Технологии культурологической экспертизы

Содержание

Слайд 2

Аннотация Идея проекта Разработка интерактивного занятия, в котором происходит движение от

Аннотация

Идея проекта
Разработка интерактивного занятия, в котором происходит движение от освоения теоретической

модели культурного пространства к «открытию» культурного пространства университета (любого другого сообщества).
Разработка была создана для освоения одной из тем в рамках курса «Культурология» и апробирована на занятиях со студентами РГПУ им. А.И. Герцена (факультеты географии, филологический, философии человека).
Слайд 3

Аннотация Результаты проекта могут стать: основой оперативной экспертизы культурного пространства университетской

Аннотация

Результаты проекта могут стать:
основой оперативной экспертизы культурного пространства университетской повседневности;
методом

оценки операциональности (практической применимости) категориального аппарата культурологии.
Слайд 4

Структура занятия Подготовительный этап Обсуждение концепции культурного пространства и выработка модели

Структура занятия

Подготовительный этап
Обсуждение концепции культурного пространства и выработка модели описания.
Знакомство

с опытами описания культурного пространства.
Основной этап
«Открытие» культурного пространства университета, в котором инициативная роль переходит к студентам.
Слайд 5

Подготовительный этап Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и

Подготовительный этап

Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура.

– М., 1983. – С. 277 – 284.
Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - М., 2001.
Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. – М., 2004. Введение.
Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. – М., 2003. Введение, Глава 1.
Лихачев Д.С. Заметки к интеллектуальной топографии Петербурга // Учен. зап. Тарт. ун-та. - 1984. - Вып. 664. - Тр. по знаковым системам, № 18, - С. 72 - 77.
Слайд 6

Студентам предварительно сформулированы вопросы: Чем отличается культурное пространство от географического? Какими

Студентам предварительно сформулированы вопросы:

Чем отличается культурное пространство от географического?
Какими могут быть

«места» культурного пространства?
Как может происходить символизация, означивание «мест» культурного пространства?

Подготовительный этап

Слайд 7

Разработка модели описания культурного пространства Культурное пространство – это не ньютоновское

Разработка модели описания культурного пространства

Культурное пространство – это не ньютоновское абсолютное

пространство («ни в одной из мыслимых точек ничем не выделяющаяся по всем направлениям равноценная разъятость»)
Культурное пространство – это совокупность значимых «мест», оно дискретно, иерархично.
«Местами» или локусами культурного пространства могут быть не только пространственные объекты, но и личности, события, ситуации, высказывания, тексты.
Слайд 8

«Места» культурного пространства: хорошо известны представителям сообщества, все, как минимум, знают

«Места» культурного пространства:
хорошо известны представителям сообщества, все, как минимум, знают об

их существовании;
актуальны, т.е. апелляции к ним «прозрачны», эмоционально окрашены и понятны без дополнительных комментариев;
значения богаты и постоянно возобновляются, хотя и не остаются неизменными.

Разработка модели описания культурного пространства

Слайд 9

Восприятие культурного пространства носит активный характер. Здесь играют роль фоновые знания,

Восприятие культурного пространства носит активный характер. Здесь играют роль фоновые знания,

стереотипы, уровень эрудиции.
Актуализация «мест» культурного пространства требует проницательности и парадоксальности взгляда, метафоричности мышления, известного остроумия.
Рецепция пространства как культурного предполагает отказ от сплошного и всестороннего перечня объектов и признаков в пользу выявления знаковых (наиболее означенных) «мест».

Разработка модели описания культурного пространства

Слайд 10

Знакомство с опытами описания культурного пространства Концепция «мест памяти» Франции (Пьер

Знакомство с опытами описания культурного пространства

Концепция «мест памяти» Франции (Пьер Нора)
«География

русской памяти» (Жорж Нива)
Культурное пространство города:
Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. – СПб., 2003.
Груздов Е., Свешников А. «Хождение в народ»: Из опыта работы над «Словарем мифологии Омска» // НЛО. – 2005, № 74.
Слайд 11

На подготовительном этапе преподаватель знает, к какому результату надо придти и

На подготовительном этапе преподаватель знает, к какому результату надо придти и

направляет ход обсуждения в нужную сторону.
В ходе обсуждения, которое строится, преимущественно, в режиме ответов на вопросы, преподаватель задает наводящие вопросы или комментирует в нужном аспекте ответы.
На втором этапе ситуация изменится.

