Утешение философией последнего римлянина Боэция

Содержание

Слайд 2

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций – «последний римлянин» – родился на

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций – «последний римлянин» – родился на

самом деле через четыре года после величайшего события в мировой истории – падения Западной Римской империи. Произошло это удивительно прозаично, в 476 году.
Слайд 3

К двадцати годам будущий философ изучил все доступные ему науки, а

К двадцати годам будущий философ изучил все доступные ему науки, а

к тридцати стал универсальным ученым, достигшим вершин и в гуманитарных и в математических науках. Кроме того, Боэций был теологом, поэтом, переводчиком, оратором, государственным деятелем. Вот перечень наук, где был приложен его высокий интеллект: математика, логика, музыка, грамматика, риторика, механика, философия, теология, астрономия. Боэций получил самое совершенное образование, которое только можно представить в конце V века.
Слайд 4

В 510 году Боэций стал консулом и вошел в большую политику.

В 510 году Боэций стал консулом и вошел в большую политику.

Боэций боролся с беззаконием за права и честь сената и отдельных граждан с прямотой и достоинством истинного римлянина. Это его и погубило. Не прошло и двух лет, как первый министр Аниций Боэций был заподозрен в изменнических сношениях с византийским Двором, обвинен в причастности к заговору, посажен в заключение в городе Павли, а еще через год казнен.
Слайд 5

В тюрьме Боэций сумел написать свою знаменитую книгy – «Утешение философией»

В тюрьме Боэций сумел написать свою знаменитую книгy – «Утешение философией»

– глубокое размышление, состоящее из пяти частей (книг), перемежающихся прозой и стихами. По форме это как бы мысленный диалог автора с прекрасной дамой, олицетворяющей возвышенную науку философию.
Слайд 6

В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и для V-VI веков,

В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и для V-VI веков,

и для последующих эпох. Три – главнейшие из них – темы Судьбы, Фатума, Фортуны. Как понимать «везение» в жизни, как понимать несчастье? Почему добрые и честные не вознаграждаются судьбой, а мерзавцы благоденствуют, и Бог не наказывает их за злодейство? Откуда берутся хорошие и плохие люди. Особенно, почему много злых, недобрых людей? Наконец, свобода воли человека и божественное предопределение. Как они совмещаются? Вопросы – актуальные для всех времен.
Слайд 7

Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в

Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в

первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии о своей жизни и постигшем его роковом несчастье.
Слайд 8

Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда просто. Изложение

Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда просто. Изложение

подчас изобилует многочисленными метафорами, аналогиями, философскими и нравственными отступлениями. Но в целом перед читателем открывается синтез мудрости античной и мудрости первых веков христианства – эпохи отцов церкви.
Слайд 9

Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого счастья

Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого счастья

и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь в наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку.
Слайд 10

Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего в

Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего в

славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, — блаженство, достигаемое посредством добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира — единое и простое высшее Благо, которое есть Бог.
Слайд 11

Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о том,

Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о том,

каким образом возможно зло в мире, сотворенном и управляемом высшим Благом.
Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.
Слайд 12

Несмотря на общий пессимистический тон всего «Слова перед казнью», финал «Утешения»

Несмотря на общий пессимистический тон всего «Слова перед казнью», финал «Утешения»

все-таки звучит как возвышенный призыв творить добро, вопреки всем невзгодам, не думать о воздаянии. Оно будет, не может не быть под оком всевидящего Судьи.
Слайд 13

Список литературы. [1] В.И. Уколова. «Последний римлянин» Боэций // Вопросы истории.-1981.-№2.-

Список литературы.

[1] В.И. Уколова. «Последний римлянин» Боэций // Вопросы истории.-1981.-№2.- С.183 [2] В.И.

Уколова. Античное наследие и культура раннего средневековья.- М.:Наука.-1989.-С.29 [3] В.И. Уколова. «Последний римлянин» Боэций // Вопросы истории.-1981.-№2.- С.185 [4] Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты.-М.:Наука.-1990.-С.316