Виктор Николаевич Сорока-Россинский

Содержание

Слайд 2

ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ СОРОКА- РОССИНСКИЙ российский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.)

ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ СОРОКА- РОССИНСКИЙ

российский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.)

известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (Республика ШКИД). В одноименной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» был выведен под прозвищем «Викниксор».
Слайд 3

Выпускник Александровской Новгородской мужской гимназии. Продолжил свое обучение на историко-филологическом факультете

Выпускник Александровской Новгородской мужской гимназии.
Продолжил свое обучение на историко-филологическом факультете

Петербургского университета.
По окончании университета в 1906 году работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Одновременно преподавал историю и литературу в средних учебных заведениях Петрограда (в 1918-20 в училище Путиловского завода).
В 1920-25 гг. возглавлял «Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых».
Слайд 4

В 1925-28 директор школы для трудных подростков; одновременно методист ЛГПИ им.

В 1925-28 директор школы для трудных подростков; одновременно методист ЛГПИ им.

А. И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми.
Преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологическом институте (в 1933-36 научный сотрудник института), в средних школах Ленинграда (до 1942 и после 1948); с 1942 в эвакуации, преподавал в Горно-Алтайском педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте.
Слайд 5

Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот

Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот

на основе развития их творческих способностей.
Своих воспитанников Сорока-Росинский относил к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей Сорока-Росинский предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков.
Слайд 6

ГЛАВНЫМ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОН СЧИТАЛ : фундаментальную образовательную подготовку (10

ГЛАВНЫМ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОН СЧИТАЛ :

фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков

ежедневно)
самостоятельную, творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети».
Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.
Слайд 7

Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины) педагогов и воспитанников -

Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины) педагогов и воспитанников -

обогащавших друг друга индивидуальностей Сорока-Росинский обобщил в работах (не опубл.)
«Лекции по коллективной педагогике»,
«Учение о строении и развитии школьных коллективов»,
«Введение в коллективную педагогику».
К основным стадиям формирования коллектива он относил
сборище,
стадность,
организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели.
Слайд 8

Многие выпускники стали журналистами, учёными, писателями. Некоторые из них создали художественные

Многие выпускники стали журналистами, учёными, писателями. Некоторые из них создали художественные

произведения о ШКИД (Белых Г., Пантелеев Л., Республика ШКИД, 1927; Ольховский П., Евстафьев К., Последняя гимназия, 1930). Талантливо написанные повести не всегда адекватно освещали педагогический опыт школы и в конце 50-х гг. Сорока-Росинский написал воспоминания «Школа им. Достоевского» (не оконч.), в которых объективно показал жизнь ШКИД.

К работе в ШКИД стремился привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию "пород" учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). К сожалению, из-за расхождения в педагогических взглядах с официальными педагогическими инстанциями Сорока-Росинский вынужден был покинуть ШКИД.

Слайд 9

Исследовал проблемы создания русской школы как национального феномена. Основными путями формирования

Исследовал проблемы создания русской школы как национального феномена.
Основными путями формирования

национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет.
Главная нравственная идея - народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям - Родине, благо народа.
«Воспитание превращается в долг каждого - и для воспитывающего и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом» Осуждал националистическое воспитание, проповедующее нетерпимость к другим нациям.
Слайд 10

В преподавании русского языка подчёркивал приёмы, стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы

В преподавании русского языка подчёркивал приёмы, стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы

учащихся, умение быстро и самостоятельно ориентироваться и др., которые выводил из «Суворовской педагогики». Подготовил книги «Построение и ведение урока русского языка в средних классах», «Обучение выразительному чтению в средних классах», проспект учебника грамматики (не опубл.). Большинство рукописей Сороки-Росинского погибло в эвакуации или было утрачено позднее.

Со 2-й пол. 30-х гг. Сорока-Росинский занимался вопросами методики преподавания русского языка и литературы, изучением русского языка в нерусской школе. Ещё в дооктябрьский период им были сформулированы положения о типе детской книги - стилизация под примитивизм, но в изящной форме; фокусирование внимания на действиях, особенно героических; показ сильных энергичных личностей; отказ от нравоучений и т. д. - не потерявшие актуальности для современной практики издания детской литературы.