Эрзянские верования и обряды, связанные с растениями

Содержание

Слайд 2

С древних пор мордву справедливо называли лесным народом. именно в лесах

С древних пор мордву справедливо называли лесным народом.
именно в лесах

она проводила свои традиционные моления,
обращаясь с теми или иными насущными просьбами.
Слайд 3

Некоторым деревьям приписывались целебные свойства. Заболев, эрзя приходили на поклонение к

Некоторым деревьям приписывались целебные свойства.
Заболев, эрзя приходили на поклонение к таким

деревьям,
вешали на них в качестве жертвенного подарка кусок холста, платка, ленты.
Если ребенок долго болел, то прибегали к такому эффективному, средству:
протаскивали его сквозь расщепленное дерево.
Мальчика протаскивали через дуб, а девочку через березу.
При первом обмывании новорожденного его парили веником:
мальчика дубовым, чтобы был сильным и долго жил.
Девочку березовым чтобы была стройной и красивой.
Рябиновый веник должен был не только передать ребенку силы и красоту дерева,
но и предохранить его от нечистой силы.
с этой же целью рябиновые ветки клали в зыбку к младенцу на сорок дней.
Слайд 4

Обитая в местах богатых лесом, жилье строили из дерева. В ходу

Обитая в местах богатых лесом, жилье строили из дерева.
В ходу

были сосна, дуб, липа.сОсина использовалась редко.
Так, в одной эрзянской песне говориться:
«Кто строит сосновый дом, тот пусть скажет, что с избою он:
поверху идет дым из дома, низом стелется его тепло.
Кто строит осиновую избу, тот пусть скажет, что без избы он:
поверху идет тепло ее, низом идет дым ее!»
Также при постройке дома рябина выступала в качестве оберега.
Ее держали в переднем углу в течении всего строительства,
а затем высаживали возле избы.
Слайд 5

Древнее является у мордвы традиция украшать свои жилища резьбой, наносившие на

Древнее является у мордвы традиция украшать свои жилища резьбой, наносившие на

фронтоны и наличники домов. Резьба представляла собой главным образом богатые растительные орнаменты.
Слайд 6

Человек-дерево При описании внешности героев мордовский фольклор то и дело Обращается

Человек-дерево
При описании внешности героев мордовский фольклор то и дело
Обращается к образам

деревьев. Сними же связываются и внутренний
мир человека, его положение, состояние, характер.

Беспомощный, обессиленный герой-
это срубленное, поваленное дерево.

Герой высокий, сильный, статный
сравнивают с могучим дубом, сосной, вязом.

Слайд 7

Некоторые деревья в лесу или саду почитались мордвой как «чистые». Такими

Некоторые деревья в лесу или саду почитались мордвой как «чистые». Такими

были пример, яблоня и рябина. Топить ими печь считалось грехом. А вот осина и ель, наоборот, считались «нечистыми» деревьями. Для своих молений мордва выбирала места под «чистым» дубом, липой, березой, вязом, сосной.
Слайд 8

Дуб в представлении мордвы- это парень-жених или крепкого телосложения мужчина. Береза-

Дуб в представлении мордвы- это парень-жених или крепкого телосложения мужчина.
Береза-

это девушка-невеста. Ствол березы- девичий стан, ветки- руки, сережки –пальцы.
Сосна и ель олицетворяли мужское начало и служили символом рекрута, солдат
Слайд 9

Невеста после переезда в дом жениха вплетали в косу длинный хвост

Невеста после переезда в дом жениха вплетали в косу длинный хвост

из липового мочала, что употобляло ее плодородной липе. В таком наряде в сопровождении жениха и музыкантов, молодая ходила по домам знакомых и родственников
Слайд 10

Мордовская мифология тесно связана с деревьями. Так они считают, что именно

Мордовская мифология тесно связана с деревьями.
Так они считают, что именно

с высокого «чистого» дерева, растущего на широком поле,
На большом бугре, божества раздают счастье, благополучие и удачу. И подобно божествам мордовские жрецы
Во время молений взбирались на деревья, отвечая с них на запросы молящихся.
Слайд 11

