Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»

Содержание

Слайд 2

Романтизм как течение в художественной культуре XIX века Романти́зм (фр. romantisme)

Романтизм как течение в художественной культуре XIX века

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и

художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.
Характеризуется утверждением самоценности духовно- творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 3

Общая характеристика Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией,

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и

фабрично-заводских окраин.
Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах
Слайд 4

Романтическую литературу, живопись, музыку можно назвать «энциклопедией чувств», открывшей неисчерпаемый мир

Романтическую литературу, живопись, музыку можно назвать «энциклопедией чувств», открывшей неисчерпаемый мир

одинокой человеческой души, её порывы к счастью, любовные томления, страдания и мучительные поиски недосягаемого идеала
Слайд 5

Романтизм в литературе

Романтизм в литературе

Слайд 6

Джордж Ноэл Гордон Байрон- «отец романтизма»

Джордж Ноэл Гордон Байрон- «отец романтизма»

Слайд 7

Слайд 8

Генрих Гейне

Генрих Гейне

Слайд 9

Г. Гейне «ЛОРЕЛЕЙ» Не знаю, о чем я тоскую. Покоя душе


Г. Гейне
«ЛОРЕЛЕЙ»
Не знаю, о чем я тоскую.
Покоя душе моей нет.
Забыть

ни на миг не могу я
Преданье далеких лет.
Дохнуло прохладой. Темнеет.
Струится река в тишине.
Вершина горы пламенеет
Над Рейном в закатном огне.
Девушка в светлом наряде
Сидит над обрывом крутым,
И блещут, как золото, пряди
Под гребнем ее золотым.
Слайд 10

Проводит по золоту гребнем И песню поет она. И власти и

Проводит по золоту гребнем
И песню поет она.
И власти и силы волшебной
Зовущая

песня полна.
Пловец в челноке беззащитном
С тоскою глядит в вышину.
Несется он к скалам гранитным
Но видит ее одну.
А скалы кругом все отвесней,
А волны - круче и злей.
И, верно, погубит песней
Пловца и челнок Лорелей.
Слайд 11

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Слайд 12

Вальтер Скотт (1771-1832) Всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей,

Вальтер Скотт (1771-1832)

Всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат

шотландского происхождения, считается основоположником жанра исторического романа.
«Айвенго», «Ричард – Львиное сердце», «Роб Рой»
Слайд 13

Чарльз Диккенс (1812-1870) Английский писатель, романист и очеркист, самый популярный англоязычный

Чарльз Диккенс (1812-1870)

Английский писатель, романист и очеркист, самый популярный англоязычный писатель

при жизни, классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века.
«Домби и сын», «Записки Пиквикского клуба», «Дэвид Копперфильд»,
Слайд 14

А. Дюма «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»

А. Дюма «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»

Слайд 15

Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848) Французский писатель и дипломат, один из первых

Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848)

Французский писатель и дипломат, один из первых

представителей романтизма во французской литературе

Пушкин назвал его «первым из современных французских писателей, учителем всего пишущего поколения».

Основные произведения:
трактат «Гений христианства» (1802);
повесть «Атала» (1801);
повесть «Рене» (1802).

Слайд 16

Анн-Луиз Жермен де Сталь, известная как мадам де Сталь (1766-1817) Знаменитая

Анн-Луиз Жермен де Сталь, известная как мадам де Сталь (1766-1817)

Знаменитая французская

писательница.
В романах «Дельфина» (1802), «Коринна» (1807) писательница защищает право женщины на свободу чувства, а также показывает столкновение человеческой личности с устоями буржуазно-дворянского общества.

Эту женщину, как сказал А.С. Пушкин, «удостоил Наполеон – гонения, монархи – доверенности, Байрон – своей дружбы, Европа – своего уважения».

Слайд 17

Жорж Санд настоящее имя – Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876) Французская

Жорж Санд настоящее имя – Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876)

Французская писательница.

С самых первых своих романов она повела решительный разговор об эмансипации женщин.

В лучших книгах она отразила идейные искания эпохи и идеалы свободной личности («Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» и др.)

Слайд 18

Альфонс де Ламартин (1790-1869) Французский писатель и поэт романтического направления, политический

Альфонс де Ламартин (1790-1869)

Французский писатель и поэт романтического направления, политический

деятель.

Характерный герой его сочинений – несчастный скиталец, который томится на земле и уповает на загробное обетование, где мечтает соединиться с душой умершей любимой

Слайд 19

Виктор Гюго (1802-1885) Французский писатель, поэт, прозаик, драматург, глава и теоретик

Виктор Гюго (1802-1885)

Французский писатель, поэт, прозаик, драматург, глава и теоретик французского

романтизма.

Написаны такие шедевры, как «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

Слайд 20

Стендаль настоящее имя Мари-Анри Бейль, (1783-1842) Французский писатель, один из основоположников

Стендаль настоящее имя Мари-Анри Бейль, (1783-1842)

Французский писатель, один из основоположников психологического

романа

Лишь на пятом десятке лет Стендаль создал зрелые сочинения – новеллу «Ванина Ванини», романы «Красное и черное», «Пармская обитель».

Слайд 21

Оноре де Бальзак (1799-1850) Французский писатель, один из основоположников реализма в

Оноре де Бальзак (1799-1850)

Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской

литературе

Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества.

Слайд 22

Романтизм в живописи Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике

Романтизм в живописи

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с

приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни».
В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.
Слайд 23

Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор

Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико

(1791-1824).
Его картины, в том числе
«Плот „Медузы“» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.

Теодор Жерико. Автопортрет.

Слайд 24

Слайд 25

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»

Слайд 26

Плот «Медузы»

Плот «Медузы»

Слайд 27

Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, — всегда начинает

Фердинан Виктор Эжен Делакруа

«Мое сердце,- писал он, — всегда начинает учащенно

биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти»

Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Слайд 28

Данте и Виргилий

Данте и Виргилий

Слайд 29

«Резня в Хиосе»

«Резня в Хиосе»

Слайд 30

Слайд 31

Свобода, ведущая народ

Свобода, ведущая народ

Слайд 32

Франсиско Гойя (1746-1828) Испанский художник и гравёр, один из первых и

Франсиско Гойя (1746-1828)

Испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее

ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма
Слайд 33

Работы Гойя: 2 мая 1808 года Портрет маркизы Санта-Круз

Работы Гойя:

2 мая 1808 года

Портрет маркизы Санта-Круз

Слайд 34

"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид "Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид

"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид

"Маха обнаженная« 1800, Прадо,

Мадрид
Слайд 35

Портрет семьи Карла IV

Портрет семьи Карла IV

Слайд 36

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед

событиями Великой французской революции.
Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого.
В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой.
Слайд 37

«Расстрел в ночь на 3 мая 1808г.»

«Расстрел в ночь на 3 мая 1808г.»