Программирование на Java. Объектная модель Java. (Лекция 3.2)

Содержание

Слайд 2

Пакеты Пакет - некоторый набор родственных (связанных) классов (аналог подкаталога жесткого

Пакеты

Пакет - некоторый набор родственных (связанных) классов (аналог подкаталога жесткого диска)
служит

для управления видимостью
позволяет разделить пространство имен
Создание пакета
Вначале файла исходного текста (можно после комментариев) включается оператор
package <имя_пакета >;
при отсутствии такого оператора классы файла относят к пакету без имени
на один и тот же пакет могут ссылаться разные файлы. Все они должны находиться в одном каталоге
Слайд 3

Пакеты Иерархия пакетов Задается конструкцией package [ . … [ .

Пакеты

Иерархия пакетов
Задается конструкцией
package <имя_пак.1> [ . … [ . <имя_пак.N> ]];
package

proj.mod3.sect1;
Пакет, входящий в иерархию, должен храниться в соответствующем подкаталоге файловой системы
<имя_пак.1> / … / <имя_пак.N>
Слайд 4

Пакеты Использование классов пакета Варианты: а) при обращении к классу указать

Пакеты

Использование классов пакета
Варианты:
а) при обращении к классу указать реальное имя класса

с учетом имени пакета <имя_пакета>.<имя_класса>
class MyDate extends java.util.Date;
Слайд 5

Пакеты Использование классов пакета б) использовать оператор импорта пакета import .

Пакеты

Использование классов пакета
б) использовать оператор импорта пакета
import <имя_пакета>.<имя_класса>; или
import <имя_пакета>.*;
Примеры:
import java.util.Date;
import

java.io.*;
Слайд 6

Класс Object Все классы Java (даже массивы) происхо-дят от суперкласса java.lang.Object

Класс Object

Все классы Java (даже массивы) происхо-дят от суперкласса java.lang.Object
Методы

класса Object
методы поддержки многопоточности
прикладные методы
Слайд 7

Класс Object Прикладные методы

Класс Object

Прикладные методы

Слайд 8

Метод boolean equals(Object obj) Метод equals() следует переопределять тогда, когда для

Метод boolean equals(Object obj)

Метод equals() следует переопределять тогда, когда для класса

существует понятие логической эквивалентности, которое не совпадает с тождественностью объектов
Метод equals должен удовлетворять следующим требованиям:
Рефлексивность. x.equals(x) всегда должно быть true.
Симметричность. Если x.equals(y) == true, то и y.equals(x) должно быть true
Транзитивность. Если x.equals(y) == true, y.equals(z) == true то и x.equals(z) должно быть true
Непротиворечивость. x.equals(null) всегда должно возвращать false
Слайд 9

Метод boolean equals(Object obj). Пример public class Point { private final

Метод boolean equals(Object obj). Пример

public class Point {
private final int

x;
private final int y;
public Point(int x, int y){
this.x = x;
this.y = y;
}
public boolean equals(Object obj){
if (obj == this){
return true;
}
if (!(obj instanceof Point)){
return false;
}
Point p = (Point)obj;
return p.x == x && p.y == y;
}
}
Слайд 10

equals() vs. == String a="abc"; String b="abc"; String c=new StringBuffer("a").append("bc").toString(); a

equals() vs. ==

String a="abc";
String b="abc";
String c=new StringBuffer("a").append("bc").toString();
a == b ? a.equals(b)

?
a == c ? a.equals(c) ?
Слайд 11

Метод hashCode() Метод int hashCode() применяется при построении хеш-таблиц (HashSet, HashMap,

Метод hashCode()

Метод int hashCode() применяется при построении хеш-таблиц (HashSet, HashMap, и

др.)
Требования к методу:
Он должен быть переопределен в каждом классе, где переопределен метод equals()
При нескольких обращениях к объекту метод должен возвращать одно и то же число
Если два объекта равны по результатам метода equals(), их хеш-коды тоже должны быть равны
Если два объекта не равны по equals(), они не обязательно должны иметь разный хеш-код. Но это очень желательно
public int hashCode(){
int result = 17;
result = 37*result + areaCode;
result = 37*result + extension;
return result;
}
Слайд 12

Метод toString() Метод toString() возвращает строковое представление объекта Желательно, чтобы все

Метод toString()

Метод toString() возвращает строковое представление объекта
Желательно, чтобы все классы переопределяли

этот метод
В классе Object он формирует строку как
getClass().getName() + '@' + Integer.toHexString(hashCode())
Этот метод вызывается при конкатенации строк, если указывается ссылка на объект, а также при печати объекта на консоль
public class Point {
private int x, y;
Point(int x, int y){
this.x= x;
this.y= y;
}
public String toString(){
return x+", "+ y + ")";
}
public static void main(String[] args){
System.out.println(new Point(1, 3)); // Распечатает (1, 3)
String str = "Point " + new Point(2, 3);
System.out.println(str); // Распечатает Point (2, 3)
}
}
Слайд 13

Класс Object Вывод информации об объекте System.out.Println("Объект "+х); х.toString();

