Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - прин­цип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание чело
- Главная
- Алгебра
-
Гуманизм (от латинского humanus - человечный) - прин­цип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание чело
Содержание
- 2. С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений
- 3. Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные
- 4. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis — познанию божественного — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний
- 5. Франческо Петрарка (1304—1374) искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая, что светская образованность, знание античной поэзии
- 6. Теоретический аспект гуманизма Итак, стало понятно, что гуманизм имеет две стороны или аспекта, поэтому имеет смысл
- 7. По этому поводу Фичино пишет: “Она (душа) есть то, что существует среди смертных вещей, сама не
- 8. Но почему человек являет собой великое чудо? Известное объяснение Пико следующее. Все творения онтологически определены по
- 9. Практический аспект гуманизма К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции,
- 10. Направления практической деятельности гуманистов 1. Воспитание и образование 3. Искусство, творческая деятельность 2. Государственная деятельность
- 11. Как мы видим, немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, образование общества. Организовывая научные кружки,
- 12. Теоретическому обоснованию этих задач посвятил свою научную деятельность гуманист и политический деятель Флоренции Колюччо Салютати (1375—1406).
- 13. Рассмотрим теперь политическую направленность гуманистов. Возьмем, к примеру, представителей так называемого гражданского гуманизма - Леонардо Бруни
- 14. Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного
- 16. Скачать презентацию
С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что
С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что
В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внешний мир. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный тип людей - горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознанием от обитателей сельской округи - крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, развивается относительная доступность общения в контексте живой динамичной среды. Приходит понимание того, что людей нужно ценить не за их богатства, происхождение, титулы, а за благородство души, образованность, личные качества. Благородство и достоинство человека коренятся в добродетелях и доблестных поступках. Внимание философов было устремлено на человека.
Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека.
Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный
Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный
Представители новой светской интеллигенции — гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.
Вначале аудитория, где находили отклик гуманистические идеи, была невелика, но постепенно ареал распространения новой идеологии расширялся, охватывая, прежде всего, городское население, которое все больше увеличивалось благодаря, преимущественно, притоку крестьян. Уходя из деревни, её жители порывали с прежним образом существования, приобретая относительную свободу от феодального гнета, личной зависимости. “Городской воздух делает человека свободным”, - гласило средневековое правило Западной Европы. В городах формируются новый образ жизни и своя культура - повседневная и духовная, и в этом процессе немалую роль играли гуманисты, которые своей деятельностью способствовали изменению тона жизни.
Вообще, возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод.
В противовес традиционному комплексу studia divinitatis — познанию божественного —
В противовес традиционному комплексу studia divinitatis — познанию божественного —
Франческо Петрарка (1304—1374) искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая,
Франческо Петрарка (1304—1374) искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая,
Теоретический аспект гуманизма
Итак, стало понятно, что гуманизм имеет две стороны или
Теоретический аспект гуманизма
Итак, стало понятно, что гуманизм имеет две стороны или
Большое развитие в эпоху Возрождения получают такие формы философствования, как платонизм и аристотелизм. Между ними возрождается полемика относительно превосходства. Платонизм здесь не означает возрождения платоновской мысли, выраженной в форме диалога. Вновь открытые платоновские диалоги читали в свете поздней платонической традиции, то есть в передаче канонического неоплатонизма, т.е. платонизма с многовековыми напластованиями и инфильтрациями христианского характера.
Рассмотрим эти два явления на основании некоторых ярких представителей.
Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря трудам Флорентийской Платоновской академии во главе с Марсилио Фичино и затем Пико делла Мирандола. Об этой философии мы и поговорим.
На философские взгляды Фичино сильно подействовали магико-теургические работы Трисмегиста, Зороастра и Орфея. Он лично считал, что именно они сформировали взгляды Платона. Смысл философской деятельности для него состоит в том, чтобы подготовить душу таким образом, чтобы интеллект был способен воспринимать свет божественного откровения, в этом отношении философия для него совпадает с религией.
Метафизическую реальность Фичино задумывает согласно схеме неоплатоников, в форме нисходящей последовательности совершенств. Их у него пять: Бог, ангел, душа, качество (= форма) и материя. Душа выступает в роли “узла соединения” первых двух и последних двух ступеней. Обладая характеристиками более высокого мира, она способна оживлять нижние ступени бытия.
Как неоплатоник, Фичино различает душу мира, душу небесных сфер и душу живых тварей, но его интересы более всего связаны с душой мыслящего человека. В указанной выше последовательности душа либо восходит по направлению к высшим ступеням, либо наоборот нисходит к низшим
По этому поводу Фичино пишет: “Она (душа) есть то, что
По этому поводу Фичино пишет: “Она (душа) есть то, что
Позиция Фичино имеет соответствующие аналоги у Пико делла Мирандолы. Одним из основных направлений работы Пико было развитие доктрины достоинства человека. Доктрина этого грандиозного “манифеста” представлена в форме мудрости, обретенной на Востоке, в частности, как поучения Асклепия Гермеса Трисмегиста: “Великое чудо - человек”. Но почему человек являет собой великое чудо? Известное объяснение Пико следующее.
Но почему человек являет собой великое чудо? Известное объяснение Пико
Но почему человек являет собой великое чудо? Известное объяснение Пико
Итак, мы видим, что несмотря на частные различия приведенных выше теорий, у них, как впрочем и у всех остальных умозрениях неоплатоников, есть один важный общий момент: человек предстает как граница или единение двух миров – духовного (божественного) и материального (телесного).
Практический аспект гуманизма
К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное
Практический аспект гуманизма
К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное
Этап раннего гуманизма завершился к началу XV в. Его главным итогом было зарождение ренессансной литературы и переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация античного наследия, особенно поэзии и философской мысли. Следующий этап в истории итальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия XV в. Новое поколение гуманистов активно воплощало в жизнь программу предшественников. Розыски и изучение античных рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической филологии, совершенному овладению языком классической латыни, освоению греческого языка с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции и других центрах Италии. Развивались риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика, появились трактаты о новых принципах образования и воспитания, возникали частные гуманистические школы. Особое внимание уделялось истории. Подлинный подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические идеи. Разработка этических проблем оказывала энергичное воздействие на формирование гуманистической идеологии в целом, а также на изобразительное искусство Возрождения.
Направления практической деятельности гуманистов
1. Воспитание и образование
3. Искусство, творческая
Направления практической деятельности гуманистов
1. Воспитание и образование
3. Искусство, творческая
2. Государственная деятельность
Как мы видим, немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на
Как мы видим, немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на
Гуманитарные дисциплины - studia humanitatis - призваны были, по мнению гуманистов, формировать нового человека, ибо “свободные науки” обладают большой воспитывающей силой, совершенствуют и украшают человека; studia humanitatis пробуждают возможности, заложенные природой в индивиде.
Провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.
Теоретическому обоснованию этих задач посвятил свою научную деятельность гуманист и
Теоретическому обоснованию этих задач посвятил свою научную деятельность гуманист и
Рассмотрим теперь политическую направленность гуманистов. Возьмем, к примеру, представителей так
Рассмотрим теперь политическую направленность гуманистов. Возьмем, к примеру, представителей так
В трудах младшего современника Бруни — Маттео Пальмиери (1400— 1475), особенно в диалоге “Гражданская жизнь”, идейные принципы этого направления нашли развернутое изложение и дальнейшую разработку. Моральная философия Пальмиери строится на понятии “естественной социальности” человека, отсюда и этическая максима подчинения личных интересов коллективным, “служения общему благу”1. Гуманистическая этика Пальмиери тесно сопрягалась с его социально-политическими идеями.
Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее
Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее