Экономическая мысль в Древнем Китае

Содержание

Слайд 2

Экономическая мысль в Древнем Китае

Экономическая мысль в Древнем Китае

Слайд 3

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника

«Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех вышестоящих.

По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа. Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что общество разделилось на сословия богом и природой.

Слайд 4

Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству, постигая

Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,

постигая естественные правила уважения к старшим. Согласно  учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать при регламентированных натуральных отношениях.
В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений, заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не рассматривались как восхитительные богатства.
Богатством признается материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства.
Слайд 5

Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и утверждается, что

Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и утверждается,

что только там царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются.
Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, вести льготные кредиты земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.
Слайд 6

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль Древнего Рима

Слайд 7

234 — 149 до н. э. Военачальник Консул в Испании Крупный

234 — 149 до н. э.
Военачальник
Консул в Испании
Крупный землевладелец
Знаменитый оратор
Положил начало римской

историографии
«Начала» (Origines) - первое историческое сочинение на латинском языке

Марк Порций Катон Старший

-Трактат содержит 162 главы
-Основная задача – определить, как можно извлечь больше дохода из сельского имения
-Советы земледельцам, как получить больше дохода
-Особое внимание уделялось проблемам организации рабского труда

Слайд 8

Рабы должны постоянно работать Старых и больных рабов не держать, а

Рабы должны постоянно работать
Старых и больных рабов не держать, а продавать
Все,

что нужно сделать в своем хозяйстве, делать силами рабов, а покупать только самое необходимое

Утверждения Катона

В Древнем Риме рабы были положены в основу социальной иерархии.
«Рынок рабов» (пр.1882). Гюстав Кларен Рудольф Буланже, франц. художник

Слайд 9

116 — 27 гг. до н. э. Учёный-энциклопедист (в области археологии,

116 — 27 гг. до н. э.
Учёный-энциклопедист (в области археологии, истории

и литературы)
Писатель

Марк Теренций Варрон

Слайд 10

4 н. э. — около 70 н. э. Писатель Агроном Луций

4 н. э. — около 70 н. э.
Писатель
Агроном

Луций Юний Модерат Колумелла

Статуя Колумеллы, Пласа-де-лас-Флорес,
Кадис

Слайд 11

Трактат состоит из 12 книг (42 г. н.э.) Рассказывает об основах

Трактат состоит из 12 книг (42 г. н.э.)
Рассказывает об основах сельскохозяйственной

деятельности и даёт множество полезных советов
Помимо садоводства рассматривает виноделие, выращивание маслин, разведение крупного и мелкого скота, птицы и рыбы, пчеловодство.

«О сельском хозяйстве» (De re rustica)

-Рациональное ведение хозяйства на земле
-Использование системы поощрений, разделение труда
-Отразил кризис рабовладения: низкая производительность рабского труда, обман и воровство
-Отдает предпочтение более производительному труду свободных людей – колонов
-Подчеркивает значение производства товаров для рынка

Идеи Колумеллы

Слайд 12

постепенная потеря рабством своего производственного значения (дешевый рабский труд не стимулировал

постепенная потеря рабством своего производственного значения (дешевый рабский труд не стимулировал

технической прогресс)
виллы и латифундии превращались в экономически замкнутые хозяйства, сдерживая развитие товарно-денежных отношений
усиление альтернативных форм зависимости свободных крестьян от больших землевладельцев (патронат, колонат) и расширения хозяйственной самостоятельности рабов за колонатным типом

Итог

Слайд 13

Экономическая мысль древней Греции

Экономическая мысль древней Греции

Слайд 14

Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение

Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение

в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения: - разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное происхождение; - природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; - всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); - деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Слайд 15

Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии

Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии

так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».
Слайд 16

1. «Государство» Аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия), олицетворяя аппарат

1. «Государство»

Аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия), олицетворяя аппарат управления

идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.
Слайд 17

2. «Законы» Философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя

2. «Законы»

Философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою

аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.
Слайд 18

Аристотель (384—322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в

Аристотель (384—322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в

его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др.
В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли.
Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.
Слайд 19

Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то,

Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то,

что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика).
Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения.
Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».
Слайд 20

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать

основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики.
А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы деньги стали неупотребительными».
Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».
Слайд 21

Экономическая мысль Древнего Египта

Экономическая мысль Древнего Египта

Слайд 22

В Древнем Египте экономическая мысль была окутана религиозной оболочкой. Главной особенностью

В Древнем Египте экономическая мысль была окутана религиозной оболочкой.
Главной особенностью

религиозного учения являлась вера в загробную жизнь. Значительная часть материальных и духовных ресурсов шла на обеспечение загробного существования (грандиозное строительство пирамид, храмов, расходы, связанные с обслуживанием заупокойного культа).
Слайд 23

В этих дидактических сочинениях наиболее полно рассмотрены вопросы управления, где перечислены

В этих дидактических сочинениях наиболее полно рассмотрены вопросы управления, где

перечислены экономические функции деспота, должностные инструкции верховного сановника. В них также приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми должен был овладеть правитель.

