О форме и формообразовании

Содержание

Слайд 2

Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо

Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо

помнить при создании творческих работ (разумеется, если вы хотите адекватной реакции от зрителя).
Эта склонность подчиняется некоторым закономерностям
и первая из них:
ОБОБЩЕНИЕ И УПРОЩЕНИЕ
Слайд 3

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ

Слайд 4

Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем,

Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем,

что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания не интересующие его.
Однако в основе лежат природные законы, например в природе действует «закон экономии», по которому природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора)».
Слайд 5

Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование

Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира.
Исследование

этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм.
Эти простые формы — «кирпичики», из которых строятся сложные формы, немногочисленны.
Слайд 6

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ

Слайд 7

Слайд 8

Спираль Спираль — кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя

Спираль

Спираль — кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя

точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой).
Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы — вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д.
Слайд 9

Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно

Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно

сжать, растянуть, — она гибка и компактна.
Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, — сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль.
Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК.
Слайд 10

Шар Шар, круг, овал — наиболее часто встречающиеся формы в произведениях

Шар

Шар, круг, овал — наиболее часто встречающиеся формы в произведениях искусства,

т. к. отражают реальные формы, свойственные природе.
Это самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем на любую другую.
Слайд 11

Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается,

Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается,

и поэтому широко рас­ пространен в органическом мире (икринки, ви­русы, простейшие микроорганизмы).
Слайд 12

Слайд 13

Многогранники Пирамиды, призмы, пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот,

Многогранники

Пирамиды, призмы, пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в

сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство.
Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей.
Слайд 14

Труба Среди природных форм встречается в качестве транспортного русла — для

Труба

Среди природных форм встречается в качестве транспортного русла — для переброски

питательных веществ, крови и других продуктов жизнедеятельности живого организма, растения.
В искусстве — труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное средство, и как переход от одной формы к другой.
Слайд 15

Слайд 16

Дерево Ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и

Дерево

Ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и

корней дерева, в строении кровеносной системы.
В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов широко распространенная форма.
Слайд 17

Звезда Разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, — лучи,

Звезда

Разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, — лучи, лепестки

расходятся от центра, охватывают окружающее простран­ ство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам ногам (актиния, морская звезда, осьминог).
Форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии.
Ноги-лучи в древнем искусстве были символом вечного движения).
Слайд 18

Общеизвестно высказывание Павлова, что «необходимо переключение групп нервных клеток головного мозга

Общеизвестно высказывание Павлова, что «необходимо переключение групп нервных клеток головного мозга

для обеспечения отдыха уставшим клеткам».
Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впе­чатления, наоборот, угнетают психику
.
Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабле­ния и т.д. заложена в биологической природе человека.
Слайд 19

Ученые эпохи Возрождения (Лука Пачоли), полагали, что мировым стихиям соответствуют определенные

Ученые эпохи Возрождения (Лука Пачоли), полагали, что мировым стихиям соответствуют определенные

формы:
огню — пирамида (тетраэдр);
земле — куб, т. е. гексаэдр;
воздуху — октаэдр,
воде-икосаэдр.
Несмотря на то, что никакого научного обоснования эта гипотеза не имеет, она указывает на тенденцию видеть мир конструктивно и целостно. Сведение сложных форм к простым, так же как и осознание сложного как интегрированного целого, обобщенное понимание формы характерно для художественной практики.
Слайд 20

Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической

Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической

и неорганической материи, а также проявляющимся во всех областях человеческой деятельности, является закон гравитации, т.е. всемирного тяготения.
Законом гравитации, объясняется симметричность строения живых организмов (необходимость равновесия), обосновываются законы движения (законы механики) и законы небесной механики.
В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции; им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в картине и тд, и тп
Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Другая основа, имеющий столь же всеобщее значение — это законы распространения

Другая основа, имеющий столь же всеобщее значение — это законы распространения

света в природе, законы физики света, оптики и восприятия — то, как мы воспринимаем свет, различаем цвета, формы предметов и и оцениваем расстояния до объектов...
Можно предположить,что и другие законы физики и химии, — в той или иной форме оказывают влияние на наше восприятие, а соответственно, влияют на композиционные построения.
Слайд 27

Слайд 28

приемы формообразования в композиции и психофизическое восприятие человека окружающего мира

приемы формообразования в композиции и психофизическое восприятие человека окружающего мира

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – ЧТО ЭТО?

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – ЧТО ЭТО?

Слайд 36

«Человеку присущи некоторые биологические потребности, — пишет Р. Арнхейм: для ориентации

«Человеку присущи некоторые биологические потребности, — пишет Р. Арнхейм:
для ориентации

ему необходима четкость и простота;
для уравновешенности и правильного функционирования — единство и равновесие;
для стимулирования — разнообразие и напряженность.
Эти потребности удовлетворяются одними формами лучше, чем другими.
Слайд 37

Форма и содержание органически слиты в конечном результате, но разделяя эти

Форма и содержание органически слиты в конечном результате, но разделяя эти

понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма.
Под средствами в данном случае мы понимаем:
основные элементы, из которых создается композиционная структура (форма, элементы формы);
связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения (формообразования);
используемый способ организации материала (собственно формообразование).
Слайд 38

Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность

Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность

произведения в целом.
Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонизирует форму),таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы.
Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Восприятие форм связано с биологическими потребностями организма. Зрительное восприятие начинается с

Восприятие форм связано с биологическими потребностями организма.

Зрительное восприятие начинается с

выделения общих структурных особенностей объекта.
В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства.
Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом.
Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.
Слайд 42

Иерархия: главное - второстепенное Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения

Иерархия: главное - второстепенное

Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана

с особенностями на­ правленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации.
Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но и диктует весь строй композиции.
Слайд 43

Статика и динамика, динамическое напряжение, динамическое равновесие все это естественные состояния,

Статика и динамика, динамическое напряжение, динамическое равновесие
все это естественные состояния, в

которых пребывают физические тела, — состояния, свойственные к природе. И все они, так или иначе, отражаются в композиционном формообразовании.
Слайд 44

Слайд 45

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. В формах

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. В формах

органического мира симметрия всегда соседствует с асимметрией. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире (в кристаллах).
Асимметрия, т.е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же — форма существования материи, «движение есть жизнь».
Слайд 46

Слайд 47

Ритм Необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью,

Ритм

Необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью,

— ритм форма движения и органически присущ материи как ее свойство.
Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности: ритмы биения сердца, дыхания, смена дня и ночи и времен года, приливы и отливы и все великое разнообразие ритмов природы оказывают организующее воздействие на жизнь человека.