Презентация Портретная галерея Тициана

Содержание

Слайд 2

Тициан (около 1488/1490 - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего

Тициан (около 1488/1490 - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего

Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами Венеции, выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.
Слайд 3

Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы

Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы

Тициана с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.

“Цыганская мадонна”,
Музей истории искусств, Вена;

“Христос и грешница”, Художественная галерея, Глазго

Слайд 4

Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным

Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным

полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции, и тонко психологичных

Любовь земная и небесная”,
около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим;

“Флора”, около 1515,
Уффици;

“Динарий кесаря”, 1518,
Картинная галерея

(“Юноша с перчаткой”,
Лувр

“Мужской портрет”,
Национальная галерея,
Лондон

Слайд 5

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с

общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы, композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.

“Вознесение Марии”,
1518, Венеция

“Празднество Венеры”, 1518,
Мадрид

“Положение во гроб”, 1520-е годы, Лувр

“Введение во храм”, 1538, Галерея Академии, Венеция;

Слайд 6

Конец 1530-х годов - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной

Конец 1530-х годов - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной

прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство .

(“Ипполито Медичи”, 1532, “Ла Белла”, 1538, - все в галерее Палатина, Флоренция

Слайд 7

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое

мужество . В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.

“Кающаяся Мария Магдалина”,
1560-е годы
Эрмитаж, Санкт-Петербург

“Коронование терновым венцом”, 1570-е,
Старая Пинакотека, Мюнхен

“Оплакивание Христа”,
Галерея Академии, Венеция

Слайд 8

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем

живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами

“Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид
и Эрмитаж, Петербург

“Венера перед зеркалом”,
1550-е годы,
Национальная галерея искусства,
Вашингтон

“Диана и Актеон”, 1556, и “Диана и Каллисто”, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге

Слайд 9

Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся

Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся

с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях

“Мученичество святого Лаврентия”,
1555,
церковь Джезуити, Венеция

В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты.

“Сизиф”, 1549-1550; “Венера и Адонис”, 1554,
обе - Прадо, Мадрид

Слайд 10

Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Полным

Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Полным

динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана .

“Похищение Европы”
1562,
Бостон

(“Святой Себастьян”,
1565-1570, Эрмитаж

“Пастух и нимфа”, 1570,
Музей истории искусств, Вена

“Наказание Марсия”, 1570-е годы,
Картинная галерея, Кромержиж

Слайд 11

Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и

Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и

фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 века от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до 20 века, развитие мирового изобразительного искусства.