«Русский национальный костюм» «Русский национальный костюм»

Содержание

Слайд 2

Показать красоту русского народного костюма, привить интерес к русской культуре, дать понятия некоторых деталей костюма Цели

Показать красоту русского народного костюма, привить интерес к русской культуре, дать

понятия некоторых деталей костюма

Цели

Слайд 3

Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о

Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать

о традициях и обычаях своего народа. Праздники в жизни русского крестьянина либо завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному этапу. К праздникам, конечно же готовились.
Слайд 4

Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По количеству сундуков

Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По количеству сундуков

и нарядов судили о богатстве хозяев дома.
Прежде всего женский костюм не должен подчёркивать формы тела: каждая женщина была в
нём красавицей, статной и дородной.
Слайд 5

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее надевали мужчины, женщины и

Основу любого русского костюма
составляла рубаха. Ее надевали
мужчины,

женщины и дети, и носил
от рождения до смерти. Часто парни и
девушки еще в XIX в. до свадьбы
ходили в одних рубахах,
перехваченных поясом. Само слово
происходит от слова «рубить» — кусок
ткани, ведь слово «рубить» когда-то
имело еще значение «резать».
Прямоугольный кусок ткани
перегибали пополам, вырезали
отверстие для головы и скрепляли
поясом, позже спинку и переднюю
часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной тесьмой или вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде и использовалась в качестве оберега.
Слайд 6

Кушак На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал

Кушак

На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека

всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. А назывался он кушаком. Носили поверх рубахи.
Слайд 7

Ткани ,из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому

Ткани ,из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому

крестьянки умели не только шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать.
Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Иногда случалось так, что невесту в свадебном сарафане выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Каждая губерня России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны.
Слайд 8

Южнорусский женский костюм В южно-русском женском костюме самой главной деталью была

Южнорусский женский костюм

В южно-русском женском костюме самой главной деталью была понева

(юбка). Она одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем навершник.
Слайд 9

Cеверорусский женский костюм Главной частью северорусского женского костюма был сарафан из

Cеверорусский женский костюм

Главной частью северорусского женского костюма был сарафан из

холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, струясь при движении, делали женщину похожей на лебедушку. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Слайд 10

Головные уборы Важной частью женского костюма был головной убор. Считалось, что

Головные уборы

Важной частью женского костюма был головной убор. Считалось, что волосы

замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми.
Слайд 11

Головные уборы. Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи обручи и ленты , а также платки.

Головные уборы.

Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи обручи и ленты

, а также платки.
Слайд 12

Выбор цвета в костюме. Цвета в одежде отвечали народным представлениям о

Выбор цвета в костюме.

Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте

окружающего мира, доброте и справедливости. Белый, красный, синий, чёрный, золотой и зелёный издревле почитались на Руси.
Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу.
Самым любимым цветом был красный. «Красна девица», «Весна- красна» , «Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный символ солнца, отваги и любви.
Каждая губерня и волость выбирала предпочтение своему цвету .
Слайд 13

Золотой цвет имеет непосредственное отношение к богу, богатству, света солнца, поэтому

Золотой цвет имеет непосредственное отношение к богу, богатству, света солнца, поэтому

его использовали знатные богатые люди. Синий цвет - цвет неба, благородства, верности. Он стал символом Московской области, где изготавливают гжель.
Слайд 14

Выбор орнамента Орнамент имел особый смысл в костюме. Предпочитали цветы, птицы,

Выбор орнамента

Орнамент имел особый смысл в
костюме. Предпочитали цветы, птицы,
дерево

жизни, ромбы, кресты и женские образы.
Подол в одежде - символ растений, корней, цветов, засеянного поля, богини плодородия.
Рукава – символ труда, рукоделья, достатка здоровья, благополучия.
Это Макош - покровительница рукоделий, домашнего очага, а это птицы счастья. Ромбы, кресты , звёздочки - знак плодородия земли и продолжения человеческого рода.
Слайд 15

Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Изображение "древа

Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Изображение

"древа жизни" по народным представлениям должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла. Образ птицы также неслучаен. Птица – символ души человека, обладает способностью влиять на судьбы людей (приносить счастье), парные птички обычно символизируют жениха и невесту. Берегини – женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу – древняя молитвенная поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла.
Слайд 16

Украшения Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом

Украшения

Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве

надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и гайтаны - низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги "голубцы" и более мелкие, изящные. Своеобразным украшением были и нежные, легко подвижные "пушки" - шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.
Слайд 17

Самая характерная черта русского народного костюма во всех его видах - радость, праздничность.

Самая характерная черта русского народного костюма во всех его видах -

радость, праздничность.
Слайд 18

Пословицы Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

Пословицы

Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
По

одежке встречают, по уму провожают.
Красив тот, кто красиво поступает.
Не всяк хорош, кто платьем пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Слайд 19

Словарь Понёва - юбка в южнорусском костюме. Кушак – пояс ,

Словарь

Понёва - юбка в южнорусском костюме.
Кушак – пояс , повязываемый поверх

рубахи.
Сорока – вид головного убора замужней женщины в южном костюме в форме шапочки.
Кокошник - старинный русский головной убор замужних женщин в северных областях, в основном праздничный — на твердой основе в форме гребня.
Навершник - женская одежда без рукавов, надеваемая поверх рубахи.
Гжель – создание глиняной посуды, для росписи, которой используют синюю краску.