Класс Object

Вывод информации об объекте
System.out.Println("Объект "+х);
х.toString();

Слайд 14

Метод finalize() Метод finalize() вызывается сборщиком мусора непосредственно перед удалением объекта

Метод finalize()

Метод finalize() вызывается сборщиком мусора непосредственно перед удалением объекта
Как правило,

используется для освобождения ресурсов, используемых объектом
Он не должен содержать никаких критических по времени операций, поскольку время удаления объекта не регламентировано
На практике вместо того, чтобы помещать всю логику по освобождению ресурсов в этот метод, используйте метод прямого завершения (пример - метод close() у java.io.OutputStream)
Метод finalize() следует применять только в качестве запасного варианта для освобождения ресурсов (проверять, был ли вызван метод прямого завершения, и если нет – вызывать его)
Слайд 15

Класс Object Клонирование объектов Метод clone - protected Employee orig= new

Класс Object

Клонирование объектов
Метод clone - protected
Employee orig= new Employee("Иван Иванов", 4500);
Employee

copy = orig.clone();

Ссылка на подобъект едина для оригинала и клонированного объекта !!!

Слайд 16

Наследование Наследование – использование одним классом структуры или поведения другого класса

Наследование

Наследование – использование одним классом структуры или поведения другого класса

(одиночное наследование)
Наследование способствует
созданию иерархических классификаций
уменьшению количества кода, созданного для описания схожих сущностей,
написанию более эффективного и гибкого кода
Суперкласс – унаследованный класс
Подкласс – специализированная версия суперкласса, которая, обычно, дополняет или переопределяют унаследованную структуру и поведение
Слайд 17

Наследование Объявление наследования: в определение подкласса включается extends Пример: class Rect extends Figure{ … }

Наследование

Объявление наследования:
в определение подкласса включается
extends <имя_суперкласса>
Пример:
class Rect extends Figure{


}
Слайд 18

Наследование Пример. // Суперкласс class Figure { int x, y; //

Наследование

Пример.
// Суперкласс
class Figure {
int x, y; // координаты абстрактной

фигуры
public Figure(int x, int y) {
this.x = x;
this.y = y;
}
public void move (int dx, int dy) { // передвижение фиг.
x += dx;
y += dy;
}
public void print() {
System.out.print("Figure: " + x + " " + y);
}
}
Слайд 19

Наследование // Подкласс - прямоугольник class Rect extends Figure{ int w,

Наследование
// Подкласс - прямоугольник
class Rect extends Figure{
int w, h; // ширина

и высота
public Rect(int x1, int y1, int x2, int y2) {
super(x1, y1);
this.w = x2 - x1;
this.h = y2 - y1;
}
public void print() {
System.out.print("Rectangle: " + x + " " + y + " " + w + " " + h);
}
}
Слайд 20

Наследование // Подкласс - окружность class Circle extends Figure{ int r;

Наследование

// Подкласс - окружность
class Circle extends Figure{
int r; // радиус
public

Circle(int x, int y, int r) {
super(x, y);
this.r = r;
}
public void print() {
System.out.print(" Circle: " + x + " " + y + " " + r);
}
}
Слайд 21

Наследование Созданная структура классов ... Rect rect = new Rect(10,10,100,200); rect.print();

Наследование

Созданная структура классов
...
Rect rect = new Rect(10,10,100,200);
rect.print();
rect.move(20,10);
rect.print();

Результат
Rectangle: 10 10

90 190
Rectangle: 30 20 90 190
Слайд 22

Наследование Тогда объект производного класса будет содержать по два поля производное

Наследование

Тогда
объект производного класса будет содержать по два поля
производное имя будет

скрывать базовое
Обращение из метода производного класса к полю суперкласса:
super.<имя_поля>

В производном классе можно объявлять поля, одноименные с полями базового класса

Слайд 23

Наследование Методы, одноименные с методами базового класса при совпадении параметров производный

Наследование

Методы, одноименные с методами базового класса
при совпадении параметров производный метод перекроет

базовый
при несовпадении параметров производный метод перегрузит базовый
Перекрытый метод - недоступен в подклассе
Перегруженный метод - виден наряду с новым методом. Вызов из метода подкласса: super.<имя_метода>()
Слайд 24

Наследование Последовательность вызова конструкторов Инструкции инициализации суперкласса Конструктор суперкласса Инструкции инициализации объекта-потомка Код конструктора-потомка

Наследование

Последовательность вызова конструкторов

Инструкции инициализации суперкласса

Конструктор суперкласса

Инструкции инициализации объекта-потомка

Код конструктора-потомка

Слайд 25

Наследование Вызов (при необходимости) конструктора суперкласса super ( )

Наследование
Вызов (при необходимости) конструктора суперкласса
super (<список_параметров>)

Слайд 26

Наследование Пример. Иллюстрация последовательности действий при конструировании объекта: … B b1=new

Наследование

Пример. Иллюстрация последовательности действий при конструировании объекта:

B b1=new B();

class A {
{

System.out.print(1); }
A(){ System.out.print(2); }
}
class B extends A {
{ System.out.print(3); }
B(){ System.out.print(4); }
}
Результат: "1234"