Основы философии Гегель Абсолютный идеализм Подготовили: Шалтаева Е. Ревидович Т.

Содержание

Слайд 2

Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете

Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте
Учёба в Тюбингенском университете (1788-1793)
Преподавание

в Йенском университете (1801-1807)
Директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816)
Преподавание в Гейдельбергском университете (1816-1818)
Преподавание в Берлинском университете (1818-1831)
Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Штутгарт

Тюбинген

Йена

Нюрнберг

Гейдельберг

Берлин

Слайд 3

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Феноменология духа (1807) Наука логики (1812,

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Феноменология духа (1807)
Наука логики (1812, 1813, 1816)
Энциклопедия

философских наук (1817)

Основные сочинения

Слайд 4

Гегель Абсолютный идеализм Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта

Гегель Абсолютный идеализм

Основные принципы философии Гегеля
Тождество субстанции и субъекта
Действительность как процесс

саморазвития
Структура абсолютной реальности (система Гегеля)
Логика (дух «в себе»)
Природа (инобытие духа)
Дух («в себе и для себя»)
Диалектика (метод Гегеля)
Соотношение между системой и методом
Противоречие между системой и методом
Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Принцип и законы диалектики
Единство противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицание отрицания
Слайд 5

Объект Объект Субъект Объект Может показаться, что если нам известен способ

Объект

Объект

Субъект

Объект

Может показаться, что если нам известен способ действия орудия, мы можем вычесть из

результата то, что в нём принадлежит этому орудию.

Эта скептическая аргументация лишь кажется неопровержимой; на деле же она исходит из предпосылок, которые сами нуждаются в доказательствах,

Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта

а именно: из представления о познавании как о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания.

Если познавание рассматривать как орудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение орудия изменяет объект воздействия.

Однако если из объекта воздействия вычесть результат воздействия, мы лишь получим объект в исходном, в данном случае – непознанном, виде.

орудие

Субъект

Аргументация агностиков

Субъект

Объект

Дух
(субстанция- субъект)

Познание мира как самопознание духа

Слайд 6

Основные принципы философии Гегеля Действительность как процесс саморазвития Истинное есть целое.

Основные принципы философии Гегеля Действительность как процесс саморазвития

Истинное есть целое. Но целое есть

только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя.

Гегель. «Феноменология духа».

Слайд 7

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе») «В себе», в которое

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)

«В себе», в которое нечто рефлектировано

внутри себя из своего бытия-для-иного, уже не есть абстрактное «в себе», а как отрицание своего бытия-для-иного опосредовано последним, которое составляет, таким образом, его момент.

Гегель. «Наука логики».

Слайд 8

Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом … Гегель вынужден

Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом

… Гегель вынужден был строить

систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который <…> подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp.: исторический) процесс, <...> видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. <…> А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию <…> абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии.

Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Слайд 9

Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классический рационализм Панлогизм

Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм

Классический рационализм

Панлогизм Гегеля

Субъект и объект познания функционируют

по одним и тем же законам.

Мир понятен разуму, потому что он разумен.

Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум.

Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.

Слайд 10

есть есть есть есть Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический

есть

есть

есть

есть

Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм

«Геометрический метод» Спинозы

Диалектический метод Гегеля

Формально- логическая дедукция

Восхождение от абстрактного

к конкретному

M

S

P

M

P

S

Большая посылка

Меньшая посылка

Вывод

А


~(~А)

А1


Тезис

Антитезис

Синтез