Разработка модели описания культурного пространства

Слайд 12

Шаг 1. Составить перечень «мест» культурного пространства герценовского университета по аналогии

Шаг 1.
Составить перечень «мест» культурного пространства герценовского университета по аналогии

с моделью описания культурного пространства.

«Открытие» культурного пространства университета

Слайд 13

Шаг 2. Прокомментировать одно – два «места», т.е. написать небольшую статью

Шаг 2.
Прокомментировать одно – два «места», т.е. написать небольшую статью

к воображаемому каталогу культурного пространства университета.

«Открытие» культурного пространства университета

Слайд 14

Слушателям «Школы практической культурологии» было предложено составить перечень мест культурного пространства

Слушателям «Школы практической культурологии» было предложено составить перечень мест культурного пространства

университета (РГПУ им. А.И. Герцена или родного вуза) и прокомментировать одно – два «места».
Затем мы сравнили университет глазами преподавателей и студентов. Ниже размещены некоторые материалы, полученные на занятиях со студентами по теме «Культурное пространство»

«Открытие» культурного пространства университета

Слайд 15

Пространственные объекты Здания и сооружения: Казанский собор, Эрмитаж, Тучков мост, Михайловский

Пространственные объекты

Здания и сооружения:
Казанский собор, Эрмитаж, Тучков мост, Михайловский сад,

клуб-храм.
Дороги: «Мойка»
Площади: «белые скамейки», «У Бецкого», «подкова»
Интерьеры («чрево» факультета):
Коридоры, чердаки, «полукруг» филфака,
«Аудитория 67 напротив аудитории 19».

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 16

«Так сложилось, что студенты имеют особенность после занятий, а то и

«Так сложилось, что студенты имеют особенность после занятий, а то и

вместо них, устраивать себе отдых. Для этого герценовцы облюбовали несколько исторических мест на территории университета и вблизи неё.
Начнем с первого места – памятник Ивану Бецкому, что стоит в центре между 1, 11 и 12 корпусами. Именно с этого места начинается дружба между факультетами и курсами. Здесь начинаются новые творческие коллективы, новые творения и отношения. Как только появляется солнышко «у Бецкого» - собираются компании и начинаются игры на гитаре, исполнения песенок различного содержания … Охрана РГПУ не дремлет и неумолимо подкрадываясь, содвигает компании на перемещение по территории университета».
(Продолжение на след. слайде)

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Места спонтанно-коллективного отдыха студентов

Слайд 17

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена «Следующее место – сад

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

«Следующее место – сад за

главным корпусом. Именно это место – остановка студенчества после «Бецкого». Студенчество называет это место «Белые скамейки». Несколько лет назад там действительно стояли белые скамейки, сейчас их уже нет. Скамейки другие, окрашены коричневой краской, но место называется по-старому. Садик обладает большей площадью нежели у «Бецкого», и имеет возможность собирать большее количество людей. Люди здесь собираются разные: любители разных стилей музыки, люди с кардинально разным мировоззрением и культурой…punks, pops, metall, gots и так далее.
Третье место пребывания молодёжи РГПУ – «подкова» – Воронихинский сквер, граничащий с территорий университета. Это место позволяет максимально раскрепоститься. Здесь фантазии студенчества уже нет предела».
Слайд 18

«Аудитория 67 напротив аудитории 19» «Аудитории располагаются в странной последовательности, напротив

«Аудитория 67 напротив аудитории 19»

«Аудитории располагаются в странной последовательности, напротив 67

аудитории можно встретить аудиторию 19, аудитории 16 – 18 находятся в подвальной части помещения, в то время как аудитория 2 располагается на первом этаже. Более того, никто из студентов до сих пор не знает, где же, например, находится аудитория 1, и таких «пропавших» аудиторий достаточно много. В результате, студенты-первокурсники, впервые оказавшиеся в стенах этого здания, опаздывают на занятия. Многие старшекурсники и преподаватели до сих пор не могут запомнить, где находится та или иная аудитория. Таким образом, проблема, связанная с расположением аудиторий на филологическом факультете, является глобальной проблемой, касающейся всех посетителей филологического факультета».

