Презентация СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. Позитивистское и Психологическое направление в российской социологии

Содержание

Слайд 2

Позитивизм В XIXвеке активно формируются социологические научные школы, концепции и направления.

Позитивизм

В XIXвеке активно формируются социологические научные школы, концепции и направления. Одним

из признанных направлений становится позитивизм. Позитивизм объявляет единственным источником познания социальные науки или их совокупность и отрицает философию как особую отрасль научного знания.
Слайд 3

Позитивизм в российской социологии. У истоков отечественной социологии стояли такие крупные

Позитивизм в российской социологии.

У истоков отечественной социологии стояли такие крупные исследователи,

как М. Ковалевский, Н. Кареев, Н. Михайловский, С.И. Южаков, П. Сорокин.
Стимулами распространения социологии в России явились:
развитие капитализма, усложнение социальной структуры общества
возросший социальный интерес интеллектуальных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;
активный рост рабочего класса и новых технических слоев интеллигенции
развитие теорий гуманистической направленности, отражающих всю социальную проблематику.
Слайд 4

Российская социология В 1908 году в Петербурге была открыта первая кафедра

Российская социология

В 1908 году в Петербурге была открыта первая кафедра социологии

при Психоневрологическом институте. Возглавляли ее профессора М. Ковалевский, Е. Роберти, а затем П. Сорокин.
Российская социология этого в это время характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением. В социологической теории преобладал натурализм различных оттенков.
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала XIXв. стали работы выдающегося русского социолога П.А. Сорокина. Он считал, что социальный мир – часть природы, и то, что называют разумом, составляет конечную трансформацию космической энергии
Слайд 5

Позитивистское и Психологическое направление в российской социологии. На первом этапе (до

Позитивистское и Психологическое направление в российской социологии.

На первом этапе (до 1922

г.) – русском – П. Сорокин создает позитивистскую модель социологии. В «Системе социологии» П. Сорокин разъясняет научные принципы социологии. Он считает, что,
Во–первых, социология должна строится по типу естественных наук.
Во-вторых, всякий нормативизм, то есть субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии.
В- третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению.
В-четвертых, социология должна прекратить всякое создание умозрительных, то есть не доказательных наукой, построений.
Слайд 6

социокультурная динамика П. Сорокина Центральной темой творчества П. Сорокина является социокультурная

социокультурная динамика П. Сорокина

Центральной темой творчества П. Сорокина является социокультурная

динамика. Основное понятие, которым он пользуется, - «социокультурная система», включает в себя бесконечное многообразие культурных ценностей - материальных и духовных. Изучение искусства, науки, религии, права привело его к выводу, что в истории существуют три социокультурные системы, периодически сменяющие друг друга: умозрительная, чувственная, идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о природе реальности и методе ее познания.
Слайд 7

Психологическое направление в российской социологии. В русской социологии психологическое направление получило

Психологическое направление в российской социологии.

В русской социологии психологическое направление получило развитие

в концеXIX - начале XX века. Это направление являлось выражением общего для социальных наук того времени интереса к проблемам мотивации и механизмов человеческого поведения. Сторонники этого направления стремились сводить общественные явления к психологическому состоянию человека, групп и обществ.
Слайд 8

Теория личности михайловского Весьма значительна роль Михайловского в области психологического обоснования

Теория личности михайловского

Весьма значительна роль Михайловского в области психологического обоснования социологии,

критики позиций дарвинизма. Он доказывал, что понятие социологического идеала не может анализироваться в контексте естественного отбора и приспособительного поведения, что здесь требуется подход, базирующийся на действии исторических законов.
В его теории личности герой – главная историческая фигура, он помогает толпе преодолеть физическую и духовную скудость жизни, на которую человеческая масса обрекается в современном мире. Изучая проблему социальной психологии, Михайловский писал, что толпа – это масса народа, «способная увлекаться примером… высокоблагородным или низким, или нравственно безразличным».
Слайд 9

Вклад в развитие социологии П.А. Лаврова Значительным вкладом в развитие русской

Вклад в развитие социологии П.А. Лаврова

Значительным вкладом в развитие русской и

европейской культуры являлось творчество социолога П.А. Лаврова. Наибольшее внимание он уделял предмету и методу социологии, теории прогресса, роли государства в жизни общества, а также роли личности в истории. Лавров включал в структуру предмета четыре элемента: «животные общества», в которых вырабатывалось в достаточной степени индивидуальное сознание; существующие типы человеческого общежития; общественные идеалы, на основании которых человек надеется создать справедливое и солидарное общество; практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы
Слайд 10

Синтетическая картина общества С.И. Южакова Под воздействием идей Лаврова и Михайловского

Синтетическая картина общества С.И. Южакова

Под воздействием идей Лаврова и Михайловского сформировались

социологические взгляды видного социолога, экономиста и публициста С.И. Южакова (1849-1910). Он ставил перед собой задачу дать синтетическую картину общества, проанализировать его со стороны структуры и исторического развития. Южаков считал, что общество подвластно трем типам законов:
законам общественной жизни, как частным случаям общемировых законов;
некоторым биологическим законам;
законам «индивидуальности» и «психического», которые подчиняют себе специфические общественные процессы.