ЛЕКЦИЯ №4. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Содержание

Слайд 2

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Христианство и

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.    Христианство и его

влияние на педагогическую мысль эпоху средневековья и Возрождения .
2.    Культура и просвещение Западной Европы в условиях возрождения классических идей гуманизма античности и развития научных знаний.
3.    Я.А. Коменский и становление педагогики как науки.
Слайд 3

Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных

Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных

революций (XVII в.) — этот период и составляет эпоху средних веков, когда в сфере образования господствовали
духовные феодалы — «князья церкви».
Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.
Слайд 4

С УСТАНОВЛЕНИЕМ МОНОПОЛИИ ЦЕРКВИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ОСНОВНЫМИ ТИПАМИ

С УСТАНОВЛЕНИЕМ МОНОПОЛИИ ЦЕРКВИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ОСНОВНЫМИ ТИПАМИ

ШКОЛ СТАЛИ:

приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян;
монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;
соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.

Слайд 5

Во всех этих школах дети 7—15 лет обучались грамматике, риторике и

Во всех этих школах дети 7—15 лет обучались грамматике, риторике и

«диалектике», а в более крупных учебных заведениях такого типа, наряду с указанными предметами, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью, музыка - в сумме своей «семь свободных искусств».
Слайд 6

РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ, РОСТ ГОРОДОВ ОБУСЛОВИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ В XIII—XIV

РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ, РОСТ ГОРОДОВ ОБУСЛОВИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ В XIII—XIV

ВВ. НОВОГО ТИПА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников.
Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей.
В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.

Слайд 7

В XV—XVI ВВ. ЦЕХОВЫЕ И ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ СЛИЛИСЬ В ГОРОДСКИЕ ИЛИ

В XV—XVI ВВ. ЦЕХОВЫЕ И ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ СЛИЛИСЬ В ГОРОДСКИЕ ИЛИ

БЮРГЕРСКИЕ, ПЕРЕШЕДШИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАТОВ (САМОУПРАВЛЕНИЙ).
Слайд 8

РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ (ОБСЛУЖИВАВШАЯ ИНТЕРЕСЫ ФЕОДАЛОВ) Ее основу составляли «семь рыцарских

РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ (ОБСЛУЖИВАВШАЯ ИНТЕРЕСЫ ФЕОДАЛОВ)

Ее основу составляли «семь рыцарских

добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах.
Слайд 9

В XII—XIII ВВ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ МАНУФАКТУРЫ, ПРОНИКНОВЕНИЯ

В XII—XIII ВВ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ МАНУФАКТУРЫ, ПРОНИКНОВЕНИЯ

В ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАЛИ ВОЗНИКАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СВЕТСКОГО ТИПА, СОЧЕТАЮЩИЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ.
Слайд 10

Трактат Винцента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей»

Трактат Винцента из Бове
«О наставлении сыновей
правителей и благородных людей»
Автор

высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи:
о развитии путем специальных упражнений, унаследованных человеком от природы способностей и дарований;
о необходимости формировать у детей привычку сочетать слово и дело, гармонизировать их друг с другом, о важности обеспечивать соответствие чтения учащихся их возрасту и уровню общеобразовательной подготовки и т. п.
Слайд 11

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв.,

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв.,

в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации, в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.
Слайд 12

Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе французского писателя, ученого-гуманиста,

Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе французского писателя, ученого-гуманиста,

одного из видных представителей педагогической мысли эпохи Возрождения Франсуа Рабле (р. ок. 1494 г. ум. в 1553 г.) «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В этом романе нашли отражение и
новые идеи педагогики данной эпохи,
соответствующие гуманистическому
идеалу оптимистичного,
жизнерадостного, сильного духом
и телом человека.
Слайд 13

Французский философ Мишель Де Монтенъ (1553-1592гг.) Особенно большое значение он придавал

Французский философ
Мишель Де Монтенъ
(1553-1592гг.)
Особенно большое значение
он придавал

занятиям, которые ведутся с учащимися
«не на слух, но путем опыта, направляя и формируя их души не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами».
Слайд 14

В XVI в. в колледжах и университетах Франции не изучались физика

В XVI в. в колледжах и университетах Франции не изучались физика

и геометрия, а Монтень подчеркивал необходимость включения этих дисциплин в учебные планы.
Он выступал против схоластического преподавания всех предметов, в частности истории, резко критикуя сведение этого предмета к усвоению дат и имен. Пусть учитель, призывал Монтень, «преподает юноше не столько события, сколько уменье судить о них».
Монтень один из первых выступал за новую, антисхоластическую и антиавторитарную педагогику, построенной на уважении личного достоинства воспитанника.
Слайд 15

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования —

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования —

классического. Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия.
Слайд 16

ДЖОН ЛОКК Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски», согласно которой

ДЖОН ЛОКК

Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски»,
согласно которой все

знания человека возникают из опыта,
из мира чувств.
Педагогическая концепция Локка, основанная на этой идее,
изложена в его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693 г.),
к которому примыкает работа «О воспитании разума».
Оба произведения резко критикуют господствовавшую еще в XVII в.
педагогику с присущими ей основными чертами средневековой
церковной школы.
Слайд 17

призывал «учить всех - всему» (идея всеобщего начального обучения), доказывал, что

призывал «учить всех - всему» (идея всеобщего начального обучения),
доказывал,

что начинать обучение надо на родном, а не на латинском языке,
обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в частности.

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

Слайд 18

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть

лет каждый):
От рождения до 6 лет – детство
От 6 до 12 – отрочество
От 12 до 18 – юность
От 18 до 24 – возмужалость.
Для детей 6 лет предлагал материнскую школу. Для отрочества – школа родного языка. Для юношества – латинская школа, гимназия. Для возмужалых людей – академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.
Слайд 19

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ: Принцип наглядности, «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:

Принцип наглядности, «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять

для восприятия чувствами».
Выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение.
Настаивал на систематичности обучения. Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному.
Большое значение придавал последовательности обучения: изучению нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.
Слайд 20

Я. А. Коменский подчеркивал в своей «Великой дидактике» (1632 г.), что

Я. А. Коменский подчеркивал в своей
«Великой дидактике» (1632 г.), что

образование только тогда имеет ценность, когда
благотворно действует на нравственность учеников.
Он утверждал, что «ученость без добродетели
- все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи».