ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА Подготовила Кимбар Н.

Содержание

Слайд 2

Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам

Исторический тип государства -

это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам

единой общественно-экономической формации.

связь государства с определенной общественно-экономической формацией

история развития государства в его наиболее главных чертах и закономерностях

Исторический тип государства отражает

Слайд 3

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К.Маркс Ф.Энгельс В.И.Ленин При формационном подходе основным критерием классификации

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

К.Маркс Ф.Энгельс В.И.Ленин

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические

формации.
Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации.
Характеризуется рядом общих признаков:
единством экономической и классовой основы,
сущности,
социального назначения,
общими принципами организации и деятельности государства.

Слайд 4

Общественно-экономические формации РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ БУРЖУАЗНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ формой собственности, классовой структурой способом

Общественно-экономические формации

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ

ФЕОДАЛЬНАЯ

БУРЖУАЗНАЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ

формой собственности,
классовой структурой
способом производства

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

Хар-ет экономич. и соц.

основу (классовый состав общества)
и
классовую сущность гос-ва,
отвечает на вопрос: интересы какого класса прежде всего выражает государство?
Слайд 5

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое гос-во создано в

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы.
Рабовладельческое гос-во создано в целях

охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне.
Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат.
Социалистическое государство — сущность этого государства, как организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.

Слайд 6

НЕДОСТАТКИ Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему,

НЕДОСТАТКИ

Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему, наша

история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и одномерная;
Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).

Слайд 7

В последние годы усиленно подчеркивается необходимость цивилизационного подхода к типологии государства.

В последние годы усиленно подчеркивается необходимость цивилизационного подхода к типологии государства.


В каждый исторический отрезок времени существует ряд цивилизаций, отличающихся друг от друга прежде всего типом культуры.
Тип культуры — емкое понятие, включающее в себя культуру материальную и духовную (характер мировоззрений, религия, мифы и верования, нор­мативные регуляторы отношений и т. д.).
Разные авторы приводят ряд различных цивилизаций (западная цивилизация, китайская, индийская, японская, африканская, исламская и т. д.). Несомненно, особенности той или иной цивилизации оказывают влияние на политический строй, государство и право.
Слайд 8

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен При

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен

При цивилизационном

подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.).
А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Слайд 9

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число

до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

|

||

особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

|||

современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Слайд 10

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПЕРВИЧНЫЕ ВТОРИЧНЫЕ Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они

ЦИВИЛИЗАЦИИ

ПЕРВИЧНЫЕ

ВТОРИЧНЫЕ

Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса,

а не только надстройки.
Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс.
К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс.
Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Слайд 11

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою

очередь, от научно-технических достижений:

ТРАДИЦИОННОЕ
(аграрное)

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
(информационное)

Слайд 12

ЗРЕЛОЕ Трехстадийная схема эволюции государства РАЗВИТОЕ РАННЕЕ особая форма политической организации

ЗРЕЛОЕ

Трехстадийная схема эволюции государства

РАЗВИТОЕ

РАННЕЕ

особая форма политической организации достаточно крупного

и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти:
а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью);
б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы;
в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая:
а) суверенностью (автономностью);
б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц;
в) возможностью изменять отношения и нормы.

это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая:
а) суверенностью;
б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц;
в) развитым аппаратом принуждения и контроля;
г) систематическим изменением отношений и норм

Слайд 13

ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ СВЕТСКОЕ НЕ СВЕТСКОЕ ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ АТЕИСТИЧЕСКОЕ

ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

СВЕТСКОЕ

НЕ СВЕТСКОЕ

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ

Слайд 14

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО Религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Религиозные организации не входят в систему государственной власти.
Для правового

режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство оказывает содействие и поддержку (материальную, финансовую) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;

4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;

Слайд 15

5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти,

5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти,

других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Статус светского государства конституционно закрепили:

РФ

Германия

Франция

Слайд 16

НЕСВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО считается государство, где та или иная религия имеет статус

НЕСВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной.

Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений.
Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1)религиозные организации получают от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы;

2) религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах;

3) религиозные организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством.

Великобритания

Греция

Норвегия

Швеция

Япония

Слайд 17

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии;


2) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства;
3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Иран

Пакистан

Саудовская Аравия

Марокко

Слайд 18

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО 1) атеизм становится официальной государственной идеологией; 2) религиозные организации

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
1) атеизм становится официальной государственной идеологией;
2) религиозные организации лишают

необходимой социально-экономической основы - имущества, собственности;
3) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;
4) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
5) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются;
6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;
7) запрещается распространение веры,свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

СССР

Французская республика

Албания

Слайд 19

В зависимости от уровня экономического развития развивающиеся или страны третьего мира

В зависимости от уровня экономического развития

развивающиеся или страны третьего мира (иногда

их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
Слайд 20

В зависимости от политического режима демократические тоталитарные авторитарные

В зависимости от политического режима

демократические

тоталитарные

авторитарные

Слайд 21

Развитие современного государства характеризуется, во-первых, процессами демократизации и социализации, созданием правового

Развитие современного государства характеризуется, во-первых, процессами демократизации и социализации, созданием правового

и светского государства основе общечеловеческих ценностей (власть народа, справедливость, Права человека и т.д.).

Во-вторых, в современных условиях наряду с демократизацией и социализацией характерно, особенно для постиндустриального информационного общества «продвинутых» стран, создание технологического и технократического государства.

В-третьих, уменьшается значение государственного принуждения изменяются его формы, возрастает роль государства-организатора, государства — социального арбитра. Государство, его органы стремятся гасить конфликты путем консенсуса и компромисса, применяя обычно не административные, а экономические, психологические и иные формы принуждения.

Слайд 22

В-четвертых, практика свидетельствует о волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление

В-четвертых, практика свидетельствует о волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление

регулирующей роли в экономике (а следовательно, в сфере социальных отношений и в определенной степени в политике и сфере личных отношений) достигает критической точки, когда зарегулированность стесняет естественное развитие общества, что влечет упадок экономической деятельности, снижение жизненного уровня населения, а иногда и медленную стагнацию, длящуюся десятилетиями (тоталитарные социалистические государства).

В-пятых, все более отчетливо проявляется тенденция к созданию гибридных, смешанных, переходных форм. Прежние классические формы президентской, парламентарной республики, федерализма, автономии, государственных режимов постепенно исчезают, их заменяют полупрезидентские, полупарламентарные республики, региональные государства, сочетающие черты унитаризма, федерализма, автономии. Возникают новые методы осуществления государственной власти, иные формы государственных режимов, соединяющие некоторые элементы авторитаризма и демократию. Создаются образования, сочетающие черты международного объединения и государственности Европейский союз, Союзное государство Белоруссии и России, Союз Сербии и Черногории и др.).