Презентация Философия Канта

Содержание

Слайд 2

И. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремесленника.

И. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремесленника.

Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а в последствии - и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же он умер (1804).
Слайд 3

Кант был не только философом, но и крупным ученым в области

Кант был не только философом, но и крупным ученым в области

естествознания: космогонии, физической географии, антропологии.
В Кенигсбергском университете, кроме философских наук, Кант преподавал ряд естественных наук.
Особенно много Кант трудился по вопросам естествознания в первые полтора десятилетия своей деятельности
Слайд 4

В первый период (до начала 70-х годов) Кант пытался решать философские

В первый период (до начала 70-х годов) Кант пытался решать философские

проблемы - вопросы о бытии, философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозри- тельная наука т.е. без обращения к опытным данным. В этот период Кант находился под влиянием рационалистической фи- лософии Вольфа и его учеников. Знакомство Канта с агности- цизмом Юма в 60-х годах поколебало его прежнюю веру в спо- собность разума дать умозрительное познание истинной сущно- сти вещей.

ФИЛОСОФСКОЕ РАЗВИТИЕ КАНТА ДЕЛИТСЯ НА ДВА ПЕРИОДА.

Слайд 5

ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД (С НАЧАЛА 70-Х ГОДОВ) Кант пытается строго отделить

ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД (С НАЧАЛА 70-Х ГОДОВ) Кант пытается строго отделить

<явления> от <вещей в себе>; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пыта- ется доказать, будто вещи сами по себе непознаваемы; мы-де познаем лишь <явления> или тот способ, каким эти <вещи в се- бе> воздействуют на нас.
Слайд 6

Учение, сложившееся в этот период, было учением АГНОСТИЦИЗМА. Сам Кант называл

Учение, сложившееся в этот период, было учением АГНОСТИЦИЗМА. Сам Кант называл

его <критикой разума>. Кант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познания сущ- ности вещей, оставляя за ним только познание явлений.
Слайд 7

Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо

Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо

для развития науки, т.к. оно лишает осно- вания всякого рода логические <доказательства> бытия бога, потустороннего мира и т.п.
Однако Кант все же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без ве- ры нельзя примирить требование нравственного сознания с су- ществованием зла.
Слайд 8

Отсюда видно, что в философском развитии Канта отразилась слабость современного ему

Отсюда видно, что в философском развитии Канта отразилась слабость современного ему

немецкого бюргерства. Кант не верит в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере: гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире <умопостигаемом>. Вера в бога - гарантия того нравственного порядка, который не может быть найден в эмпирическом мире.
Слайд 9

Но если результат, к которому пришел Кант во второй период своего

Но если результат, к которому пришел Кант во второй период своего

развития, играл на руку вере, ограничивал разум в пользу религии, то путь, по которому Кант шел к этому ре- зультату, мотивы, по которым Кант предпринял свою>критику> разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую на- ходились в противоречии со стремлением подчинить разум вере.
На этом пути он пытался: 1) выяснить источники различных видов знания - на- учного и философского; 2) выяснить, на чем основывается достоверность зна- ния в математике и в естествознании; 3) исследовать формы и категории научного мышления и т.д.
Слайд 10

Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант

Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант

признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть <КРИТИЧЕСКОЙ>, а самый этот период - <критическим>. А так как до начала 70-х годов <критика> в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть <докритическим>.
Слайд 11

ДОКРИТИЧЕСКИЙ> ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ КАН- ТА И ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ РАБОТЫ В

ДОКРИТИЧЕСКИЙ> ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ КАН- ТА И ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ РАБОТЫ В

работах <докритического> периода наряду с философскими произведениями важное место занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. В этих работах Кант поставил вопрос о развитии в природе. В отличие от Ньютона Кант делает попытку приложить принципы современного ему естествознания к объяснению не только строения солнечной системы в настоящее время, но и к объяснению ее возникнове- ния и развития.
Слайд 12

Не ограничившись общей теорией образования солнечной системы, Кант пытался решить и

Не ограничившись общей теорией образования солнечной системы, Кант пытался решить и

более специальные вопросы, касающиеся истории Земли. Он поставил вопрос о роли прили- вов и отливов в истории Земли и доказал, сто в результате это- го явления скорость суточного вращения земли замедляется.
Слайд 13

излагая учение о естественном происхождении и о развитии солнечной системы, Кант

излагая учение о естественном происхождении и о развитии солнечной системы, Кант

не делает отсюда последо- вательных материалистических выводов. Он допускает ряд ус- тупок религии и господствовавшей в школах того времени телеологии. Так, признавая бесконечность процесса развития мира, Кант вместе с тем полагает, будто этот процесс все же имел начало.
Слайд 14

Механические законы вместе с тем обнаруживаются в материи, но не вытекают

Механические законы вместе с тем обнаруживаются в материи, но не вытекают

из нее, и причиной мира является, по Канту, не материя, а бог. Таким образом, божественная перво- причина сохраняется в ослабленном виде, акт божественного творения отделяется от процесса естественного развития, а самый процесс этот провозглашается независящим от вмешательства бога.
Слайд 15

В книге (1755) Кант развил гениальную гипотезу, согласно которой солнечная система

В книге <ВСЕОБЩАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НЕБА> (1755) Кант развил

гениальную гипотезу, согласно которой солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешне- го устройства согласно законам, открытым в физике Ньютоном.
Слайд 16

ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В ПЕРИОД в работах периода Кант вначале находился

ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В <КРИТИЧЕСКИЙ> ПЕРИОД в работах <докритического> периода Кант

вначале находился под влиянием рационалистической философии Лейбница- Вольфа.
Слайд 17

. Рационалисты - учителя Канта - думали, будто реаль- ная связь

. Рационалисты - учителя Канта - думали, будто реаль- ная связь

между причиной и ее действием не отличается от ло- гической связи между основанием и следствием. Под влиянием Юма Кант отказался от этого взгляда. Связь между причиной и действием - только фактическая, эмпирическая, она не может быть выведена логическим путем, в силу чего одной логики не- достаточно для тог, чтобы обосновать теоретическое естество- знание.
Слайд 18

В то же время из учений предшествующего рационализма Кант сохранил убеждение,

В то же время из учений предшествующего рационализма Кант сохранил убеждение,

будто науки, состоящие из утвержде- ний, имеющих всеобщее и необходимое значение (математика, естествознание), не могут иметь своим источником опыт, кото- рый всегда не полон, незавершен и, следовательно, не дает ос- нований для такого рода обобщений. Однако таким источни- ком, по Канту, не может быть и разум.
Слайд 19

. А между тем знание, имеющее всеобщее и необходимое значение, или

. А между тем знание, имеющее всеобщее и необходимое значение, или

достоверное значение, по терминологии Канта, все же существует. Его источником являются будто бы независимые от опыта и предшествующие ему (<априорные>) формы чувственности и рассудка.
Слайд 20

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ> КАНТА СФОРМИРОВАЛАСЬ К НАЧА- ЛУ 80-Х ГОДОВ. Учение это

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ> КАНТА СФОРМИРОВАЛАСЬ К НАЧА- ЛУ 80-Х ГОДОВ. Учение это

было изложено в трактатах <Критика чистого разума> (1781), <Критика практического разума> (1788) и <Критика способности суждения> (1790). В первой из этих книг Кант изложил свое учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в при- роде.
Слайд 21

Основу всех трех составляет учение Канта о и . По Канту,

Основу всех трех <Критик> составляет учение Канта о <вещах в себе>

и <явлениях>. По Канту, существует независя- щий от нашего сознания (от ощущений, от мышления) мир ве- щей, их Кант называет <вещами в себе>.
Слайд 22

Познание начинается, по Канту, с того, что воздействуют на органы чувств

Познание начинается, по Канту, с того, что <вещи в себе> воздействуют

на органы чувств и вызывают ощущения. В этой предпосылке своего учения о существовании <вещей в себе> Кант - материалист. Здесь первичное для него не наше сознание а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к исследованию вопроса о познании - о его формах и границах, он покидает материалистическую точку зрения и раз- вивает идеалистическое учение о познании
Слайд 23

УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ Вопрос о возможности априорных синтетических сужде-

УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ Вопрос о возможности априорных синтетических сужде-

ний в математике Кант рассматривает в учении о формах чув- ственного познания. По Канту, элементы математического зна- ния - не понятия, а наглядные представления, или чувственные созерцания (чувственные <интуиции>). В суждения математики синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувствен- ном созерцании пространства (в геометрии), либо на чувствен- ном созерцании времени (в арифметике).
Слайд 24

Пространство - апри- орная форма внешнего чувственного созерцания. Именно априорность и

Пространство - апри- орная форма внешнего чувственного созерцания. Именно априорность и

сообщает, по Канту, созерцаниям пространства их безусловную всеобщность и необходимость. И точно так же, по Канту, время – априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Априорность сообщает и созерцаниям времени их безусловную всеобщность и необходи- мость.Это учение о пространстве и времени как об априорных формах чувственного созерцания есть субъективный идеализм.