Нетрадиционные религиозные культы

Содержание

Слайд 2

1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий. Новыми называются религиозные

1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.

Новыми называются религиозные движения,

возникшие в XVII-ХХ вв., и те, которые продолжают появляться уже в XXI веке.
По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.
Слайд 3

Среди альтернативных терминов, предлагавшихся в конце 20 века например: «альтернативные религии»,

Среди альтернативных терминов, предлагавшихся в конце 20 века например: «альтернативные религии»,

«нетрадиционные религии», «нетрадиционные культы», «маргинальные религиозные группы», «новые религии» и т. п.), широкое распространение получил один термин — «новое религиозное движение» (НРД), — популярность которому обеспечили труды английского социолога профессора Айлин Баркер.
Слайд 4

От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в

От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в

нём играет не фактический, а хронологический аспект.
В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе.
Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.
Слайд 5

Признаки новых религиозных движений: тоталитарный и общественноопасный характер вероучения и культа

Признаки новых религиозных движений:

тоталитарный и общественноопасный характер вероучения и культа большинства;
неустойчивость

вероучения и культа, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии членов;
наличие тайных элементов вероучения, доступных только посвященным.
Слайд 6

Причины появления НРД: снижение общественного авторитета христианской церкви как православной, так

Причины появления НРД:

снижение общественного авторитета христианской церкви как православной, так и

католической;
развитие науки и техники, значительно расширившей возможности человека и поставившей перед наукой новые проблемы;
сохранение неразрешёнными вечных вопросов человечества, в особенности вопроса о смерти;
расширение связей между разными странами, народами, взаимопроникновение культур, появление стремления к объединению между ними;
коммерциализация всех сторон жизни, превращение религиозной веры и спасения души в товар;
развитие средств массовой информации, увеличение скорости донесения информации до потребителя, что оставляет ему значительно меньше времени на её обдумывание.
Слайд 7

Основные особенности новых религиозных вероисповеданий (Л.Н. Митрохин «Религиозные культы в США»):

Основные особенности новых религиозных вероисповеданий (Л.Н. Митрохин «Религиозные культы в США»):

1.

Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.
2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом».
3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.
4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.
5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.
6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.
Слайд 8

2. Классификация новых религиозных движений (НРД) Отечественные исследователи нетрадиционных религий выделяют

2. Классификация новых религиозных движений (НРД)

Отечественные исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие

их типичные разновидности:
Неохристианские объединения — «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др.
Саентологические (от англ. science — наука) или наукообразные направления.
Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел — буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др.
Сатанинские группы — «церковь Сатаны» — провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподом христианства.
Слайд 9

Маргаретт Тэлер Сингер (психолог) предлагает следующую классификацию новых религиозных движений: Неохристианские

Маргаретт Тэлер Сингер (психолог) предлагает следующую классификацию новых религиозных движений:

Неохристианские религиозные

группы
Индуистские и восточные религиозные группы
Оккультные, колдовские и сатанистские группы
Спиритические группы
Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией
Расовые группы
Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов
Психологические или психотерапевтические группы
Политические группы
Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития.
Слайд 10

Социолог Рональд Энрот классифицирует НРД: Восточные мистические группы Псевдохристианские группы Духовно-психологические

Социолог Рональд Энрот классифицирует НРД:

Восточные мистические группы
Псевдохристианские группы
Духовно-психологические группы

и группы самоусовершенствования
Эклектичные и синкретические группы
Парапсихологические, оккультные и астральные группы
Слайд 11

Классификация НРД по Майклу Лангоуну (психолог) выглядит следующим образом: Восточная медитация

Классификация НРД по Майклу Лангоуну (психолог) выглядит следующим образом:

Восточная медитация
Движения,

основанные на Библии и христианстве
Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия
Политический терроризм
Психотерапия / самореализация
Группы по избавлению от наркотической зависимости
Коммерческие
Слайд 12

Важнейшим аспектом деятельности современных НРД учёные считают культивирование различных психофизических упражнений,

Важнейшим аспектом деятельности современных НРД учёные считают культивирование различных психофизических упражнений,

применительно к которым адепты НРД обычно используют термины «практики», «духовные практики», «методы духовной работы», «методики самосовершенствования».
Эти техники можно разделить на три основные группы, направленные на работу:
с телом (и «энергиями») – телесноориентированные и мануально-энергетические;
с эмоциями – вербальные и эмоционально-вербальные;
с сознанием – ментальные
Тип духовной практики НРД позволяет определить её потенциальных адептов.
Слайд 13

4. Характеристика основных направления новых религиозных движений. 1. Движения протестантского толка:

4. Характеристика основных направления новых религиозных движений.

