Содержание
- 2. 1.Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии. Концепции на проблему возникновения религий: 1. Иррациональная модель или
- 3. Различия: теологи – сверхъестественный источник религии Господ Бог объективные идеалисты – некое объективное начало. В целом
- 4. 3. Субъективно-идеалистическая. (психологи: У. Джеймс и Г.Олпорт). Религия - порождение индивидуального сознания как спонтанно возникающих субъективных
- 5. «религиозные представления – есть иллюзии, но выступающие как «исполнения древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества». «Тайна силы
- 6. 5. Человеческая дихотомия. (Э.Фромм, «Психоанализ и религия») Религия как результат конфликта между душой и телом. Тело
- 7. 6.Социологическая концепция - религия как общественный институт (Э. Дюркггейм). Целостность любого общества - общественное сознание. Общественное
- 8. 7. Религия как плод страха и бессилия. Источник религии страх перед грозными силами природы. Демокрит (460–371
- 9. Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием и пылким воображением. 9. Диалектико-материалистическая
- 10. Теории происхождения религии: 1) Первая концепция (богословская) концепция «прамонотеизма». (Э. Лэнг, В. Шмидт) Суть - сначала
- 11. Однако!!! Источники: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в
- 13. Причины возникновения религии: Интеллектуальная - нужда в объяснении природных и социальных явлений. Человек не имея достаточного
- 14. Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами. Религия - высшая сила,
- 15. 2. Древние формы религии: сущность и функции. «Религия» (лат. Religio) – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое
- 16. Сущность религиозных представлений: 1.Отражение в верованиях явлений природы и занятий людей. (получили отражение лишь те, от
- 17. В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира. общественные функции: - регулировали отношения между людьми
- 18. Виды религий Основа выделения: 1. история становления; 2.количество богов, которым поклоняются верующие; 3. отношение к действительной
- 19. Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens) Доказательства: 1.практика захоронения первобытных
- 22. 1. Мана. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая
- 23. По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории: моа — священное ноа —
- 26. ТАБУ Система специфических запретов – табу (особо выделенный) охватывает все сферы жизни и является единственной формой
- 27. Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным. Само
- 31. Табу - важный механизм регулирования социальных отношений. А)половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками; Б)
- 32. Действия табуированных объектов являются двойственными: — опасные — полезные. Чистые — значит невредимые, с ними можно
- 33. 2.Тотемизм Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным,
- 37. Африка Тотем: ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, части отдельных животных или растений (голова черепахи, желудок
- 39. у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
- 48. Проблема изучения тотемизма (известен ещё с конца XVIII в.): - Мак-Леннан; - Робертсон Смит; - Д.
- 49. Причины генезиса тотомизма: 1) родовой культ (вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в
- 50. (организатор тотемических обрядов эму, Австралия)
- 51. 3.Магия Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.
- 52. Виды магии: 1.по методам воздействия: 1.1.контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено
- 54. 2. по социальной направленности и целям воздействия: 2.1.вредоносная (нанесение порчи); 2.2.военная (система обрядов, направленная на обеспечение
- 55. Австралийский колдун и знахари
- 59. 4.Фетишизм Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой. Суть - успех в
- 63. Разновидность фетишизма - идолопоклонство. Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот
- 65. Фетиши в мужском доме, Меланезия
- 67. Каменные идолы острова Пасхи
- 68. 5.Анимизм Анимизм — вера в существование души и духов. Душа есть у всех явлений природы, у
- 70. Эдуард Тайлор: - первоначальная стадия развития религии; - развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.
- 73. Два направлениях в анимизме: 1) результат размышлений древнего человека над феноменами сновидений, болезни, смерти, а также
- 74. Чуринги – вместилища душ, Австралия
- 75. Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и
- 77. 6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей
- 78. Шаманизм практиковали: народы: Африки, Азии, Австралии, Америки. Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются
- 79. Особенности: Шаман - избранник духов: 1) шаманами становятся не по своей воле; 2) не вследствие обучения;
- 80. Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как
- 81. Во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо
- 83. Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью» - переход в новую жизнь шамана и содержит все элементы инициальных
- 84. камлание
- 86. Атрибуты шамана
- 87. Фигура шамана
- 88. Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности
- 90. 7. Миф Миф - повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность Суть
- 91. Для мифов характерны следующие черты: 1) Отождествление фантазии с реальностью. 2) Объяснение действительности в наглядно-образной форме.
- 92. Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца. Пример: классическая древнегреческая
- 93. Мифы: 1) обрядовый миф – родился из словесного сопровождения ритуала и призванная объяснить непосвященным основные моменты
- 94. Мифы творения – происхождение мира, упорядочение мира; – поиск первопричин; – космогенез; – превращение одних предметов
- 95. Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии. Смерть, посмертная судьба, путь в
- 96. 8.Культы: культ предков (семейно-родовой), погребальный культ, материнско-родовой культ, промысловые культы, земледельческие культы, культы тайных союзов, культы
- 98. КУЛЬТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КУЛЬТ Наделение сверхъестественными свойствами природных явлений, оказывающих воздействие на состояние земледелия ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ -
- 99. Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин. Считалось, что умершие
- 101. Культ предков практиковали: славяне (чуры, щуры (пращуры) – хранили своих потомков, предостерегали их. «Чур меня» –
- 104. Алтарь предков, Китай
- 105. японцы 1 - почитание всем народом родоначальника императорского дома, 2 - почитание святого покровителя места -
- 106. Алтарь предков, Вьетнам
- 107. народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен; духи предков - существа,
- 108. культ предков - обожествление предков вождей, царей.
- 109. народы Центральной Америки - у индейцев пуэбло (культ начинав), у мексиканцев, у перуанцев (культ уака) и
- 110. погребальный культ ПК - совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования
- 112. способы обращения с умершими на восемь основных типов: 1) оставление или выбрасывание; 2) водяное погребение; 3)
- 113. Обычаи и обряды : а) погребальные дары и жертвы; б) надмогильные огни; в) погребальная тризна, пиршество
- 118. ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой.
- 120. Посмертные маски
- 121. Материнско-родовой культ МРК - олицетворяет саму природу и управляет всеми её процессами. оживляет семена, посаженные в
- 122. Культ Великой Матери-Богини у разных народов мира В Индии - Пракрити или Шакти, у маори –
- 125. Промысловые культы, Обряды промысловой (охотничьей и др.) магии. Практиковались у народов Северной Азии, Северной Америки и
- 131. Культы тайных союзов- зародышевая форма примитивной государственной власти. Цель тайных союзов - укрепление власти той или
- 132. Союз Дук-Дук
- 133. Распространены ТС – Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др. Обряд принятия в союз тесно связан
- 134. Обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации). Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») — обряд, знаменующий
- 135. Церемония инициации, деревня Корога на реке Сепик, Папуа-Новая Гвинея, 1975.
- 136. Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов: 1) отделения (separation), 2) промежуточного периода «грани миров»
- 138. Кения и Северная Танзания — групповая охота на льва
- 139. Кенийский боевой ритуал посвящения
- 140. Племя каро из Эфиопии. Прыжки через быков и коров
- 141. Племя канингара. Шрамирование (рубцевание или скарификация)
- 142. Австралийские аборигены раскрашены к обряду обрезания
- 143. На Суматре юношам прокалывают руку
- 145. Скачать презентацию