Основы государственной культурной политики Российской Федерации

Содержание

Слайд 2

Основы государственной культурной политики Российской Федерации Основы Государственной культурной политики, раздел

Основы государственной культурной политики Российской Федерации

Основы Государственной культурной политики, раздел VI:


создание условий для развития творческих индустрий
Слайд 3

Основы государственной культурной политики Российской Федерации Творческие (креативные) индустрии План: 1.

Основы государственной культурной политики Российской Федерации

Творческие (креативные) индустрии
План:
1. Креативная экономика –

экономика постиндустриального общества
2. Креативные индустрии:
3. Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии
Слайд 4

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества Дэниэл Белл (Bell, Daniel; 1919–2011):

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

Дэниэл Белл (Bell, Daniel; 1919–2011): постиндустриальное

общество – новый тип социально-экономического развития
Постиндустриальная стадия – переход от индустриальной экономики к
–экономике знаний,
–сетевой экономике,
–креативной экономике,
–инновационной экономике
Слайд 5

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества Знания – ключевое условие экономического

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

Знания – ключевое условие экономического

роста и повышения благосостояния
Ричард Нельсон (Nelson, Richard R.; 1930–): знания:
– кодифицированные (подлежат хранению, копированию, легкой формализации и распространению)
– неформальные (неформальные, неоформленные, накапливаемые через личный опыт, обучение в процессе деятельности, социальные взаимоотношения и т.д.)
Неформальные знания трудно поддаются количественному определению, хранению и передаче, наиболее трудно получаемые знания
Слайд 6

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества Показатель качества человеческого капитала и

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

Показатель качества человеческого капитала и его

конкурентоспособности – соотношение кодифицированных и неформальных знаний
Термин «креативная экономика»: Coy, Peter The 21st Century Organization: the Creative Economy // Business Week. 2000. August 28.
2001: Howkins, J. The Creative Economy. How
People Make Money from Ideas
Слайд 7

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества Джон Хокинс (Howkins, John Anthony;

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

Джон Хокинс (Howkins, John Anthony; 1945–):
креативная

экономика базируется на принципах:
– универсальность
– свобода
– идеи реализуются посредством рынка и связей
Международное агентство по торговле и развитию ООН (UNCTAD):
2008 – «Креативная экономика. Задачи оценки ресурсов творческой экономики для формирования продуманной политики» http://unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf
2010 – «Креативная экономика. Возможные варианты развития» http://unctad.org/en/Docs/ditctab20103_en.pdf
2016: http://unctad.org/en/pages/newsdetails.aspx?OriginalVersionID=1251
Слайд 8

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества ЮНКТАД: креативная экономика – концепция,

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

ЮНКТАД: креативная экономика –
концепция,

основанная на креативных активах, способных генерировать экономический рост и развитие
экономические действия, основанные на знаниях с элементами развития и перекрестных связей
реальный путь развития, требующий инновационного, мультидисциплинарного политического отклика
стимулирует генерацию доходов, создание рабочих мест и доходов, обеспечивая социальное включение, культурное разнообразие и развитие человеческого капитала
побуждает экономику, культуру и социальную сферу взаимодействовать с технологиями, интеллектуальной собственностью
в основе креативной экономики – креативные индустрии
Слайд 9

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества В мире формируется новая парадигма,

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

В мире формируется новая парадигма, связывающая

экономику и культуру … креативность, знания и доступ к информации – двигатели экономического роста и катализаторы развития … креативные индустрии – совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале
Слайд 10

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества В постиндустриальном обществе культура –

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

В постиндустриальном обществе культура – стратегический

приоритет современной экономики развитых стран
Чарльз Лэндри: доходы от экспорта музыки в Англии превысили доходы от экспорта машино- и автомобилестроения вместе взятых
Бренд – стратегический ресурс и капитал организаций культуры
Слайд 11

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества Саймон Эванс (Evans, Simon; 1956–):

