своему содержанию и смыслу народным искусством.
Требование идейности искусства и соответствия между содержанием и формой художественного произведения.
Слайд 10

В философии Белинский стоял на позициях материализма. Первичность материального по отношению

В философии Белинский стоял на позициях материализма.
Первичность материального по отношению

к духовному,
Объективно существующая материя, пространство и время
Бесконечность мира в пространстве и во времени.
Общественное развитие, согласно Белинскому, как и все в мире, идет по спирали.
В мире господствует не слепой случай, а необходимость. Необходимость прокладывает себе путь через цепь отрицаний.
человек как продукт общества.
Слайд 11

Н.Г. Чернышевский Глава революционно-демократического лагеря в 60-е гг. XIX в. В

Н.Г. Чернышевский

Глава революционно-демократического лагеря в 60-е гг. XIX в. В своих

произведениях он разрабатывал вопросы политической экономии, философии, этики и эстетики.
Чернышевский осознавал, что в России нарастает глубокий экономический и политический кризис, который должен завершиться революционной ломкой существующего режима.
Чернышевский верил в близость русской революции и намеревался принять в ней участие. Вся последующая деятельность Чернышевского была посвящена идейной и практической подготовке крестьянской революции.
Слайд 12

Основная философская работа Чернышевского — "Антропологический принцип в философии". В ней

Основная философская работа Чернышевского — "Антропологический принцип в философии". В ней

он как никто до него обосновал принцип партийности философии. Чернышевский углубил обоснование материального единства мира. Он внес вклад в дальнейшее развитие материалистической теории познания, углубил понимание философских категорий.
Слайд 13

Н.И. Добролюбов Сподвижник Чернышевского, крупный публицист, критик и теоретик революционной демократии.

Н.И. Добролюбов

Сподвижник Чернышевского, крупный публицист, критик и теоретик революционной демократии. Добролюбов

считал своим долгом готовить общество к революции путем критики общественных установлений и идей, способствующих сохранению старого строя.
Как революционный демократ Добролюбов проводил идею необходимости коренных преобразований всей общественной жизни. Он отвергал возможность перестройки общества по инициативе сверху, под покровом законности.
Слайд 14

Д.И. Писарев В целом он не разделял взгляды Чернышевского и Добролюбова.

Д.И. Писарев

В целом он не разделял взгляды Чернышевского и Добролюбова. Его

взгляды имели особенности, он был мыслителем, подготовившим переход от революционной демократии к народничеству. Допуская, что революция может осуществиться путем насилия, он считал более приемлемым путь просвещения народа, подготовки его к революционным преобразованиям.
Свои взгляды он называл идеализмом. Ставку в революции он делал на мыслящий пролетариат, т. е. на интеллигенцию. По философии Писарев написал немного, но в своих статьях он заявил о себе как материалист, однако к диалектике относился с недоверием. Боролся против идеализма и мистики.
Слайд 15

Революционно-демократическая идеология разрабатывалась разночинцами, исключение составляют Герцен и Писарев. Критика общества

Революционно-демократическая идеология разрабатывалась разночинцами, исключение составляют Герцен и Писарев. Критика

общества со стороны выходцев из народа, каковыми были В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, питалась убеждением, что им как народным мыслителям виднее, куда должна идти Россия. При этом революция их не страшила, так как те слои, выходцами из которых они были, как им казалось, обретут больше, чем потеряют, а главное, народ, страдальцами за который они себя считали, получит огромную пользу.
Они думали, что Россия вполне может совершить скачок в царство свободы. Однако, как показала практика, Россия в XIX в. не была к этому готова. Свобода достигается не однократным действием, обагренным кровью и страданиями миллионов. Это еще только начало пути к свободе. Она достигается ценой большого труда, ценой многолетних согласованных усилий всех членов общества, к каким бы слоям и нациям они не принадлежали. Когда же в обществе один класс, слой, или одна нация стремится устроиться за счет другой, то такое общество идет не вперед, а либо топчется на месте, либо идет назад, а возможно движется к своей гибели.