Петр Ильич Чайковский. Жизнь и творчество

Содержание

Слайд 2

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, замечательными операми и симфоническими произведениями

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, замечательными операми и симфоническими произведениями

которого восхищается весь мир. Он внес огромнейший вклад в мировую музыкальную культуру, основав целый ряд новых музыкальных жанров.
Слайд 3

Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в

Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в

семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. C шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни - по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, - были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.

Здание в котором родился П.И. Чайковский, использовалось в качестве казенной квартиры для проживания семьи начальника Камско-Воткинского завода.

Слайд 4

Семья Чайковских в 1848 году (крайний слева — Пётр Ильич) В

Семья Чайковских в 1848 году (крайний слева — Пётр Ильич)

В эти

же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано. Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах.
Слайд 5

В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое

В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое

готовило чиновников для департамента юстиции. Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения - сначала дискантом, а затем альтом брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера.

П. И. Чайковский в форме воспитанника Училища правоведения. 1859, С.-Петербург

Слайд 6

В 1859 году он успешно кончает Училище правоведения и поступает на

В 1859 году он успешно кончает Училище правоведения и поступает на

службу в Министерство юстиции. Ему 20 лет. Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.

П. И. Чайковский. 1859, С.-Петербург. Фотография Штейнберга

Слайд 7

П. И. Чайковский. Начало 1860-х гг., С.-Петербург А через два года,

П. И. Чайковский. Начало 1860-х гг., С.-Петербург

А через два года, уже

будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию.   Самое сокровенное поверяет он сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку».
Слайд 8

Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями.

Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями.

От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным.

П. И. Чайковский. 1863 г, С.-Петербург, фото Кулиша

Слайд 9

Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно

Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно

трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.
Слайд 10

П. И. Чайковский. Вторая половина 1860-х гг.. Москва, фото М. М.

П. И. Чайковский. Вторая половина 1860-х гг.. Москва, фото М. М.

Панова

В 1864 году Чайковский выступает с самостоятельным произведением. Он пишет увертюру к драме Островского «Гроза». С точки зрения истории музыки интересно отметить, что одно из юношеских произведений Чайковского («Танец девушек») исполнил в концерте находившийся тогда в России Иоганн Штраус младший.

Слайд 11

К выпускному экзамену Чайковский сочиняет кантату «К радости» (на оду Шиллера),

К выпускному экзамену Чайковский сочиняет кантату «К радости» (на оду Шиллера),

которая получила всеобщее признание. После того как она была исполнена в концерте, Антон Рубинштейн заявляет, что Чайковский уже зрелый композитор и больше не нуждается в консерватории.
Слайд 12

П. И. Чайковский. Вторая половина 1860-х годов, Москва. Фото А. Эйхенвальда

П. И. Чайковский. Вторая половина 1860-х годов, Москва. Фото А. Эйхенвальда

В

январе 1866 года, приняв приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна (брата Антона Григорьевича Рубинштейна), Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог-воспитатель и критик-публицист.
Слайд 13

В 1860-1870-х годах установились и прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей

В 1860-1870-х годах установились и прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей

кучки» - Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым. Композиторы обменивались записями народных песен. Так, в общении с представителями передового русского искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.

П. И. Чайковский. 1874 г, С.-Петербург, фото А. Лоренса

Слайд 14

П. И. Чайковский. Начало 1875 г, Москва, фото И. Дьяговченко К

П. И. Чайковский. Начало 1875 г, Москва, фото И. Дьяговченко

К московскому

периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: в их числе - оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини», 1876), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов. Большая часть произведений московского периода связана с народными песнями. В них Чайковский нередко включал подлинные народные песни - русские или украинские.
Слайд 15

Дезире Арто (Désirée Artôt, 1835-1907). Настоящая любовь, как всепоглощающее чувство, была

Дезире Арто (Désirée Artôt, 1835-1907).

Настоящая любовь, как всепоглощающее чувство, была у

Чайковского к итальянской актрисе Дезире Арто, знакомство с которой состоялось в 1868 году во время ее гастролей в России. По взаимному искреннему желанию обоих состоявшаяся помолвка должна была закончится бракосочетанием. Но московские друзья композитора приложили все усилия к расстройству их брака, чтобы «одаренный недюженным талантом человек не стал жалкой тенью европейской примадонны», а послужил на благо своего Отечества.
Слайд 16

В январе 1869 г. Дезире Арто вышла замуж за знаменитого баритона

В январе 1869 г. Дезире Арто вышла замуж за знаменитого баритона

Падилла-и-Рамоса, не известив об этом Петра Ильича, и любовь Чайковского закончилась крушением всех его надежд на счастье, так и не узнавшего истинную причину «вероломной» измены Желанной, как звучит ее имя в переводе с французского. И, как не прискорбно, но «благими намерениями выстлана дорога в ад»... История любви Чайковского и Дезире закончилась необычной историей восемнадцати романсов— история, достойная удивления и преклонения.

