Презентация Москва - третий Рим - идеология московского государства

Содержание

Слайд 2

МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ Это политическая теория XV-XVI вв., обосновавшая историческое

МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ  

Это политическая теория  XV-XVI вв., обосновавшая историческое значение столицы

Русского государства - Москвы как всемирного политического и культурного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров.
Слайд 3

Возвышение Москвы, превращение ее в центр Великорусского государства и становление нового

Возвышение Москвы, превращение ее в центр Великорусского государства и становление нового

типа духовности обусловлены тремя обстоятельствами:

обозначилось уже в конце XII в. — это перемещение центра политической и культурной жизни на северо-восток, в верховья Волги и образование там Владимиро-Суздальского, а позже Московского княжества, и вытеснение в новых условиях удельно-родовой формы власти удельно-вотчинной, при которой власть передается от отца к сыну на основе вотчинной собственности на землю.

Слайд 4

Вторым историческим событием, послужившим духовному возрождению русского народа, стала Куликовская битва

Вторым историческим событием, послужившим духовному возрождению русского народа, стала Куликовская битва

(1380), возглавленная великим князем Московским Дмитрием Донским (1350— 1389) и освященная великим святым Русской земли Сергием Радонежским (1321—1391). Именно с этого времени можно говорить о формировании русского национального самосознания.
Третье обстоятельство - в 1472 г. великий князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог, единственной наследнице утраченного престола. Тем самым Иван III как бы становился преемником светской и духовной власти византийского императора.
Слайд 5

В возвышении Московского княжества как будущего центра Российского государства огромную роль

В возвышении Московского княжества как будущего центра Российского государства огромную роль

сыграли, таким образом, не только князья-воины — ее устроители, но и духовные учителя того времени. Для объединения русской земли необходима была не только сила, но и образцы нравственного подвига, необходима была направляющая идея.

Ответом на этот запрос времени и стала идеологема «Москва — третий Рим», которая заложила основы мессианской идеологии периода образования Русского централизованного государства.

Слайд 6

Происхождение теории Идеологему «Москва — третий Рим» обычно связывают с именем

Происхождение теории

Идеологему «Москва — третий Рим» обычно связывают с именем старца

псковского Елизарова монастыря Филофея (ок. 1465—1542). Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу и царскому дьяку М.Г. Мунехину сформулировал и обосновал ее в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Филофей писал царю: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Эта формулировка и стала классическим выражением мессианской концепции Москвы как третьего Рима.
Слайд 7

Москва, одержавшая в недавшем прошлом победу над «неверными», выступившая собирательницей русских

Москва, одержавшая в недавшем прошлом победу над «неверными», выступившая собирательницей русских

земель и защитницей всех православных народов, предстала как вполне достойная восприемница второго Рима — Константинополя. То, о чем писал Филофей, в частности идея перемещения святости с падшего Константинополя на Москву, в той или иной форме уже была «проговорена» книжниками в серии Сказаний, Слов, Повестей.
Слайд 8

Вот почему идея старца о богоизбранности русского народа, о преемстве мессианства

Вот почему идея старца о богоизбранности русского народа, о преемстве мессианства

Русским царством, выраженная к тому же в эмоционально приподнятой форме, сразу же получила широкий общественный резонанс, легко вписалась в существующую идеологическую систему.
Слайд 9

Она оказала огромное влияние на развитие государственной идеологии русского самодержавия. Во

Она оказала огромное влияние на развитие государственной идеологии русского самодержавия. Во

всяком случае между идеей исторического призвания московского государства и идеей самодержавия князей и царей московских прослеживается вполне определенный и заметный параллелизм. 
Слайд 10

Идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде

Идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде

всего теологический смысл и относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем «истинного христианства». Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов — с религиозного в сторону идейно-политического обоснования возвышения Московского княжества как державы.
Слайд 11

Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели в

Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели в

идее то, что было созвучно их собственным устремлениям, связанным и с укреплением политических позиций Москвы, и с укреплением самодержавия.
Слайд 12

Новый религиозный статус Москвы, на которую перешла благодать Божия, делал ее

Новый религиозный статус Москвы, на которую перешла благодать Божия, делал ее

центром всего христианского мира и, соответственно, царя Московского превращал во «вседержителя», ответственного лишь перед Богом и потому ни с кем не делящего «вверенную» ему власть, в том числе и с церковью.

Московское правительство использовало теорию "Москва - третий Рим" для борьбы с попытками Ватикана распространить свое влияние на русские земли, отстаивания независимости Русского государства и укрепления его авторитета. К концу 17 в. эта теория постепенно выходит из употребления.

Слайд 13

Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса

Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса

и авторстве идеи «Москва — третий Рим». В частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута несколько ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь «обосновал» её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.

Слайд 14

Надо сказать, что наследниками Константинополя в XIV веке объявляли себя также

Надо сказать, что наследниками Константинополя в XIV веке объявляли себя также

Болгария и Сербия. Бенито Муссолини называл Третьим Римом фашистскую Италию. Однако сегодня это звание принадлежит Москве.