Деревья в жизни мордовского народа играли исключительно важную роль и выполняли

Деревья в жизни мордовского народа
играли исключительно важную роль
и выполняли роль

моста между людьми и божествами
Слайд 12

Существует предание о происхождении трех сестер –богинь, которых мордва уважали и

Существует предание о происхождении трех сестер –богинь, которых мордва уважали и

боялись. Это Норов- ава, Варма-ава и Вирь- ава.
В центре земли росла необычная береза: три ветки составляли ее крону, три разветвления- корневище, своими зелеными ветвями она закрывала даже солнце.
Но однажды большая птица, посланица бога, нашла ее и свела в ее кроне гнездо. Она снесла три яйца и высидела их. Из первого яйца вышла богиня плодородия Норов –ава, из второго богиня ветра Варма-ава, из третьего богиня леса Вирь-ава.
Слайд 13

Варма-ава-богиня ветра. («Варма» ветер, «ава»- мать, женщина.) Обитала в воздухе. Ее

Варма-ава-богиня ветра.
(«Варма» ветер, «ава»- мать, женщина.)
Обитала в воздухе. Ее очень боялись

так как,
она могла раздуть пожар и считалась разносчицей болезней.
Ее пытались задобрить так как она могла послать плодородные дожди.
Слайд 14

Вирь- ава – богиня леса. ( «Вирь»-лес, «ава»- мать, женщина) Она

Вирь- ава – богиня леса.
( «Вирь»-лес, «ава»- мать, женщина)
Она могла помочь

и погубить человека в лесу.
Потому что народ вырубал и поджигал леса, тем самым отбирая у богине дом.
Дорами ее могли задобрить и тогда она могла вернуться домой
заблудившему человеку или показать места, где больше грибов и ягод.
Слайд 15

Норов-ава (Пакся-ава)- богиня полей («Пакся» –поле, «ава»- мать, женщина) Во время

Норов-ава (Пакся-ава)- богиня полей
(«Пакся» –поле, «ава»- мать, женщина)
Во время посевных работ

богиню задабривали обедом, чтобы благополучно провести уборку хлеба, не надорвать спину ,руки не порезать серпом. Местом обитания богини считалась межа. С настроением богини крестьяне связывали виды на урожай. Во время цветения ржи богиня в полночь давала знать о предстоящем урожае свистом, а неурожаем –воплем. Рассердить богиню в это время считалось очень опасно. Стараясь не производить шума, люди не выходили из дома, сидели по избам с закрытыми окнами.
Слайд 16

Мастор-ава- богиня земли Древнейшим божеством мордвы была Мастор-ава, или подругому, Мода-ава.

Мастор-ава- богиня земли
Древнейшим божеством мордвы была Мастор-ава, или подругому, Мода-ава. Она

считалась держательницей земли, поэтому ее еще называли Масторонь кирди, Модань кирди. «Мода», «Мастор» –земля, «ава»- мать, земля.
Слайд 17

Мордва представляла землю женщиной, обладающей плодородной силой, производящее все необходимое для

Мордва представляла землю женщиной, обладающей плодородной силой, производящее все необходимое для

людей. Поэтому к ней относились с особым почтением, посвящали много жертвоприношений.
Чтобы Мастор-ава помогла больному выздровить, поступали так.
Больной отправлялся взяв с собой пшена, хмеля, денег и вина. Вместе с ворожьей на утренней или вечерней заре они шли на перекресток дорог. Где ворожья произносила молитву о том, чтобы Мастор-ава простила заболевшего и сняла с него болезнь. Потом ворожья и больной целовали землю три раза. Больной уходил, а ворожья бросала левой рукой через плечо принесенный в жертву божеству земли узелок с пшеном, хмелем и прочими дорами. Затем тоже уходила. Возвращаться домой надо было, не оборачиваясь.
Слайд 18

Мордва полагали, что окружающий мир наполнен множеством невидимых простому человеку божеств.

Мордва полагали, что окружающий мир наполнен
множеством невидимых простому человеку божеств.
У

каждого божества было свое место обитания, своя «сфера влияния».
Вторгаясь в нее, человек должен был
попросить прощения, разрешения и помощи.