Роль символа в культуре Средневековой Европы

Содержание

Слайд 2

Санкт-Петербург, 2015 Роль символа в культуре средневековой европы Николай Токарев

Санкт-Петербург, 2015

Роль символа в культуре средневековой европы

Николай Токарев

Слайд 3

Форсайт глобального образования и следование трендам в Университете ИТМО «Некоторые вещи

Форсайт глобального образования и следование трендам в Университете ИТМО

«Некоторые вещи –

это просто вещи, а некоторые в то же время являются еще и знаками … Среди этих знаков есть просто сигналы, есть пометы и атрибуты, а есть – символы.
Св. Августин
Слайд 4

Воображаемое как часть реального Неслучайность в выборе лексики Signum Figura Exemplum

Воображаемое как часть реального

Неслучайность в выборе лексики

Signum
Figura
Exemplum
Memoria
Similitudo

Символ:
В текстах;
В изображениях;
В предметах;
В жестах;
В

ритуалах;
В поступках;
В верованиях

Символ:
Аффектическая;
Эстетическая;
Поэтическая;
Онирическая

Символ:

Где проявляется

Его функция

Слайд 5

Символ средневековья - Палимпсест Иудео-христианская составляющая Античное наследие Традиции «варварских» народов

Символ средневековья - Палимпсест

Иудео-христианская составляющая
Античное наследие
Традиции «варварских» народов

В прямом значении

- рукопись на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста.
Слайд 6

Семантические конструкции. Почему рыцарь получил щуку?

Семантические конструкции. Почему рыцарь получил щуку?

Слайд 7

Семантические конструкции. Почему рыцарь получил щуку? Щука на старофранцузском «Lus» «Los»

Семантические конструкции. Почему рыцарь получил щуку?

Щука на старофранцузском «Lus»

«Los» же (от лат.

Laus) = вознаграждение
Слайд 8

Семантические конструкции: Орех - «Nux» Вредить - «Nocere» Никому не придёт

Семантические конструкции:

Орех - «Nux»

Вредить - «Nocere»

Никому не придёт в голову спать

под орехом!

Яблоня - «Malus»

Зло - «Mal»

Яблоко – запретный плод и причина грехопадения!

Апостол Пётр и пророк Исайя

Пила – «Scie»

Включение пилы в агиографию

Слайд 9

Неизвестно понятие спектра; Полюсы – чёрный и белый; Неизвестен принцип смешивания

Неизвестно понятие спектра;
Полюсы – чёрный и белый;
Неизвестен принцип смешивания цветов;
Иной подход

к контрастности;
Особое значение при выборе цвета:
! Синий – тёплый и сухой;
! Красный – навязывает себя (пример с Иудой Искариотом);
! Зеленый – перелом, нарушение порядка;
! Желтый – цвет возбуждения и трансгрессии

Цветовая палитра

Слайд 10

3, 4 и 7 – основные символические числа; 12 – полное

3, 4 и 7 – основные символические числа;
12 – полное совершенство

и единство;
11 – недостаточно, а 13 - чрезмерно;
40 – выражение большого количества.

Числа и их значение

Слайд 11

Дополнительные аспекты Культура войны и поединка; Изделия из кости и дерева

Дополнительные аспекты

Культура войны и поединка;
Изделия из кости и дерева (напр. шахматы);
Животные

в жизни;
Любовь и куртуазность;
Эстетика смерти