Содержание
- 2. История Византии Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Именно византийская
- 3. Подобное двоеверие было весьма характерным для христианизировавшихся стран. Однако не всюду и не всегда крещение жителей
- 4. Христианство Свою форму христианство приняло не сразу. Новое государство являлось хранителем и продолжателем древних традиций. Возникло
- 5. Византийская художественная культура Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях о сути прекрасного, но
- 6. Новое мировоззрение, проявлялось во всех видах искусства. В переходное время трудно не заметить таких черт, как
- 7. Высшей точкой расцвета стал ХI век. Тогда наиболее полно и последовательно воплощались в эстетическую форму специфические
- 8. Развитие станковой живописи Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12 вв. развивается
- 9. Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу она смотрит проникновенным
- 10. Развитие архитектуры Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского общества.
- 11. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три
- 12. Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о
- 13. Мозаики храма Св. Софии Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии.
- 14. Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого
- 15. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная
- 16. В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм
- 17. Подземное водохранилище Огромное водохранилище, построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана I и прозванное народом "Дворцом, провалившимся
- 18. Само название водохранилища «Цистерна базилики» означает «водохранилище храма Святой Софии», поскольку расположенный рядом с ним храм
- 19. Большая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и
- 20. В заключение необходимо отметить, что в XI— XII вв. культура Византии еще оставалась средневековой, традиционной, во
- 22. Скачать презентацию
История Византии
Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни
История Византии
Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни
Византия возникла в результате раздела Римской империи в 395 г. на восточную и западную части. Административно-экономическим и культурным центром Византии стала провозглашенная в 330 г. императором Константином древняя колония на берегах Босфора — Византий. Новая столица была названа в честь ее основателя Константинополем. По Миланскому эдикту 313 г. христианам давалось право на свободу вероисповедания, что послужило началом для утверждения христианства, позднее ставшего государственной религией Византии.
Однако и после этого на обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ, периодически возникали ереси. В сознании большинства подданных восточных императоров новые верования и обряды долго соседствовали со старыми.
Подобное двоеверие было весьма характерным для христианизировавшихся стран. Однако не всюду
Подобное двоеверие было весьма характерным для христианизировавшихся стран. Однако не всюду
В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Что отразилось на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.
Появляется много историков. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести.
Христианство
Свою форму христианство приняло не сразу. Новое государство являлось хранителем
Христианство
Свою форму христианство приняло не сразу. Новое государство являлось хранителем
За западной Церковью закрепилось название католическая, за восточной — православная. Еще раньше, в III—IХ вв., Византию взбудоражила борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей — не сотвори себе кумира — и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.
Издаются императорские указы против иконопочитателей; в храмах замазываются фрески и мозаики, уничтожаются иконы.
Борьба эта длилась долго. В какой-то период иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановлено только в 843 г.
Только со временем православие принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.
Эта борьба и трудности становления не могли не повлиять на процесс формирования и становления византийской художественной культуры.
Византийская художественная культура
Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях
Византийская художественная культура
Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях
Новое мировоззрение, проявлялось во всех видах искусства. В переходное время трудно
Новое мировоззрение, проявлялось во всех видах искусства. В переходное время трудно
Высшей точкой расцвета стал ХI век. Тогда наиболее полно и последовательно
Высшей точкой расцвета стал ХI век. Тогда наиболее полно и последовательно
Развитие станковой живописи
Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском
Развитие станковой живописи
Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском
Крупнейшим произведением этого вида искусство является икона столичной школы Владимирская Богоматерь, исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты.
Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись
Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись
Мягкие тона живописи, оливково-розовая, теплая гамма красок соответствуют строгоочерченному изящному рисунку. Прозрачность легких теней смягчает резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками. Контраст линейного и живописного исполнения подчеркивает одухотворенность образа Богоматери, который стал образцом для многих поздних воспроизведений и подражаний. (Икона хранится в Третьяковской галерее в Москве).
Развитие архитектуры
Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей
Развитие архитектуры
Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей
Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.
Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером.
Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и
Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он
Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он
Мозаики храма Св. Софии
Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского
Мозаики храма Св. Софии
Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского
Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как
Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как
Император Александр
Архангел Гавриил
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения
В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм
В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм
Подземное водохранилище
Огромное водохранилище, построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана I и
Подземное водохранилище
Огромное водохранилище, построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана I и
Цистерна Базилика - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя (в настоящее время в городе найдено более 40 цистерн), имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам из источников Белградского леса, расположенном в 19 км к северу от города.
Само название водохранилища «Цистерна базилики» означает «водохранилище храма Святой Софии», поскольку
Само название водохранилища «Цистерна базилики» означает «водохранилище храма Святой Софии», поскольку
Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения — 145 на 65 метров, ёмкость — 80 000 кубических метров воды. Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты, колонны стоят на расстоянии 4,80 метра друг от друга, стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра и покрыты специальным водоизоляционным раствором.
Большая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг
Большая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг
Перевернутая голова Медузы Горгоны
Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.
В заключение необходимо отметить, что в XI— XII вв. культура Византии
В заключение необходимо отметить, что в XI— XII вв. культура Византии
Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи.