Презентация Место культурологии в системе гуманитарного знания

Содержание

Слайд 2

Несводимость мира человека к миру природы определяет особенность гуманитарного знания: гуманитарное

Несводимость мира человека к миру природы определяет особенность гуманитарного знания: гуманитарное

знание многомерно. Оно включает в себя разнородные компоненты-
Слайд 3

НАУКУ - знания, подобные естественным: объективные, безличные, открывающие законы, которые устанавливают

НАУКУ - знания, подобные естественным: объективные, безличные, открывающие законы, которые устанавливают

сущностную связь между группами явлений (Отметим только, что законы гуманитарного знания, указывают на связь условную, на возможность определенных последствий того или иного состояния вещей);
ИСКУССТВО - понимаемое как постижение мира человека художественными средствами в его неповторимой индивидуальности;
СОЦИАЛЬНУЮ РЕФЛЕКСИЮ - размышления над миром человека, над его историей, - размышления, в которых научные методы сочетаются с мастерством художника.
Слайд 4

Гуманитарные знания: всегда субъективны насыщены нравственным чувством выстроены по законам красоты,

Гуманитарные знания:

всегда субъективны
насыщены нравственным чувством
выстроены по законам красоты, в соответствии

с эстетическими канонами времени
Слайд 5

Гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях.

Гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях.


Гуманитарные науки не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.
Слайд 6

Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину происходит в XX веке. Причины

Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину происходит в XX веке. Причины

этому следует искать в новой культурной ситуации.
Слайд 7

Для европейских мыслителей XIX столетия культура тождественна искусству, либо просвещению. На

Для европейских мыслителей XIX столетия культура тождественна искусству, либо просвещению. На

уровне личностном культура что-то вроде усвоенных правил поведения и приличия в обществе.
В начале XX столетия происходит смена культурных эпох: стиля культуры, ее идеалов.
Слайд 8

Таким образом, кризис старой европейской культуры можно считать главным импульсом, вызвавшим

Таким образом, кризис старой европейской культуры можно считать главным импульсом, вызвавшим

к жизни новое гуманитарное знание - культурологию.
Слайд 9

Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах,

Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах,

в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается:
как сложное образование, вбирающая в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.;
как целостное образование, в котором все его составляющие объединены системными связями;
как образование, меняющееся во времени и пространстве;
как образование всеобъемлющее по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами.
Слайд 10

Культурология обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась

Культурология обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась

собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение.
Слайд 11

Методы изучения культурологии включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию.

Методы изучения культурологии включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение

в большую теорию.
Слайд 12

Культурология как наука стремится к открытию закономерности развития мира человека, к

Культурология как наука стремится к открытию закономерности развития мира человека, к

обнаружению некоторых обезличенных, повторяющихся связей между явлениями - стало быть, индивидуальные черты культуры, штучные творения человеческого гения ей интересны лишь в той мере, в какой они раскрывают общие тенденции и системные характеристики. Такой взгляд на культуру убивает живое чувство, рождающееся из созерцания шедевров живописи и зодчества и сопереживания музыкальным и литературным произведениям.