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 19

Функциональные зоны Деканат, столовая Чердак (практически на каждом факультете) Площади (места

Функциональные зоны

Деканат, столовая
Чердак (практически на каждом факультете)
Площади (места собраний):
площадь

перед главным корпусом, «белые скамейки», «полукруг у решетки», «у Бецкого», 21 корпус
Театр «Ювента», главный корпус, фундаментальная библиотека, «стекляшка», факультет математики и информатики, библиотека факультета иностранных языков

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 20

Дворец культуры студентов (Театр «Ювента») «Этот творческий коллектив появился на карте

Дворец культуры студентов (Театр «Ювента»)

«Этот творческий коллектив появился на карте РГПУ

около 10 лет назад. Образовался он по инициативе нескольких людей, в особенности, В.И. Николаева, который сегодня является режиссером театра. Особенностью данного коллектива стало то, что он выполняет не только функции стационарной театральной труппы, но и является организатором различных конкурсов и фестивалей, таких как «Международный фестиваль студенческих театров Новый взгляд», Фестиваль «Весна Студенческая», Конкурс «Первокурсник». Также особенностью труппы театра является ее ежегодное пополнение новыми «кадрами» из числа первокурсников. Дворец культуры привлекает студентов возможностью творческой самореализации».

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 21

Библиотека ф-та иностранных языков «Во время сессии 14 корпус попадает в

Библиотека ф-та иностранных языков

«Во время сессии 14 корпус попадает в паутину

очередей, направленных в библиотеку. В этой очереди можно провести не один час. Примечательное, что когда бы вы не пришли – очередь будет. Это явление связано не только с острым желанием студентов в сессионную пору изучать иностранные языки, но и с крайней кропотливостью работников библиотеки, предъявляющих очень высокие требования к «чистоте» сдаваемой литературы. Во время сидения в очереди можно завести новые знакомства и обсудить несовершенство системы образования в России. Молодежь считает, что очереди – пережиток прошлого!»

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 22

Факультет математики и информатики «Проходя по коридору второго корпуса человек словно

Факультет математики и информатики

«Проходя по коридору второго корпуса человек словно попадает

в другой мир сквозь полуоткрытую стеклянную дверь. Облупившаяся зеленая краска на стенах, сиротливо висящие старые стенгазеты, древние компьютеры – все это контрастирует со вторым корпусом, а с главным – и подавно…»

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 23

21 корпус Пивной бар «Висла» – корпус университета, о котором знают

21 корпус

Пивной бар «Висла» – корпус университета, о котором знают только

студенты. По преданию в нем расположен факультет студенческого братства, на нем проходят такие предметы как «Прикладная дегустация», «Системы межличностных коммуникаций» и т.п..

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 24

Малые пространственные и пластические объекты Массивная чугунная решетка перед входной дверью;

Малые пространственные и пластические объекты

Массивная чугунная решетка перед входной дверью; печи

в аудиториях; зеркала (в особенности старые); турникеты.

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 25

Художественные артефакты Памятник Ушинскому-Герцену Лаокоон в коридоре ф-та ИЗО «Афинская школа»

Художественные артефакты

Памятник Ушинскому-Герцену
Лаокоон в коридоре ф-та ИЗО
«Афинская школа» на ФФЧ

Пространство университетской

повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена
Слайд 26

Памятник Ушинскому-Герцену «Перед главным корпусом РГПУ им. А.И. Герцена стоит памятник.

Памятник Ушинскому-Герцену

«Перед главным корпусом РГПУ им. А.И. Герцена стоит памятник. Все

думают, что это памятник Герцену. Не только гости университета, но и многие студенты и даже преподаватели не знают, что на самом деле это памятник Ушинскому».