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

Саймон Эванс (Evans, Simon; 1956–):
креативные

инициативы распространяются по США со скоростью быстрее, чем свиной грипп
В 2002–2008 гг.:
экспорт креативных благ + 11,5% в год, экспорт креативных услуг +17 % в год
Слайд 12

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества Кьелл Андерс Нордстрем (Nordström, Kjell

Креативная экономика – экономика постиндустриального общества

Кьелл Андерс Нордстрем (Nordström, Kjell Anders;

1958–)
Йонас Риддерстрале (Ridderstråle, Jonas; 1966–)
Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта (2000)
Джозеф Б. Пайн (Pine, B. Joseph II; 1958–) Джеймс X. Гилмор (Gilmore, James H.)
Экономика впечатлений: Работа – это театр, а каждый бизнес – это сцена
Слайд 13

Креативные индустрии как фактор развития Теодор Адорно (Adorno, Theodor Ludwig Wiesengrund;1903–1969):

Креативные индустрии как фактор развития

Теодор Адорно (Adorno, Theodor Ludwig Wiesengrund;1903–1969):

«Культурная индустрия: Просвещение как массовое заблуждение» (1947)
Слайд 14

Креативные индустрии как фактор развития Николас Гарнхэм (Garnham, Nicholas; 1937–): Важнейшие

Креативные индустрии как фактор развития

Николас Гарнхэм (Garnham, Nicholas; 1937–):


Важнейшие принципы развития:
–необходим баланс между тем, что хотел бы производить художник, и тем, что желает получить публика
–социально незащищенные и маргинальные слои населения должны быть включены в процесс производства и потребления культурных продуктов
–необходимо переходить к работе с субъектами творческих индустрий на независимой коммерческой основе
Слайд 15

Креативные индустрии как фактор развития Совет Большого Лондона: культурные индустрии –

Креативные индустрии как фактор развития

Совет Большого Лондона:
культурные индустрии –
виды

культурной деятельности не требуют общественного финансирования, являются коммерческими и способствуют повышению благосостояния населения
все виды культурной деятельности , связанные с массовым потреблением
Слайд 16

Креативные индустрии как фактор развития Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании,

Креативные индустрии как фактор развития

Департамент культуры, медиа и спорта

Великобритании, 1998:
Креативные индустрии – деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности
Слайд 17

Креативные индустрии как фактор развития 13 секторов креативных индустрий : реклама;

Креативные индустрии как фактор развития

13 секторов креативных индустрий :

реклама;
дизайн;
архитектура;
декоративное искусство и ремесла;
мода;
кино и производство видео и ДВД;
музыка и звукозапись;
исполнительские искусства;
Интернет;
изобразительное искусство;
литература и издательское дело;
мультимедиа и компьютерные игры;
музеи и организации культуры
Слайд 18

Креативные индустрии как фактор развития «творческие индустрии» – компании, организации и

Креативные индустрии как фактор развития

«творческие индустрии» – компании, организации

и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации
Основы ГКП, раздел III
Слайд 19

Креативные индустрии как фактор развития Гордон Браун (Brown, James Gordon; 1951–):

Креативные индустрии как фактор развития

Гордон Браун (Brown, James Gordon;

1951–): старт программы «Креативная Британия»
Джеймс Остин [Austin, James E.]: наибольшие выгоды от сотрудничества в кластере получают музеи и галереи:
–экономия средств,
– экономия от масштаба производства
–повышение уровня доходов
творческие индустрии рассматриваются как некий локомотив креативной (инновационной) экономики и становятся доминантой культурной политики
Творческие индустрии – локомотив креативной экономики и доминанта культурной политики
Слайд 20

Креативные индустрии как фактор развития Ч. Лэндри – принципы «креативных территорий»:

Креативные индустрии как фактор развития

Ч. Лэндри – принципы «креативных территорий»:
–стимулирование

креативного потенциала
–развитие чувства принадлежности к территории
–открытый и свободный доступ к культуре
–разнообразие культуры, удовлетворение культурных потребностей всех групп и сообществ
–сохранение уникальных культурных ресурсов
–развитие связи и механизмов взаимодействия
–стимулирование инноваций
– привлечение внешних ресурсов
–развитие конкурентоспособности территории на мировом рынке
Слайд 21

