Презентация Воображение

Содержание

Слайд 2

Источники: Электронный ресурс: http://psylist.net/obh/00080.htm, доступ свободный. Электронный ресурс: http://www.philosophy.ru/library/sartre/sartr_img.html, доступ свободный.

Источники:

Электронный ресурс: http://psylist.net/obh/00080.htm, доступ свободный.
Электронный ресурс: http://www.philosophy.ru/library/sartre/sartr_img.html, доступ свободный.

Слайд 3

План: Понятие. Классификация процессов воображения. Механизмы воображения. Развитие воображения у детей. Воображение и реальность. Функции воображения.

План:

Понятие.
Классификация процессов воображения.
Механизмы воображения.
Развитие воображения у детей.
Воображение и реальность.
Функции воображения.

Слайд 4

Воображение Это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими;

Воображение

Это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет

ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.
Слайд 5

Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В.

Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и

М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Слайд 6

Классификация процессов воображения По результатам: Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она

Классификация процессов воображения

По результатам:

Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть).
Продуктивное (творческое)

воображение.
С относительной новизной образов.
С абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

Слайд 7

По виду образов: Конкретное. Абстрактное. По приёмам воображения: агглютинация — соединение

По виду образов:

Конкретное.
Абстрактное.

По приёмам воображения:

агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация — увеличение

или уменьшение предмета и его частей;
схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

Преднамеренное.
Непреднамеренное.

Слайд 8

Механизмы воображения агглютинация — создание нового образа из частей других образов.

Механизмы воображения

агглютинация — создание нового образа из частей других образов.
гиперболизация — увеличение или

уменьшение объекта и его частей.
схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств.
акцентирование — подчеркивание особенностей объектов.
типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Слайд 9

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к

проявлению проблем.
Гил орд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

беглость
гибкость
оригинальность
точность

Слайд 10

Развитие воображения у детей Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют

настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:

ситуации незавершенности
разрешение и даже поощрение множества вопросов
стимулирование независимости, самостоятельных разработок
билингвистический опыт
позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Слайд 11

Развитию воображения препятствуют: конформность неодобрение воображения жесткие полоролевые стереотипы разделение игры

Развитию воображения препятствуют:

конформность
неодобрение воображения
жесткие полоролевые стереотипы
разделение игры и обучения
готовность к изменению

точки зрения
преклонение перед авторитетами
Слайд 12

Воображение и реальность Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств.

Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Слайд 13

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими,

решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.
Слайд 14

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то

есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Слайд 15

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер:

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер:

с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».
Слайд 16

На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением

На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением

эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности