Историческая школа - направление в экономической науке

Содержание

Слайд 2

Появление и развитие исторической школы Историческая школа- направление в экономической науке,

Появление и развитие исторической школы

Историческая школа- направление в экономической науке, главными

задачами которого являлись: изучение истории хозяйства, анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, и чаще всего использование индуктивного метода (то есть рост цен на потребительские товары). Историческую школу принято называть ещё и Немецкой школой, поскольку основана была в Германии Фридрихом Листом, Вильгельмом Рошером, Максом Вебером в середине 19 века. Германия была менее развитой экономической страной, чем та же Англия и Франция. Ведь до 70-ых годов 19-го века, она была разделена на мелкие государства.
Слайд 3

Историческая школа выделяет 3 этапа развития: «СТАРАЯ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (40-ЫЕ ГОДЫ

Историческая школа выделяет 3 этапа развития:

«СТАРАЯ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (40-ЫЕ ГОДЫ 19

ВЕКА).
ЕЁ СТОРОННИКАМИ ЯВЛЯЛИСЬ ФРИДРИХ ЛИСТ, ВИЛЬГЕЛЬМ РОШЕР, КАРЛ КНИС. САМА НЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ-ЭКОНОМИКА СОЗДАВАЛАСЬ ПОД ВЛИЯНИЕМ АНГЛИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ ТЕОРИЙ, В ОСНОВНОМ БАЗИРОВАЛАСЬ НА УЧЕНИЯХ ТОМАСА МАЛЬТУСА И ФРЕДЕРИКА БАСТИА. НЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА ОТКАЗАЛАСЬ ПРИНИМАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ ВСЕХ СТРАН. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ НАЧИНАЕТСЯ ВВОДИТЬСЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА. БОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НЕЁ ОКАЗАЛИ РАБОТЫ АДАМА МЮЛЛЕРА (1799-1829 Г.Г.), КОТОРЫЙ ЗАНИМАЛСЯ ВОПРОСАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ, ЭТИКИ И ГОСУДАРСТВА.
НО ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОКАЗАЛИ ИДЕИ ФРИДРИХА ЛИСТА (1789-1846 Г.Г.), КОТОРЫЙ ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ УЧЕНИЙ АДАМА СМИТА И ДАВИДА РИКАРДО, ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ. САМА ТЕОРИЯ ТРУДОВОЙ СТОИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ ФУНДАМЕНТ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ. В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ТРУДОВОЙ СТОИМОСТИ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ СТОИМОСТИ ТОВАРА ЯВЛЯЕТСЯ ТРУД. ПОСКОЛЬКУ ЦЕНА ЕСТЬ ДЕНЕЖНАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ, ТО СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОСНОВУ ЦЕНЫ СОСТАВЛЯЕТ ИЗРАСХОДОВАННЫЙ НА ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРА ТРУД (ЭТО ТЕОРИЯ, КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУБСТАНЦИЮ И ВЕЛИЧИНУ СТОИМОСТИ ТОВАРА ТРУДОМ, ЗАТРАЧЕННЫМ НА ЕГО ПРОИЗВОДСТВО).
Слайд 4

ФРИДРИХ ЛИСТ ПРОВОЗГЛАСИЛ НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ. СУТЬ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ, ЧТО БЛАГОСОСТОЯНИЕ


ФРИДРИХ ЛИСТ ПРОВОЗГЛАСИЛ НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ. СУТЬ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ,

ЧТО БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ НЕ КОЛИЧЕСТВОМ СОЗДАННОГО ТОВАРНОГО БОГАТСТВА, А СТЕПЕНЬЮ РАЗВИТИЯ. ОСНОВНОЙ ТРУД (1841 ГОД):
1. ДЛЯ АБСОЛЮТНО КАЖДОЙ СТРАНЫ ХАРАКТЕРНА СВОЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА, ПОСКОЛЬКУ ЭКОНОМИКА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН РАЗВИВАЕТСЯ ПО ДРУГИМ ЗАКОНАМ.
2. ПРИДУМАЛ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ НАЦИИ
3. ВЫДЕЛИЛ 3 ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКУЮ; ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКУЮ-ПРОМЫШЛЕННУЮ; ПРОМЫШЛЕННУЮ.
4. ЗАЩИЩАЛ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ ПРОТЕКЦИОНИЗМА
5. СЧИТАЛ, ЧТО НАДО РАЗВИВАТЬ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, КОТОРЫЕ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.
Слайд 5

ОСНОВНОЙ ТРУД ВИЛЬГЕЛЬМА РОШЕРА (1817-1894 Г.Г.): 1.СЧИТАЛ, ЧТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА- ЭТО

ОСНОВНОЙ ТРУД ВИЛЬГЕЛЬМА РОШЕРА (1817-1894 Г.Г.):
1.СЧИТАЛ, ЧТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА- ЭТО НАУКА

О СОЦИАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ПОСКОЛЬКУ ПРИРОДА У ВСЕХ СТРАН РАЗНАЯ, СООТВЕТСТВЕННО У КАЖДОГО ИЗ НАРОДОВ ЕСТЬ ТО, ЧЕГО НЕТ У ДРУГИХ СТРАН; ЧТО НЕ БЫВАЕТ ОДНОТИПНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ У РАЗНЫХ НАЦИЙ.
2. КАКОЙ-ТО ВСЕОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ ВСЕГО МИРА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ; ЕСТЬ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ НАУК.
РОШЕР СЧИТАЛ ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНЫМ ВЫДЕЛИТЬ В ИСТОРИИ 3 БОЛЬШИХ ПЕРИОДА: ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД- КОГДА ГЛАВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ЗЕМЛЯ; СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД- КОГДА ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ СТАНОВИТСЯ ТРУД, ДЕЙСТВУЮЩИЙ БЛАГОДАРЯ КОРПОРАТИВНО-ЦЕХОВЫМ РЕМЕСЛАМ; НОВЫЙ ПЕРИОД- ВОЗВЫШАЕТСЯ КАПИТАЛ, И БЛАГОДАРЯ ЕМУ ПРОИСХОДЯТ ВОЗВЫШЕНИЕ НА ЦЕННОСТИ ЗЕМЛИ, МАШИНЫ БЕРУТ НА СЕБЯ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ РАБОТЫ. ТРЕХЭТАПНОЙ СХЕМОЙ ОГРАНИЧИЛСЯ ТАКЖЕ БРУНО ГИЛЬДЕБРАНД.
Слайд 6

«МОЛОДАЯ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛУЙО БРЕНТАНО, ГУСТАВ ШМОЛЛЛЕР, КАРЛ БЮХЕР). РОШЕРА, ГИЛЬДЕБРАНДА

«МОЛОДАЯ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛУЙО БРЕНТАНО, ГУСТАВ ШМОЛЛЛЕР, КАРЛ БЮХЕР).
РОШЕРА, ГИЛЬДЕБРАНДА И

ДРУГИХ ЭКОНОМИСТОВ СТАЛИ ОТНОСИТЬ К «СТАРОЙ» ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ, ПОСЛЕ ТОГО, КАК В 1870 ГОДУ РЕЗКО ЗАЯВИЛА О СЕБЕ «НОВАЯ» ШКОЛА, ВО ГЛАВЕ ГУСТАВОМ ШМОЛЛЕРОМ (1838-1917 Г.Г.). ДАННАЯ ШКОЛА СФОРМИРОВАЛАСЬ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНОГО КАНЦЛЕРА» ОТТО БИСМАРКА, КОГДА ОН ОСУЩЕСТВИЛ МЕЧТУ ЛИСТА ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ГЕРМАНИИ, А В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПРОВЕЛ ПОЛИТИКУ ТАМОЖЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА. С ЭТОГО МОМЕНТА ОН И НАШЕЛ ПОДДЕРЖКУ СО СТОРОНЫ ШМОЛЛЕРА И ОСТАЛЬНЫХ ИСТОРИКОВ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ.
Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛУЙО БРЕНТАНО (1844-1931 Г.Г.): 1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛУЙО БРЕНТАНО (1844-1931 Г.Г.):
1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРАВЕ

И ОБЫЧАЯХ (В ТО ВРЕМЯ, КАК ПО МНЕНИЮ КЛАССИКОВ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СХВАТКИ В КОНКУРЕНЦИИ).
2. ЭКОНОМИСТ НЕ ПРИЗНАВАЛ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССОВ ЭКОНОМИКИ, ТАК КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХИКА, ОТ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ ЭКОНОМИКА, СЛИШКОМ СЛОЖНА.
3. «СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА», ИДЕЯ ПРИМИРЕНИЯ КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ : УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА ИДЕТ ВМЕСТЕ С ПРОГРЕССОМ ТЕХНИКИ.
Слайд 8

ОСНОВНОЙ ТРУД КАРЛА БЮХЕРА (1847-1930 Г.Г.): В СВОЕЙ КНИГЕ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАРОДНОГО

ОСНОВНОЙ ТРУД КАРЛА БЮХЕРА (1847-1930 Г.Г.):
В СВОЕЙ КНИГЕ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАРОДНОГО

ХОЗЯЙСТВА» ПРЕДЛОЖИЛ ОБОБЩЕННУЮ СХЕМУ ВСЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ И СРЕДНЕЙ ЕВРОПЫ С ВЫДЕЛЕНИЕМ ТРЕХ СТУПЕНЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЛИНЫ ПУТИ, ПРОХОДИМОГО ПРОДУКТОМ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ:
1. СТУПЕНИ ЗАМКНУТОГО ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА, ГДЕ ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЯЮТСЯ В ТОМ ЖЕ ХОЗЯЙСТВЕ, В КОТОРОМ ПРОИЗВЕДЕНЫ.
2. СТУПЕНИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ГДЕ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСТУПАЮТ В ПОТРЕБЛЯЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО.
3. СТУПЕНИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, ГДЕ ПРЕДМЕТЫ ПРОХОДЯТ РЯД ПОСРЕДСТВУЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОЙТИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ.
Слайд 9

ПОЯВИВШИЕСЯ В НАЧАЛЕ 20-ГО ВЕКА НОВОЕ ЯРКОЕ ПОКОЛЕНИЕ «НОВОЙ» ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

ПОЯВИВШИЕСЯ В НАЧАЛЕ 20-ГО ВЕКА НОВОЕ ЯРКОЕ ПОКОЛЕНИЕ «НОВОЙ» ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

В ЛИЦЕ ВЕРНЕРА ЗОМБАРТА И МАКСА ВЕБЕРА, КОТОРОЕ ПОСТАВИЛО К ВСЕОБЩЕМУ ОБОЗРЕНИЮ ИСТОРИКО-ЭТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ «ДУХА КАПИТАЛИЗМА». С ЭТОГО МОМЕНТА ЗАРОЖДАЕТСЯ «ЮНАЯ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ОСНОВНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ: ВЕРНЕР ЗОМБАРТ, МАКС ВЕБЕР).
ГРОМКОЕ ИМЯ ВЕРНЕРУ ЗОМБАРТУ (1863-1941 Г.Г.) ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН ВЫПУСКАЕТ ДВУХТОМНИК «СОВРЕМЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ», ПОСЛЕ ЧЕГО ПОНЯТИЕ КАПИТАЛИЗМ СТАЛО ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫМ. ЗОМБАРТ БЫЛ УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ – ЭТО «ДОБЫТЧИКИ» ПРИБЫЛИ, ОРГАНИЗАТОРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРИРОСТ ДОХОДА.
Слайд 10

ЗОМБАРТ ВЫДЕЛИЛ 6 ОСНОВНЫХ ТИПОВ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: 1. РАЗБОЙНИКИ – РАДИ

ЗОМБАРТ ВЫДЕЛИЛ 6 ОСНОВНЫХ ТИПОВ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
1. РАЗБОЙНИКИ – РАДИ

ДОБЫЧИ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА, РАЗЛИЧНЫХ ЭКЗОТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ
2. ФЕОДАЛЫ – БАЗИРУЮЩИЕСЯ НА СВОИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЯХ
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ – ПРИНУЖДАЮТ К ТРУДУ ТОРГОВЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ
4. СПЕКУЛЯНТЫ – ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ ФИНАНСОВ И ЦЕННЫХ БУМАГ (В ОСНОВНОМ ЭТИМ ЗАНИМАЮТСЯ УЧРЕДИТЕЛИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА: РОСТОВЩИКИ, БАНКИРЫ, БИРЖЕВЫЕ ИГРОКИ)
5. КУПЦЫ – ВКЛАДЫВАЮТ ЧАСТЬ ТОРГОВОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА БЛАГ
6. РЕМЕСЛЕННИКИ (В ОСНОВНОМ РЕМЕСЛЕННИКИ ДЕЛАЛИ РАБОТЫ ПОД ЗАКАЗ, И ТОЛЬКО БЛИЖЕ К 17 ВЕКУ МАСТЕРСКИЕ РАСШИРЯЛИСЬ, И В НИХ ПОЯВЛЯЛИСЬ: УЧЕНИКИ, ПОМОЩНИКИ И ПОДМАСТЕРЬЯ)
Слайд 11

ИТОГ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОПОВЕДОВАЛА НЕМАЛО РЕАКЦИОННЫХ ДОГМ. ТАК, ГИЛЬДЕБРАНД И РОШЕР

ИТОГ:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОПОВЕДОВАЛА НЕМАЛО РЕАКЦИОННЫХ ДОГМ. ТАК, ГИЛЬДЕБРАНД И РОШЕР РАССМАТРИВАЛИ

КАПИТАЛ КАК РЕЗУЛЬТАТ БЕРЕЖЛИВОСТИ, ЭКОНОМНОСТИ КАПИТАЛИСТОВ, А ПОЛУЧЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ - КАК РЕЗУЛЬТАТ ТАКОЙ ЭКОНОМИИ. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МНЕНИЕ В. РОШЕРА О НАЛИЧИИ КАПИТАЛА В НАЕМНЫХ РАБОЧИХ (РЕЧЕВОГО КАПИТАЛА) ТОЛЬКО НА ТОМ ОСНОВАНИИ, ЧТО ОНИ ИМЕЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ. ПОЗЖЕ ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ БЫЛО СФОРМУЛИРОВАНО В БОЛЕЕ ШИРОКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. АНТИГУМАННОЙ БЫЛА ИДЕЯ В. РОШЕРА О ТОМ, ЧТО НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СБЕРЕЖЕНИЯ КАПИТАЛИСТОВ И РОСТ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. КАПИТАЛИСТОВ РОШЕР СЧИТАЛ СОЗДАТЕЛЯМИ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА. УТОПИЧЕСКИМ УТВЕРЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ О НЕИЗБЕЖНОСТИ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ДР.