Креативные индустрии как фактор развития Культурные и креативные индустрии – один

Креативные индустрии как фактор развития

Культурные и креативные индустрии – один

из самых быстрорастущих секторов мировой экономики
Темпы роста:
Ближний Восток - 17,6 %;
Африка - 13,9 %;
Южная Америка - 11,9 %;
Азия - 9,7 %;
Океания - 6,9 %;
Северная и Центральная Америка - 4,3 %.
Слайд 22

Креативные индустрии как фактор развития 2013 г.: Великобритания теряет статус лидера

Креативные индустрии как фактор развития

2013 г.: Великобритания теряет статус

лидера в секторе креативных индустрий
2000 г. – съезд КПК: развитие творческих индустрий – приоритет государственной политики
программа «Шанхайские парки креативных кластеров», 2005
2005 – в Шанхае 36 кластеров
Слайд 23

Креативные индустрии как фактор развития Изучают креативные индустрии: – «Comedia» (1978,

Креативные индустрии как фактор развития

Изучают креативные индустрии:
– «Comedia»

(1978, создатель – Чарльз Лэндри)
– «EUCLID» (1993, создатель – Джеффри Браун –Brown, Geoffrey)
Квинслендский технологический университет (QUT, Австралия),
Национальный фонд науки, техники и искусства (NESTA, Лондон; открыт в 1998 г.),
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (Санкт-Петербург),
Центр развития творческих индустрий (Санкт-Петербург, создан в 2004 г., основатель и президент – Д.Э. Мильков),
Институт культурной политики (Москва – М.Б. Гнедовский),
Агентство «Творческие индустрии» (Москва),
международный проект Calvert Forum (Санкт-Петербург)
Слайд 24

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии Креативные индустрии – экономический эффект

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии

Креативные индустрии – экономический эффект и

возможность коммерциализации
ЮНЕСКО:
Культурные индустрии – индустрии, объединяющие создание, производство и коммерциализацию содержания культурного и нематериального характера (защищено авторским правом и может принимать форму товара или услуги)
Культурные индустрии: печать, публикации, мультимедиа, аудиовизуальные продукты (музыкальные записи и кинопроизводство), ремесла и дизайн
Слайд 25

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии ЮНЕСКО: Креативные индустрии – культурные

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии

ЮНЕСКО:
Креативные индустрии – культурные индустрии +

все культурное и художественное производство
Креативные индустрии – индустрии, в которых продукт или услуга содержит значительную часть художественной и творческой деятельности
(+ архитектура и реклама)
Слайд 26

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии WIPO (World Intellectual Property Organization):

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии

WIPO (World Intellectual Property Organization):

культурные индустрии – участвуют в создании, производстве, трансляции и распространении защищенных авторским правом работ
Слайд 27

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии Основные характеристики креативных индустрий: 1)

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии

Основные характеристики креативных индустрий:
1) творческий

труд;
2) культурная ценность;
3) авторское право;
4) экономический потенциал
Различают модели творческих индустрий:
творческие кластеры
креативные услуги
творческие люди
Слайд 28

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии Творческий кластер – производство Креативные

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии

Творческий кластер – производство
Креативные

услуги – вклад творческих профессий и компаний (профессиональных дизайнеров, продюсеров, исполнителей и писателей) в экономику
Творческие люди – открытая сеть инноваций
Слайд 29

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии Ричард Флорида (Florida, Richard; 1957–):

Культурные индустрии VS Творческие (креативные) индустрии

Ричард Флорида (Florida, Richard; 1957–):

концепция «креативного класса»
Для креативных людей приоритет –не карьера, престиж и высокая зарплата, а ценность созданных условий для работы и жизни, раскрытие творческого потенциала, толерантная атмосфера и творческие стимулы