1. Движения протестантского толка: баптизм,

движение адвентистов, пятидесятничество, Церковь Христа. Эти движения, во-первых, базируются на протестантском вероучении о Библии как единственном источнике вероучения, а, во-вторых, каждый верующий имеет право самостоятельно толковать «Священное Писание». Лидеры этих движений в целях привлечения внимания выделяют какой-либо аспект Библии, который провозглашают главным.
Слайд 14

Исторически первым протестантским движением был баптизм, который возник в ХVII в.

Исторически первым протестантским движением был баптизм, который возник в ХVII в.

в Голландии, где стал идеологической основой национально-освободительной борьбы против испанского владычества. Название течения происходит от греческого слова “крещение”. Баптисты требовали от человека, принимающего аусбургское исповедание перекрещивания. Крещение, принятое в детском возрасте, по их мнению, недействительно, так как человек принимал его несознательно.
Слайд 15

Движение адвентистов (название происходит от латинского слова adventus – пришествие) выделилось

Движение адвентистов (название происходит от латинского слова adventus – пришествие) выделилось

из среды баптистских общин США в начале 30-х годов ХIХ в. Его основателем был американский фермер Вильям Миллер, по совместительству исполнявший обязанности проповедника одной из баптистских общин. Современное содержание движения адвентистов сводится к следующему:
учение о втором пришествии Христа является основной мыслью Библии;
ожидание установления 1000-летнего царства праведников на небе и последующего третьего пришествия Христа, в результате которого души грешников будут уничтожены, а на земле установится вечное царство праведников «учение о хилиазме» (греч. хилиас – «тысяча»);
при этом почитание субботы как святого дня, являющееся основным признаком истинной церкви, а почитание воскресения является языческим заблуждением;
забота о своём теле (адвентистам категорически запрещено курить, пить вино, чай, кофе, кока-колу и другие напитки, содержащие кофеин и алкоголь, есть свинину);
материальная поддержка общины - уплата десятой части своих доходов без учёта налогов в её кассу.
Движение адвентистов делится на несколько толков: адвентисты седьмого дня (исходный вариант, к нему относится большинство адвентистов), адвентисты верного остатка (наиболее тоталитарная адвентистская секта, ожидающая второго пришествия со дня на день и отказавшаяся от любой мирской деятельности), адвентисты двух начал (признают равноправие и равенство сил Бога и Сатаны) и др.
Слайд 16

Пятидесятничество возникло в начале ХХ в. в США под руководством баптистского

Пятидесятничество возникло в начале ХХ в. в США под руководством баптистского

проповедника Чарльза Парэма. Название этого движения происходит от дня Пятидесятницы – 50-го дня после Воскресения Христа, когда, согласно Евангелию, на апостолов сошёл Святой Дух.
Особенностью учения является вера в возможность схождения святого духа на верующих христиан в наши дни.
Пятидесятничество не имеет централизованной организации, а состоит из ряда самостоятельных общин, имеющих причудливые названия. К пятидесятникам примыкает несколько т.н. церквей малых групп, каждая община которых является федерацией групп верующих (численностью до 12 чел.), живущих по соседству.
Слайд 17

«Церковь Христа» наиболее тоталитарная и деструктивная секта протестантского толка. Она основана

«Церковь Христа» наиболее тоталитарная и деструктивная секта протестантского толка. Она основана

