Конспект литературы Платон. Аристотель. Гроций. Спиноза. Гоббс.

Содержание

Слайд 2

Платон”Сочинение по праву и государству” Государство, по Платону, есть не преходящая

Платон”Сочинение по праву и государству”

Государство, по Платону, есть не преходящая временная

форма организации общества, а форма, устремленная к идеалу общежития у людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности, справедливости и духовности.
Идеальному типу государства у Платона противопоставляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы.
Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных»
Слайд 3

Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного»

Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного»

строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ
Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
Слайд 4

Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов

Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов

общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.
Слайд 5

Идеальное государство Платона Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и

Идеальное государство Платона

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и

максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.
Слайд 6

Государство возникает из-за стремления жить вместе, сообща, так как совместная жизнь

Государство возникает из-за стремления жить вместе, сообща, так как совместная жизнь

облегчает существование каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в пользу государства, личность для Платона лишь средство существования и укрепления государства. Платон считал, что отношения между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению к государству обладать чрезмерной свободой.
Слайд 7

«Идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя качествами: 1. мудростью;

«Идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя качествами:
1. мудростью;
2. мужеством;
3.

справедливостью;
4. рассудительностью.
Слайд 8

Классы: Философы Войны Работники производительного труда все сословия у Платона закабалены

Классы:
Философы
Войны
Работники производительного труда
все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному

и абсолютному миру идей.
Разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизировано и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени индийского кастового строя.
Слайд 9

В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и

В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и

члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом.
Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена.
Все признаются лишь как всеобщие люди.
Слайд 10

Следует отметить, что Платона многое в уже существующих государствах не устраивало

Следует отметить, что Платона многое в уже существующих государствах не устраивало

принципиально. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей.
Создавая диалог «Государство», Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения «лучшего» государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться.
Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, а его «идея».
Слайд 11

Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы

Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы

осуществить его на практике. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, показаться. Многие из его предположений, включая те, которые сегодня должно бы считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте. Пифагор пытался осуществить правление философов, а во времена Платона пифагореец Архит пользовался политическим влиянием в Тарасе (современный Таранто), когда Платон посетил Сицилию и Южную Италию. Для городов было обычной практикой использование какого-либо мудреца для создания своих законов. Солон сделал это для Афин, а Протагор - для Фурии. В те дни колонии были совершенно свободны от контроля своих городов-метрополий, и группа платоников вполне могла бы учредить государство Платона на берегах Испании или Галлии.
Слайд 12

Аристотель - Сочинения в 4-х томах. «Политика» Аристотеля Государство, по учению

Аристотель - Сочинения в 4-х томах. «Политика» Аристотеля

Государство, по учению

Аристотеля, – высочайшая форма союза между людьми; оно – высочайшая цель этики, нравственной деятельности человека; только в государственной жизни человек находит возможность исполнять свое предназначение.
Основание государства – семья; семейный быт основан на видах отношений, установленных самой природой людей; это отношения мужа к жене, родителей к детям, господина к рабам.
Слайд 13

Семья как основа государства Отношение мужа к жене, по воззрению Аристотеля,

Семья как основа государства

Отношение мужа к жене, по воззрению Аристотеля, есть

свободный нравственный союз, в котором власть управления принадлежит мужу, потому что природа мужчины выше природы женщины; но жена – свободная участница домашнего быта. Менее свободно отношение детей к родителям. С особою подробностью Аристотель говорит об отношении сына к отцу. Сын – часть отца, потому бесправен перед отцом; но отец обязан заботиться о благе сына.
Слайд 14

Раб совершенно бесправен перед господином. В своей «Политике» Аристотель подробно рассматривает

Раб совершенно бесправен перед господином. В своей «Политике» Аристотель подробно рассматривает

вопрос о рабстве, доказывая, что оно необходимо и законно, и определяя правила, по которым должно поступать с рабами. Он находит сообразным с законом природы то, что греки держат варваров в рабстве, потому что дух предназначен владычествовать над телом. Но греки не должны быть рабами. Раб – собственность господина. От рассуждения о рабстве «Политика» Аристотеля переходит к учению о праве собственности, владения, пользования. По его мнению, размер собственности не должен превышать того, что необходимо для удовлетворения разумных потребностей.
Слайд 15

Происхождение и цели государства по Аристотелю По закону природы, число людей,

Происхождение и цели государства по Аристотелю

По закону природы, число людей, составляющих

семейство, размножается, и семейство становится общиной. Общины по естественной потребности соединяются между собою в союз, устанавливают общие законы, и таким образом возникает государство. Оно имеет ту же самую цель, как и вообще всякая человеческая деятельность; эта цель – счастье всех его членов. А счастье основано на добродетели; потому первая задача государства – делать граждан добродетельными людьми. Согласно учению, которое Аристотель излагает в «Политике», государство не только союз людей, живущих в одной области и цель его не только взаимная помощь; связь между его членами не ограничивается взаимною защитою от насилия. Все это необходимо, но этим не исчерпывается понятие о государстве. По мнению Аристотеля, государство имеет не только практическую, но и этическую цель. Оно – союз людей для общей нравственной деятельности, имеющей своею целью такое устройство жизни, которое было бы совершенным и удовлетворяло бы разумным потребностям человека; это союз, в котором частные интересы подчиняются общему благу.
Слайд 16

Войну «Политика» Аристотеля считает дозволительной лишь в случаях необходимости её для

Войну «Политика» Аристотеля считает дозволительной лишь в случаях необходимости её для

обороны или для приобретения рабов из варварских земель. Аристотель отвергает общность женщин и имущества, на которой основано идеальное государство Платона. Он считает необходимым сохранение семейного быта и частной собственности, и хочет только, чтобы были введены общественные обеды мужчин (вроде спартанских сисситий), и часть земли была назначена оставаться государственной собственностью на покрытие общественных расходов. Гражданин, утверждается в «Политике» Аристотеля, должен иметь досуг, чтобы приучиться к добродетели и жить, как требует она; это необходимо для достижения счастья, составляющего цель его жизни. Потому он должен быть свободен от физической работы, от занятий земледелием и ремеслами; работать должны исключительно рабы и метеки; а он должен заниматься только военной службой и общественными делами.
Слайд 17

«Политика» Аристотеля о формах государственного устройства Аристотель рассматривает хорошие и дурные

«Политика» Аристотеля о формах государственного устройства

Аристотель рассматривает хорошие и дурные качества

каждой из них, рассматривает условия, при которых возможна она, и обстоятельства, по которым она искажается. Он доказывает, что форма правления должна быть сообразна с характером народа, что не может удержаться та форма правления, в сохранении которой не заинтересована часть народа, сильнейшая по своей многочисленности или по каким-нибудь особенным своим качествам. Притом и справедливость требует, чтобы те члены государства, которые наиболее полезны общему благу, имели более прав, чем другие. Правильно понимать эти отношения – важнейшая задача государственного человека.
Слайд 18

Хорошие и плохие формы государств Монархия Аристократиях Полития(умеренная демократия) Тирания Олигархия Охлократия(не умеренная демократия)

Хорошие и плохие формы государств

Монархия
Аристократиях
Полития(умеренная демократия)

Тирания
Олигархия
Охлократия(не умеренная демократия)

Слайд 19

Аристотель отдает преимущество аристократии, потому что в ней государством правят «наилучшие»

Аристотель отдает преимущество аристократии, потому что в ней государством правят «наилучшие»

граждане. Монархия, по мнению Аристотеля, должна быть ограниченная. Он говорит в «Политике», что нельзя предоставлять царю, такой власти, чтоб он был сильнее всего народа; владычество закона лучше владычества одного человека. Наиболее сообразна с обыкновенными условиями общественного порядка такая форма правления, которая представляет сочетание аристократических элементов с демократическими, и при которой преобладающее влияние принадлежит среднему сословию. Добродетель состоит в том, чтобы человек не впадал в крайности, держался «мудрой середины»; так и разумное устройство должно быть основано на «умеренности», на «сохранении середины». По свидетельству опыта, такое устройство – самое лучшее. Истинная политическая мудрость состоит в уменье сочетать противоположные элементы, найти политический средний путь.
Слайд 20

Идеальное государство Государство, согласно взглядам Аристотеля – город и городская область.

Идеальное государство

Государство, согласно взглядам Аристотеля – город и городская область. Величина

области и число населения должны быть такие, чтобы все государственные надобности могли быть удовлетворены; но этот размер государства очень невелик: он должен быть такой, чтобы все граждане могли знать друг друга и быть известны правителям. Вся жизнь гражданина должна находиться под контролем правительства, – это привычное для древних греков воззрение остается и у Аристотеля. Он излагает правила, какие нужно соблюдать для того, чтобы граждане имели здоровых и не чрез меру многочисленных детей. Далее в «Политике» следуют правила о воспитании детей граждан, о том, что они должны, учиться музыке и гимнастике, о том, что граждане должны примером и наставлениями приучать мальчиков и юношей к доброй нравственности, к гражданским добродетелям. Нравственность граждан должна находиться под правительственною опекой.
Слайд 21

Гроций “О праве войны и мира” Трактат Гроция закрепил систему принципов.

Гроций “О праве войны и мира”

Трактат Гроция закрепил систему принципов. естественного

права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Работа состоит из трёх книг:
Книга I развивает его концепцию войны и природной справедливости, рассматривая вопросы справедливой войны.
Книга II определяет три «справедливых причины» для войны: самооборона, возмещение убытка и наказание; а также детально анализирует основные международно-правовые институты;
Книга III обращается к вопросу, какими нормами руководствоваться, когда началась война; а также намечает пути к скорейшему прекращению всех войн.
Слайд 22

Гроцию принадлежит важный принцип борьбы за сохранение мира: народ должен защищаться

Гроцию принадлежит важный принцип борьбы за сохранение мира: народ должен защищаться

от насилия со стороны другого. Мыслитель не признавал справедливым борьбу народов за свою независимость и свободу, выступал против создания мирового государства, говоря, что оно не будет эффективным. Общество должно продвигаться к миру и согласию, а политическая деятельность должна осуществляться в соответствие с интересами народа. Эта работа оказала огромное влияние на развитие международного права.
Слайд 23

По его мнению природа человека являются определяющими в развитии общества, а

По его мнению природа человека являются определяющими в развитии общества, а

не божественные установления.
Он разделяет: естественное право и право волеустановленное.
Естественное право - предписания человеческого разума. В зависимости от которого, при условии соответствия или противоречия разумной природы признается одобряемым или порицаемым.
Источником является человеческий разум. Разум стремиться найти формы и способы спокойного и стабильного существования.
Слайд 24

Гроций считает - из требования разума вытекают справедливые и четкие правила:

Гроций считает - из требования разума вытекают справедливые и четкие правила:


Воздержись от присвоения чужого.
Верни чужую вещь, если она оказалась в твоем владении.
Возмести выгоду за пользование чужой вещью.
Договоры должны выполняться.
Возмести ущерб причиненный по твоей вине.
Воздаяние за совершенные правонарушения.
Данные правила позволяют человеку регулировать спокойное общение с себе подобными.
Слайд 25

Волеустановленное право: -право человеческое -право божественное. 1. Человеческое право складывается из

Волеустановленное право:
-право человеческое
-право божественное.
1. Человеческое право складывается из