Дезире Арто (Désirée Artôt)

Слайд 17

Весной 1875г. Чайковский приступил к работе над «Лебединым озером». Премьера этого

Весной 1875г. Чайковский приступил к работе над «Лебединым озером». Премьера

этого балета состоялась в 1877г. Начиная с данного произведения, Чайковский и в последующих своих произведениях («Щелкунчик», «Спящая красавица») продолжил развивать фантастическую тему. Одновременно композитор трудился над «Временами года».
Слайд 18

Надежда Филаретовна фон Мекк. В 1976г. завязалась его переписка с одной

Надежда Филаретовна фон Мекк.

  В 1976г. завязалась его переписка с одной из

богатейших женщин Москвы той поры Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая была культурным и образованным человеком, чувствующим тонко музыку. Надежда Фон Мекк оказывала Чайковскому всестороннюю поддержку, в том числе, материальную. Общение же их ограничивалось перепиской. Чайковский посвятил своему «лучшему другу» - Н. Ф. фон Мекк Четвертую Симфонию.
Слайд 19

Петр Ильич и Антонина Ивановна Милюкова. В брак Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич и Антонина Ивановна Милюкова.

В брак Петр Ильич Чайковский вступил

в 1877 году, причем крайне неудачно. Женился он на Антонине Ивановне Милюковой, обучавшейся в Московской консерватории. Антонина оказалась совершенно чуждым Чайковскому человеком. В расстроенных чувствах Чайковский уезжает за границу, где его гложет тоска по родине. Чтобы преодолеть сложный душевный кризис, Чайковский решает бросить работу в консерватории и поселиться в уединении, чтобы вести вдали от городской суеты спокойную творческую жизнь. Надежда фон Мекк пообещала оказывать ему необходимую материальную поддержку.
Слайд 20

В 1878 году начался период скитальческой жизни Петра Ильича Чайковского. Наиболее

В 1878 году начался период скитальческой жизни Петра Ильича Чайковского.

Наиболее часто Чайковский бывал в деревушке Клоран (Швейцария), Риме, Флоренции, Париже, Каменке (расположенном на Украине имении своей сестры). Изредка Чайковский посещал Москву, чтобы поприсутствовать на исполнении своих музыкальных произведений.

П. И. Чайковский. 9 июня 1886 г, Париж, фото Ш. Ройтлингера

Слайд 21

С середины 1880-х Чайковский все чаще наведывается в Москву, подолгу проживая

С середины 1880-х Чайковский все чаще наведывается в Москву, подолгу

проживая в ее окрестностях. Он приобрел дом в Клину, в котором написал лучшие свои произведения последних лет: Пятую и Шестую симфонии, «Чародейку» и «Пиковую даму», «Щелкунчика» и «Спящую красавицу».

Усадьба Плещеево, где Чайковский работал в 1880-е годы

Слайд 22

П. И. Чайковский. 1887 г, С.-Петербург, фото К. А. Шапиро В

П. И. Чайковский. 1887 г, С.-Петербург, фото К. А. Шапиро

В 1880-е

годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры - "1812 год" (1880), «Гамлет» (1888).В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки.
Слайд 23

Исключительно разнообразно творчество композитора последних трех лет жизни. Сразу же после

Исключительно разнообразно творчество композитора последних трех лет жизни. Сразу же после

«Пиковой дамы» был сочинен струнный секстет «Воспоминания о Флоренции». В течение 1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров.
Слайд 24

На склоне лет Петр Ильич Чайковский встал за пульт дирижера, преодолев

На склоне лет Петр Ильич Чайковский встал за пульт дирижера,

преодолев мучительную свою застенчивость. Его выступление в 1891г. в США имело огромный успех. В Кембриджском университете в 1893г. Чайковскому присвоена была степень доктора наук.

П. И. Чайковский в мантии доктора "honoris causa" Кембриджского университета. Кембридж, 1/13 июня 1893 г., фото Ф. Мейтланд

Слайд 25

28 октября 1893 года петербургский филармонический оркестр исполнил Шестую (Патетическую) симфонию.

28 октября 1893 года петербургский филармонический оркестр исполнил Шестую (Патетическую) симфонию.

На первом концерте публика была не в состоянии осмыслить огромное идейное содержание симфонии и оценить ее монументальную форму. Через три недели симфония была исполнена вновь под управлением одного из видных дирижеров того времени, Направника. Слух об успехе симфонии в течение нескольких дней распространился по всей стране, и вскоре ее стали исполнять с не меньшим успехом в концертных залах всего мира.

П. И. Чайковский. 14 марта 1893 г., Харьков. Фото А. Федецкого

Слайд 26

Но Чайковский не дожил до концерта, на котором дирижировал Направник. 25

Но Чайковский не дожил до концерта, на котором дирижировал Направник. 25

октября (6 ноября) 1893 года великого русского композитора не стало... Композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге, смерть наступила спустя 4 дня.

Похороны П.И.Чайковского

Слайд 27

Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был

Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был

в расцвете сил и полон новых, разнообразных творческих замыслов. Чайковским было оставлено огромное музыкальное наследие, ставшее частью мировой культуры.

Надгробие композитора на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге

Слайд 28

В том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса.

В том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса.

И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души. Помимо этого, он писал различные музыкально-критические статьи, создавал учебники, а также оставил дневники и порядка пяти тысяч писем.

Памятник Петру Чайковскому перед Московской Государственной Консерваторией