в Бостоне в 1979 г. пастором Кип Мак Кингом и провозглашает, что Библия даёт ответ на все жизненные вопросы.
Целью секты является всеобщая евангелизация планеты Земля и возвращение к нормам церковной жизни I века христианской эры.
«Церковь Христа» имеет жёсткую организацию. Центром её является Бостонская церковь, которой подчиняются 24 региональные «столповые» церкви, а им, в свою очередь, подчиняются местные «дочерние» церкви, делящиеся на округа, регионы, «беседы» и «семейные группы». Руководитель каждой группы является наставником нижестоящих и учеником вышестоящих руководителей.
Сектант обязан беспрекословно подчиняться своему наставнику, отчитываться перед ним в своих делах и мыслях. Ему запрещается сомневаться в правильности слов и действий начальника.
Сектанты должны бросить семью и работу. Они живут в «семейных группах» из 5-10 человек под руководством лидера. Секта имеет жёсткую дисциплину.
День сектанта проходит в молитвах, слушании проповедей, отчётах перед лидером, бесплатной работе на секту – сборе милостыни или публичной агитации.
«Церковь Христа» отличается назойливостью пропаганды, обладает чётко отработанной технологией «промывания мозгов», в короткий срок превращающих новичка в убеждённого сектанта.
Слайд 18

2. Псевдохристианские НРД, сущность которых состоит в отрицании основных догматов христианства

2. Псевдохристианские НРД, сущность которых состоит в отрицании основных догматов христианства

– о троичности Бога и о божестве Иисуса Христа. Однако для привлечения к себе людей они называют себя христианами.
Слайд 19

«Свидетели Иеговы», как НРД возникло в 70-х гг. ХIХ в. в

«Свидетели Иеговы», как НРД возникло в 70-х гг. ХIХ в. в

США, выделившись из адвентистского движения. Её основатель – Чарльз Тейт Рассел. Суть учения заключается в следующем: Бог один, его имя – Иегова, учение о троичности Бога является дьявольским измышлением, а Христос является не Богом, а просто высоконравственным человеком, получившим от Бога способность не грешить и задание искупить человечество смертью на кресте; хилиазм особого вида – вера во второе пришествие Христа, после которого на земле установится 1000-летнее царство праведников, устроенное по образцу общества потребления, по окончании которого произойдёт третье пришествие Христа и все люди (независимо от праведности) воскреснут и будут наслаждаться райской жизнью.
Слайд 20

НРД Мормоны имеет официальное название «Церковь Иисуса Христа святых последних дней».

НРД Мормоны имеет официальное название «Церковь Иисуса Христа святых последних дней».

А название мормоны происходит от «Книги Мормона», признаваемой сектантами «дополнительным священным писанием», порой стоящим выше Библии.
Секта возникла в 30-х годах ХIХ в. в США под руководством фермера Иосифа Смита Младшего. Мормоны придерживаются следующих направлений: -- политеизм – вера во многих богов-покровителей планет (в частности, бог планеты Земля – Михаил, он же Адам, он же Иегова, он же Христос, главный бог Вселенной живёт в центре мира на планете Колоб);
- материализм – боги обладают материальным телом, могут одновременно находиться только в одном месте;
- возможность для каждого человека стать богом, для этого надо принять крещение у мормонов, жениться, завести побольше детей и вести праведную жизнь;
- вера в особую роль Америки.
Слайд 21

3. Харизматические культы, которые так называются вследствие того, что они возглавляются

3. Харизматические культы, которые так называются вследствие того, что они возглавляются

харизматическими лидерами (греч. харизма – «благодать»).
Эти лидеры утверждают, что обладают некой особой благодатью от Бога и посланы принести её на Землю. Наиболее часто встречающейся «харизмой» является выдача себя за Мессию – спасителя человечества, а общими для этих сект являются проповеди скорого конца света и требование бросить семью, работу, учёбу и начать служить основателю секты – «истинному Мессии».
Слайд 22

«Белое братство» было основано в 1990 г. на Украине бывшим комсомольским

«Белое братство» было основано в 1990 г. на Украине бывшим комсомольским

работником Мариной Цвигун, принявшей «духовное» имя Мария Дэви Христос и провозгласившей себя матерью мира, воплощением Христа. Учение секты внедряется в сознание её членов путём насильственного воздействия на психику (гипноз и наркотики).
Слайд 23

