Свято-Троицкий женский монастырь города Муром

Содержание

Слайд 2

Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь Монастырь Муромской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в

Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь

Монастырь Муромской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Муроме. Известен тем,

что ныне в нём сохраняются мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.
Слайд 3

История Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом

История

Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем

Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI—XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм.
Слайд 4

Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной

Главным украшением Свято-Троицкого
собора являются кованные золоченые
кресты — шедевры кузнечной работы
муромских умельцев

XVII века, — и
поливные изразцы того же столетия с
разнообразными орнаментами. Изразцы
придают Троицкому собору особое
изящество и неповторимое своеобразие,
отличающее его от других муромских
храмов. Cтиль, в котором создан этот
собор, называется русское узорочье.
Слайд 5

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный

храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века.
Слайд 6

Возобновление обители Открытие Свято-Троицкого монастыря после передачи его Русской Православной Церкви

Возобновление обители

Открытие Свято-Троицкого монастыря после передачи его Русской
Православной Церкви состоялось в день

памяти св. страстотерпцев
Бориса и Глеба — 15 мая 1991 года.[1] 22 мая 1991 года в монастырь
приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря
Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель в сане игумении.
При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское
(в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района),
Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).
С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для
несовершеннолетних и престарелых. Также под попечительством
монастыря находятся несколько тюрем, колония для
несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов
колясочников «Феникс».
Слайд 7

Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция фасада церкви Троицы в

Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция фасада церкви Троицы в

Муроме во многом напоминает церковь Троицы в Никитниках в Москве. В основании обеих церквей — квадраты со стороной 5 сажен. Много общего в композиции фасадов: обе церкви имеют трехчастную разбивку фасадов, чрезвычайно близкие по деталям карнизы, украшенные поливными изразцами, близки по формам закомары-кокошники, детали фонарей и луковичных глав. Оба памятника настолько похожи друг на друга в деталях, что можно предположить, что либо оба здания выстроены одним мастером, либо выстроены по одним чертежам.
Слайд 8

Церковь Троицы в Никитниках расположена на высоком подклете, в плане —

Церковь Троицы в Никитниках расположена на высоком подклете, в плане —

квадрат со стороной 5 сажен, к которому со всех сторон примыкают дополнительные части: одноабсидный алтарь, трапезная, приделы паперть, колокольня и другие, в результате чего создана сложная асимметричная композиция. Церковь Троицы в Муроме в плане также квадрат, с юга и запада — паперти, с севера — придел, однако алтарь трехабсидный, подклет отсутствует. Повторяя некоторые детали Троицы в Никитниках, строитель муромского храма как бы наслаждается предоставленной ему возможностью сделать храм более богатым: к арочным полуколонкам, огибающим щелевидное окно, перекрытое аркой, справа и слева добавляются еще висячие полуколонки, соединенные арочками, а сверху арочек под углом к осям в стену вставлены цветные изразцы, ниже тяги карниза проведен пояс из кирпича, поставленного под углом, архитрав значительно расширен за счет сплошного ряда цветных изразцов зеленого и коричневато-красного цветов с различными рисунками драконов, орлов, сирином всадников разнообразными геометрическими и растительными орнаментами.
Слайд 9

Несмотря на то, что главы имеют луковичную, характерную для XVI в.

Несмотря на то, что главы имеют луковичную, характерную для XVI в.

форму, создается впечатление, что сначала зодчий попытался сделать угловые главы шлемовидными, а затем добавил луковичные главы на металлических каркасах, соединенные тонкими шейками с кирпичными купольными сводами.
Слайд 10

Как подтверждает летопись монастыря, в 1809 г. кровля Троицкой церкви была

Как подтверждает летопись монастыря, в 1809 г. кровля Троицкой церкви была

черепичной. К тому времени, как была построена Троицкая церковь, в Муроме уже имелось несколько каменных храмов, в том числе Благовещенский, Богородицкий и Спасо-Преображенский соборы и Козьмодемьянская церковь, которые отличались своей монументальностью и некоторой суровостью. От Троицкой же церкви веяло какой-то домашностью, или, как некоторые авторы выражались, «светскостью», чувствовалось влияние царских и боярских теремов. Церковь явилась началом для строительства и перестройки большого количества церквей в Муроме, для которых она служила образцом, или своего рода эталоном.
Слайд 11

Нельзя не обратить внимания на остатки еще одной пристройки в высоту

Нельзя не обратить внимания на остатки еще одной пристройки в высоту

всего здания, включая первый ярус кокошников с западной стороны. Ни в одном из имеющихся документов не упоминается ни о строительстве, ни о разборке какой-либо части здания. По всей видимости, это могла быть колокольня. В западной стене галереи в 1961 г. найдены остатки узкой лестницы, ведущей наверх. И это наводит на мысль, что одновременно с церковью была выстроена и колокольня, разобранная после постройки колокольни надвратной Казанской церкви в 1652 г.