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 27

Артефакты делопроизводства и обеспечения учебного процесса Расписание. Квитанция – атрибут заочника,

Артефакты делопроизводства и обеспечения учебного процесса

Расписание.
Квитанция –
атрибут заочника, дающий возможность

учиться и получить диплом.

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 28

Расписание «Многие вещи потеряли свое привычное место на филфаке. Например, кочует

Расписание

«Многие вещи потеряли свое привычное место на филфаке. Например, кочует расписание.

Обычно оно висит на стене при входе на факультет, но периодически его можно найти в коридорах на стульях. Более того, очень сложно разобраться в дате начала занятий. Так, например, предмет может начаться раньше на неделю или две, чем указано в расписании. Однако можно приходить несколько раз в указанную аудиторию в нужный час и не обнаружить ни преподавателей, ни студентов.
О названии предметов тоже стоит упомянуть. Если в Вашей технологической карте написано: «Актуальные проблемы лингвокультурологии», то изучать Вы будете, вероятнее всего, ритуалы племен дикой Африки».

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 29

Имена собственные, типажи, этнонимы Исторические личности (Ломоносов, Бецкой) Преподаватели, фамилии которых

Имена собственные, типажи, этнонимы

Исторические личности (Ломоносов, Бецкой)
Преподаватели, фамилии которых стали

именами.
Сотрудники деканата (заместители деканов).
Вахтеры.
Этники, эмхакашники – самоназвания студентов, обучающихся по специализации «этнокультурология», «мировая художественная культура»

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 30

Высказывания «Группа риска» «Как бы охрана так сказать памятников» «Филологи не

Высказывания

«Группа риска»
«Как бы охрана так сказать памятников»
«Филологи не читают объявлений»

Пространство

университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена
Слайд 31

«Филологи не читают объявлений!» «Это известный факт филологического факультета о том,

«Филологи не читают объявлений!»

«Это известный факт филологического факультета о том, что

нет такого места на факультете, где бы вывешенные объявления были прочитаны, несмотря на их размер, форму и важность. Поэтому декан факультета устраивает собрания, в которых еще раз оговаривается информация, содержащаяся в объявлениях, но на собрания никто не приходит, так как информация о собрании сообщена через объявления, которые никто не читает…»

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 32

События, ситуации, процессы Экзамен Ремонт Мобильная флюоростанция – «колоритный автомобиль трэшового

События, ситуации, процессы

Экзамен
Ремонт
Мобильная флюоростанция
– «колоритный автомобиль трэшового вида, навевающий

раз в год чувство радости и ужаса одновременно»

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 33

Нематериальные феномены Колокольный звон Хлопок входной двери Цвет стен Запах булочек

Нематериальные феномены

Колокольный звон
Хлопок входной двери
Цвет стен
Запах булочек (запахи

столовой)

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 34

«Запах булочек» «Запах булочек - эфемерное свойство наполнения пространства, расположенного на

«Запах булочек»

«Запах булочек - эфемерное свойство наполнения пространства, расположенного на лестнице

возле деканата между первым и вторым этажом, вкусным запахом свежеиспеченной сдобы. Вопреки логике, данный запах не обнаруживается в пространстве располагающейся ниже столовой. Это является одновременно и досадой, и загадкой для студентов. Имеет прерывный, повторяющийся характер».

Пространство университетской повседневности: РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 35

Ближайшей задачей занятия было усвоение категории культурного пространства, и она выполнена.

Ближайшей задачей занятия было усвоение категории культурного пространства, и она выполнена.


Вместе с тем возникли некоторые непредвиденные эффекты, стимулированные, прежде всего, самой культурологической теорией и свидетельствующие в ее пользу.
В аудитории складывается доброжелательная атмосфера, естественным образом возникает чувство общности, поскольку вторая часть занятия строится как поток воспоминаний, прерываемых восклицаниями «а помнишь…», «а у нас…».
Даже молчаливые и робкие студенты начинают говорить, а «троечники» и «прогульщики»,порой, проявляют себя ярче, чем «отличники».

Некоторые итоги: непредусмотренные эффекты