Воображение

Содержание

Слайд 2

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее

сформированных представлений, обеспечивающая создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; то есть процесс преобразующего отражения действительности.
ФУНКЦИИ:
1) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
2) способствует предвосхищению будущего;
3) “оживляет” то, что было ранее.
Слайд 3

Возникает в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения, а также

Возникает в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения, а также

то, что они мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать их воображаемое удовлетворение.
Отличие от мышления:
Опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как в мышлении такой же процесс происходит путём оперирования понятиями, позволяющими обобщённо и опосредованно познавать мир
Слайд 4

Воображение может быть пассивным и активным. У человека в проблемной ситуации,

Воображение может быть пассивным и активным.

У человека в проблемной ситуации, с

которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:
Организованная система образов (представлений).
Организованная система понятий.
Часто эти системы функционируют (используются, задействованы) одновременно.
Слайд 5

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой

происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово.
Аналогично видам внимания и памяти, различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) воображение. Аналогично видам мышления и различают репродуктивное (воссоздающее) и творческое.
Слайд 6

Воображение может быть пассивным и активным. Пассивное — (сновидения, фантазии и

Воображение может быть пассивным и активным.

Пассивное — (сновидения, фантазии и грезы),

создающие образы, не имеющие цели реально воплощаться в жизнь. При пассивном воображении – образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное подразделяют аналогично видам внимания на преднамеренное и непреднамеренное.
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Активное подразделяют на творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом) и репродуктивное воссоздающее (создание образа предмета по его описанию).
Слайд 7

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, форма

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, форма создания

новых образов. В мечте воображение связано с эмоциями, с направленностью личности.
Иллюзии — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств (заблуждение).
Грезы — произвольное, преднамеренно вызванное пассивное воображение о чем-то приятном, заманчивом
Слайд 8

Фантазией или воображением называется процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и

Фантазией или воображением называется процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и

создания на этой основе новых образов.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Самовнушение построено на основе воображения.
Слайд 9

Основная тенденция воображения — преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете

Основная тенденция воображения — преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание

модели ситуации, заведомо новой, ранее не возникавшей.
Сущность воображения составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.
Слайд 10

Синтез, осуществляется в различных формах: Агглютинация — “склеивание” различных в повседневной

Синтез, осуществляется в различных формах:

Агглютинация — “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых

качеств, свойств, частей реальных образов;
акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;
Схематизация — образы представлений или восприятий, из которых конструируется образ воображения сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства усиливаются;
Слайд 11

Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, и воплощение их

Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, и воплощение их в

конкретном образе. Художники изображают конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных эпизодов и является одним из них;
Заострение — подчеркивание каких-либо отдельных черт, признаков образа;
Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.
Выделяют:
реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);
фантастическое воображение (“отлетает” от действительности)
Слайд 12

Представление – процесс воссоздания (воспроизведение) конкретных образов предметов и явлений внешнего

Представление – процесс воссоздания (воспроизведение) конкретных образов предметов и явлений внешнего

мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Представление – процесс воссоздания (воспроизведение) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
функции:
Сигнальную, состоящую в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многочисленной дополнительной информации о нём, которая в последствии превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.
Регулирующую, состоящую в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшим на наши органы чувств, с учётом реальных условий предстоящей деятельности.
Настроечную, проявляющуюся в ориентации деятельности организма человека на определённые параметры отражения воздействий окружающего мира.

Представление.

Слайд 13

Образы представления имеют ряд особенностей, в их числе: обобщённость образов, схематичность,

Образы представления имеют ряд особенностей, в их числе:
обобщённость образов,
схематичность,
высокая степень осмысленности,
привязанность

к конкретным условиям,
уточнённость образов,
относительная полнота образов.
По продолжительности представления могут быть кратковременными, оперативными и долговременными.

Представление.

Слайд 14

По степени обобщённости представления бывают единичными и общими, в отличие от

По степени обобщённости представления бывают единичными и общими, в отличие от

восприятий, которые всегда бывают только единичными.
Единичные представления основаны на восприятии одного определённого предмета.
Общие представления обобщённо отражают ряд сходных предметов.
По проявлению волевых усилий различают:
Непроизвольные представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
Произвольные представления, возникают у человека под действием воли, в интересах поставленной им цели.
Слайд 15

Кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени. Они необходимы

Кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени. Они необходимы

для обеспечения текущей деятельности (представления, нужные для ответа на вопрос).
Оперативные представления извлекаются из сознания для обслуживания оперативных интересов деятельности. Например, оператор РЛС использует наборы таких представлений для определения типов самолётов по отметкам на экране радара.
Долговременные представления сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

Представление.

Слайд 16

Чувства — это переживание человеком своего устойчивого отношения к определенным предметам

Чувства — это переживание человеком своего устойчивого отношения к определенным предметам

или процессам окружающего мира.
Эмоции - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов, выражающиеся в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Слайд 17

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и

все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воз­действием каких-либо раздражителей. Они могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.
Слайд 18

ЭМОЦИИ ЧУВСТВА субъективным характером; вызывает удовольствие или неудовольствие; отражают взаимодействие со

ЭМОЦИИ ЧУВСТВА

субъективным характером;
вызывает удовольствие или неудовольствие;
отражают взаимодействие со средой;
разнообразным характером;
вызывают успокоение

или возбуждение;
Слайд 19

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИИ функционирование лимбической системы; функционирование ретикулярной формации; поступление адреналина

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭМОЦИИ

функционирование лимбической системы;
функционирование ретикулярной формации;
поступление адреналина в кровь;
работа лобных долей

коры головного мозга;
функционирование второй сигнальной системы
Слайд 20

Классификация эмоций и чувств: Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной

Классификация эмоций и чувств:

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью

человека. Они возникают в процессе учебной и научной рабо­ты, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Нравственные — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением чело­века, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
Эстетические — чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним отно­сятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т.д.
Слайд 21

Стенические — чувства, активизирующие деятельность человека. Астенические — чувства, вызывающие пассивность.

Стенические — чувства, активизирующие деятельность человека.
Астенические — чувства, вызывающие пассивность.
Настроения —

слабо выраженные эмоциональные переживания, отли­чающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и фак-4 торов, их вызывающих.
Аффекты — переживания большой силы, с коротким периодом проте­кания; характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушени­ями волевого контроля.
Страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые пережива­ния с ярко выраженной направленностью на достижение цели.