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара»

Слайд 24

Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской

Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской

войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта.

«Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.)

Слайд 25

Это наиболее известный документ, в котором представлены результаты учета земель. Данный

Это наиболее известный документ, в котором представлены результаты учета земель. Данный

земельный кадастр, где отражены результаты осмотра и обмера государственных земель ( выделялись три типа земли в зависимости от урожайности: лучшие, средние и худшие участки).

«Папирус Вильбура»

Слайд 26

Административно-хозяйственные документы, сохранившиеся от этого периода, отражают учет материальных и трудовых

Административно-хозяйственные документы, сохранившиеся от этого периода, отражают учет материальных и

трудовых ресурсов, являются памятниками эконмической мысли и позволяют охарактеризовать механизм управления хозяйством в Древнем Египте.
Эволюция экономической мысли представляет собой сложный противоречивый процесс, который отражает и предопределяет весь ход экономического развития.
Слайд 27

Экономическая мысль в Древней Руси

Экономическая мысль в Древней Руси

Слайд 28

Экономическая мысль Древней Руси, не знавшей рабовладель-ческого строя, возникла в Киевской

Экономическая мысль Древней Руси, не знавшей рабовладель-ческого строя, возникла в Киевской

Руси – могу-щественном и авторитетном государстве Европы.
Договоры князей, грамоты и, прежде всего, все летописи дают нам относительно полное представление о торговой и налоговой политике, характеру земледелия, развитии ремесел, росте городов.

Ценным источником сведений о феодализации Руси служит “Русская правда” – своеобразный кодекс содержавший нормы торговли (внутренней рынок), и “гость бы” (внешняя торговля - гости купцы) действовал этот свод законов, где первые статьи принадлежат Ярославу Мудрому (1019-1054), а остальные сформулированы позднее - с 30-х гг. XI в. до XV в.

Слайд 29

В 1097г. на съезде русских князей закреплено право получения земли “от

В 1097г. на съезде русских князей закреплено право получения земли “от

отца” (вотчины), что стало началом феодального раздробления Руси и одной из причин ее поражения при нашествии восточных кочевников (татаро-монгольское иго).
Экономическая мысль этого сложного периода отражала идею объединения в сильное государство (“городские ереси” в Новгороде XIV-XV на этапе “Задонщина” где прославился Дмитрий Донской).

При Иване III (1462-1505) формирование централизованного государства завершилось и за XV в. территория Московского княжества выросла в 30 раз. В 1497г. был издан “Судебник” – первый общерусский сводник законов. В его 56-й статье ограничивался срок выхода крестьян от феодала 2 недели до и после Юрьева дня (26 ноября). Одновременно там отражены: ликвидации феодальной раздробленности, широкая торгово-ремесленная деятельность, градострои-тельство, развитие горнодобывающей и литейных заводов.

Слайд 30

Взгляды поместного дворянства XVI в. отразил Ермолай Еразм, священник и позднее

Взгляды поместного дворянства XVI в. отразил Ермолай Еразм, священник и позднее

монах, написавший произведение “Благо хотящим царем правительница и землемерие” (40-50 гг. XVI в) предназначенное для Ивана IV. В “Правительнице” автор отстаивал интересы поместного дворянства. Повинности крестьян считал слишком высокими, предполагая ограничить их пятой частью и выполнять только в форме натурального оброка. Размер поместного надела и количества душ, крепостных Еразм ставил в зависимость от службы, а богатство вельмож отвергал как несправедливое. Работа имела четкую антибоярскую направленность.

Выступая против ростовщичества и обогащения торговцев за счет чрезмерной прибыли, он писал: “Растет по Божьему повелению, садовое, серебру же не положа Бог растениа”. В руководстве Ермолай предлагает царю осуществить систему важных мероприятий по совершенствованию социально-экономического порядка: законо-дательное урегулирование повинностей, порядок обеспечения царя денежными средствами, реформу измерения земли, отмену кормлений, урегулирование воинской службы. Это произведение: - первый в России специальный экономика - политический трактат.

Слайд 31

Крупные сдвиги в экономической политике России этого периода осуществлял сам Иван

Крупные сдвиги в экономической политике России этого периода осуществлял сам Иван

Грозный, разгромив крупные княжеско-боярские вотчины и обеспечив рост и укрепление служилого дворянства, а в своих указах оставивший историкам экономических доктрин свое видение общественного строя центра-лизованного государства.

Деятельность Ивана IV поставила перед историками проблему цены реформ, т.е. негативных текущих и долгосрочных последствий преобразований общественного строя.

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47