Пантеизм и новая космология

Содержание

Слайд 2

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. В эпоху Возрождения философия вновь

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения.

В эпоху Возрождения философия вновь

обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически.
Слайд 3

В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает

В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь

утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.
Слайд 4

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541),

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс

(1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу.
Слайд 5

Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно

Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа,

точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.
Слайд 6

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя оно

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя

оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей.
Слайд 7

Теория Николая Коперника Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих

Теория Николая Коперника

Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет

в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Слайд 8

Эта новая теория исходит из следующих требований: Не существует единого центра

Эта новая теория исходит из следующих требований:
Не существует единого центра для

всех небесных орбит или сфер.
Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.
Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.
Отношение расстояния от Земли до Солнца к расстоянию до сферы неподвижных звезд меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
Слайд 9

Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением

Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением

самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.
Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
Слайд 10

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы,

сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Слайд 11

Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения

Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности

расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли. Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением: „ Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет“.
Слайд 12

Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм Николай Кузанский разрушает

Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

Николай Кузанский разрушает

конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Слайд 13

Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество

Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как

тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника, где он разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.
Слайд 14

Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична;

Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и

безгранична; он называет ее "подобной бесконечности", одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
Слайд 15

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая,

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.

Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме.
Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах".
Слайд 16

Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что

Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что

в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.
Слайд 17

Таким образом, основными космологическими идеями Бруно явились идея бесконечности вселенной, идея

Таким образом, основными космологическими идеями Бруно явились идея бесконечности вселенной, идея

множественности обитаемых миров и т.д. Эти идеи являлись новаторскими и вызывали негативную реакцию клерикалов. Однако космологическая философия Бруно не являлась материалистической - космос его одушевлен, разумен, в нем присутствует сознательное, творческое начало.