права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов. Право традиционно делится на частное и публичное. Все производные от естественного права должны соответствовать его началам.
2. Божественное право - воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом. Божественное право должно соответствовать естественному праву.
По мнению Гуго Гроция естественное право является приоритетным.
Основным является вопрос частной собственности.
Частная собственность не является естественным правом. Является позитивным правом. Но в силу принципов естественного права посягать на частную собственность нельзя.
Слайд 26

Цель государства - охрана частной собственности и правопорядок. Государство - союз

Цель государства - охрана частной собственности и правопорядок.
Государство - союз свободных

людей заключенный ради соблюдения права и достижения общей пользы.
Благоденствие - идеал существования самого государства
Признаком государства является суверенная власть.
Носителем верховной власти является государство в целом. Абсолютным обладателем суверенитета. Конкретным обладателем может быть одно или несколько лиц. Форма правления значения не имеет. Важна цель.
Носитель верховной власти представляет государство в международных отношениях. Т.к. народ не может быть субъектом международных отношений.
Поскольку суверенитет передан государству - неподчинение государству незаконно.
Слайд 27

Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Т.о. именно

Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Т.о. именно

не сила, а право и справедливость являются определяющими в международных отношениях, даже если идет война. Война не противоречит естественному праву, поскольку каждый является защитником своего права. Кроме того существуют войны справедливые и несправедливые.
Справедливые - войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий)
Несправедливые - захватнические, покорение др. народов.
Зачинщики войн ответственны за все, чем сопровождается война и за ее последствия.
Слайд 28

Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войы: Не допускать напрасных

Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войы:
Не допускать напрасных захватов.
Щадить

женщин, детей, стариков
Военнопленных.
не воевать против мирных граждан.
Войну надо вести из принципов естественного права, но и стремиться заключать мир.
Такие правила позволят резко уменьшить количество несправедливых войн, и сократится само количество войн.
Человек - явление социальное, создание свободное, предназначенное для социального общежития в интересах достижения общей пользы.
Приоритет учения Гроция отдается человеку.
Слайд 29

Спиноза Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) -

Спиноза

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) - монархию,

аристократию и демократию.
Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.
При освещении монархии Спиноза отмечает, что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным, так что в действительности монархическая форма верховной власти оказывается аристократической, но не явной, а скрытой, а потому наихудшей. Придавая большое значение наличию в монархии многочисленного совета, избираемого из всех слоев и родов граждан на несколько лет самим государем, Спиноза подчеркивает, что первейшая обязанность этого совета - защита основных законов государства, подача царю рекомендаций о текущих делах, вытекающих из требований общего блага. Специально подчеркивается необходимость включения в этот совет знатоков права. Для отправления правосудия должен быть организован особый совет, причем его приговоры подлежат утверждению большого совета.
Слайд 30

Демократическое государство, по оценке Спинозы, "наиболее естественно и наиболее приближается к

Демократическое государство, по оценке Спинозы, "наиболее естественно и наиболее приближается к

свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет". Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.
При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства - по природе враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира - это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война, подчеркивал Спиноза, - должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия".
Однако поскольку собственное благоденствие есть наивысший закон всякого государства, оно, руководствуясь боязнью вреда или надеждой на выгоду, может как заключить союз, так и с полным правом нарушить его, если это диктуется пользой государства в изменившихся условиях.
Спиноза выступает за взаимопомощь государств и отмечает, что вместе они имеют больше прав, чем каждое из них в отдельности. "Чем больше государств заключает вместе мир, писал Спиноза, - тем менее страха внушает каждое в отдельности всем другим, или тем менее власти у каждого начать войну, но тем более оно обязано блюсти условия мира, т.е. тем менее оно своеправно, но тем более обязано приспособляться к общей воле союзных государств".
Слайд 31

Гоббс идеи о политике и праве Как большинство политических мыслителей после

Гоббс идеи о политике и праве

Как большинство политических мыслителей после Бодена,

Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.
Слайд 32

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному

догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила ( завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.