«Церковь единой веры» была основана в мае 1990 г. в Тюмени

«Церковь единой веры» была основана в мае 1990 г. в Тюмени

бывшим сержантом милиции Сергеем Торопом. Родившийся 14 января 1961 года в г. Краснодаре Сергей Тороп, в мае 1990 года в г. Минусинске Челябинской области объявил о том, что он является новым мессией, сыном Божьим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца - Виссарионом, что значит «дающий жизнь». На основе минусинского общества уфологов - кружка местной интеллигенции, увлекающейся различными вос­точными культами и возникла харизматическая культовая община. Виссарион проповедует своё необычное рождение (от слияния энергий Земли и Космоса), свою необычную роль на Земле и, что после его рождения Земля вступила в новую эпоху царства любви, к которой все мировые религии подготавливали человечество. Теперь, согласно учению Виссариона, они выполнили свою задачу, и должны уступить место «единой вере последнего завета», а последователи традиционных религий должны отказаться от приверженности им и принять новую веру.
Слайд 24

«Церковь объединения» основана в 1954 г. в Южной Корее Сан Мён

«Церковь объединения» основана в 1954 г. в Южной Корее Сан Мён

Муном. В учении Муна смешиваются христианские, буддистские и языческие корейские представления. Бог, согласно учению Муна, является двуполым существом, и, как все существа в мире, подчиняется половому инстинкту. В секте царит жёсткая дисциплина, действует система подавления личности и «промывания мозгов».
Слайд 25

4. НРД восточной ориентации, среди которых особо выделяется «Международное общество сознания

4. НРД восточной ориентации, среди которых особо выделяется «Международное общество сознания

Кришны», которое основано в 1955 г. индуистским проповедником Абхеем Прабхупадой и представляет собой религиозную организацию типа деноминации. Мораль этого учения - преданное служение Кришне. Под этим подразумевается беспрекословное исполнение воли духовного наставника – гуру. Основными ячейками религиозной жизни являются храмы. При храмах, как правило, создают проповеднические (миссионерские) центры - гур-кулы, где получают систематическое религиозное образование и воспитание пришедшие в общину «преданные». После прохождения обучения они получают посвящение в вайшнавы. Все храмы в адми­нистративном отношении самостоятельны. Вместе с тем, имеются три уровня взаимодействия и координации их деятельности: региональный, зональный и национальный.
Слайд 26

5. Актуальны сегодня также и другие нетрадиционные религиозные движения, среди которых

5. Актуальны сегодня также и другие нетрадиционные религиозные движения, среди которых

особо выделяются псевдонаучные культы, оккультные и духовно-экологические секты. «Церковь сайентологии» основана в 60-х гг. ХХ в. в США малоизвестным писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом. По собственному признанию Хаббарда, он придумал сайентологию с целью личного обогащения. В связи с этим учение секты представляет собой смесь магии, оккультизма, восточных религий и научных сведений из области психологии, медицины и кибернетики.
Слайд 27

Сатанинские секты, поклоняющиеся злу, дьяволу. Причинами появления сатанинских сект явились: кризис

Сатанинские секты, поклоняющиеся злу, дьяволу. Причинами появления сатанинских сект явились: кризис

христианства, падение морали, социальная неустроенность молодёжи. Часть сатанистов поклоняется злу как таковому, другая (большая) считает дьявола богом (перевёрнутая система ценностей). Их вероучение и культ представляет собой диаметральную противоположность христианству, а секты делятся на несколько типов в зависимости от контингента и степени вовлечения в культ. На низшем уровне находятся молодёжные группы, сатанизм для которых является лишь средством внешнего самовыражения, противопоставления себя окружающему миру (члены этих групп носят сатанинскую символику, читают «чёрную» литературу, но участия в культовых мероприятиях не принимают, однако значительная их часть впоследствии переходит в группы более высокого уровня). Более высокий уровень представляют собой группы молодёжи, занимающейся «практическим сатанизмом» – групповым употреблением наркотиков и сексом, сочетающимися с культовыми действиями. Высший уровень представляют собой секты сознательных поклонников сатаны, которые исповедуют сатанизм в полном объёме, культ их представляют «чёрные мессы», сопровождающиеся человеческими жертвоприношениями.
Слайд 28

В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех НРД.

В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300

тыс. последователей всех НРД.
Слайд 29

Слайд 30

В России в 2010 г. зарегистрировано 23500 религиозных общин…

В России в 2010 г. зарегистрировано 23500 религиозных общин…