Содержание
- 2. Интеллектуальная мода и смена фокусов мировоззрения Историческая перспектива (достаточно условная реконструкция): космоцентризм античности (существует «прекрасный порядок»,
- 3. Как может звучать мир без человека? В 2015 г немецкий художник Бартоломео Траубек записал необычный музыкальный
- 4. Перевести с языка на язык, не изменяя (?) «Техника — это теперь не вечный противник природы,
- 5. Традиционное\современное Глиптика Китая: увидеть гармонию, отсечь лишнее Опыты нечеловеческого гостеприимства: мир без речи, истории неодушевлённого, присутствие
- 6. Идея радикального гостеприимства Ж. Деррида «Скажем „да“ пришельцу, прежде всякого определения, всякого предвосхищения, всякого опознания, неважно,
- 7. Что такое «радикальное гостеприимство»? «Деррида говорит, что есть традиционный, привычный закон гостеприимства: я — хозяин, а
- 8. Ж.-Ж. Руссо (XVIII в)\Т. Мортон (XXI в) Миф о благородном дикаре (бродячий сюжет о человеке, не
- 9. Вместо «я мыслю» - «оно живёт» Дилан Тригг (Великобритания). Интерес к телесности как отходу от идентификации
- 10. Психоанализ как археология: что «погребено» в психике и телесности Дж. С. Рейнгольд. Страх катастрофической смерти (родовая
- 11. Стратегии совладания со страхом Исторические практики, отношение к телесности, отчуждение тела (кейсы: йога в Индии; даосизм
- 12. «Занимательная смерть» (кейс Д. Хапаевой) Танатопатия (особый интерес к насильственной смерти в индустрии развлечений): «Завороженность виртуальной
- 14. Трансчеловек (переход к постчеловеку, эволюционный «момент» развития) Популяризация термина ирано-американским футурологом Ферейдуном М. Эсфендиари (начиная с
- 15. «Возможность острова», 2005 (кейс М. Уэльбека) Разочаровавшись в современном обществе, где удалось добиться максимального успеха, но
- 16. Модель (человек без полового инстинкта и без дифференцированных потребностей) «…У меня не осталось сил бежать, и
- 17. Трансгуманизм Лат. trans—сквозь, через, за и homo—человек)—философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки
- 19. Скачать презентацию
Интеллектуальная мода и смена фокусов мировоззрения
Историческая перспектива (достаточно условная реконструкция):
космоцентризм античности
Интеллектуальная мода и смена фокусов мировоззрения
Историческая перспектива (достаточно условная реконструкция):
космоцентризм античности
теоцентризм Средних веков (настоящим бытием обладает лишь Бог, мир и человек самостоятельно не существуют, но подпитываются Им в соответствии со скрытым замыслом);
антропоцентризм модерна (человек активно познаёт, изменяет и контролирует среду при помощи научного и технического инструментария)
Современность:
отказ от антропоцентризма
=> попытка открытости любому вторжению, стирание границ между «своим» и «чужим». Новый интерес к вещному миру и телесности. Продолжение общей эмансипации западного общества: не только женщины, дети, маргиналы, но и нечеловеческое должно получить право голоса.
Как может звучать мир без человека?
В 2015 г немецкий художник Бартоломео
Как может звучать мир без человека?
В 2015 г немецкий художник Бартоломео
Для того чтобы слушать кленовую, ореховую, сосновую или любую другую музыку из недр деревьев, художник сконструировал специальное устройство. На обычный проигрыватель для виниловых пластинок он установил камеру. Она анализирует глубину, цвет, толщину каждого годового кольца дерева. Специальная компьютерная программа в это время подбирает ноты, которые соответствует тем или иным физическим характеристикам среза ствола.
Перевести с языка на язык, не изменяя (?)
«Техника — это теперь
Перевести с языка на язык, не изменяя (?)
«Техника — это теперь
Александр Пшера
Традиционное\современное
Глиптика Китая: увидеть гармонию, отсечь лишнее
Опыты нечеловеческого гостеприимства: мир без речи,
Традиционное\современное
Глиптика Китая: увидеть гармонию, отсечь лишнее
Опыты нечеловеческого гостеприимства: мир без речи,
Идея радикального гостеприимства
Ж. Деррида
«Скажем „да“ пришельцу, прежде всякого определения, всякого
Идея радикального гостеприимства
Ж. Деррида
«Скажем „да“ пришельцу, прежде всякого определения, всякого
Толерантность. «Монстер хай» («Все мы разные, и это прекрасно»), Губка Боб и пр.
Что такое «радикальное гостеприимство»?
«Деррида говорит, что есть традиционный, привычный закон гостеприимства:
Что такое «радикальное гостеприимство»?
«Деррида говорит, что есть традиционный, привычный закон гостеприимства:
Это колоссальный риск и в то же время колоссальная ответственность — потому что ты не знаешь, какие пробудятся силы, но ты должен быть этому открыт. Очень необычное предписание, и Деррида связывает его с абсолютной справедливостью. Не с тем, что мы знаем в качестве конвенций, норм и обязательств нашей повседневной жизни, но со всем, что является условием возникновения всех этих частных законов» (Елена Петровская)
Ж.-Ж. Руссо (XVIII в)\Т. Мортон (XXI в)
Миф о благородном дикаре (бродячий
Ж.-Ж. Руссо (XVIII в)\Т. Мортон (XXI в)
Миф о благородном дикаре (бродячий
Просвещение: «естественный человек» Руссо ("Бродя по лесам, не имея промышленности, речи, постоянного жилища, войн и общения, безо всякой потребности в себе подобных, равно как и безо всякого желания им вредить, может быть, даже не зная никого из людей в лицо, дикий человек, самодостаточный и подверженный немногим страстям, обладал только чувствами и знаниями, приспособленными к подобному состоянию. Если случайно делал какое-то открытие, он никому не мог о нем сообщить, поскольку не знал даже своих детей. Искусство или ремесло умирало вместе с изобретателем. Не существовало ни образования, ни прогресса; поколения сменяли друг друга безрезультатно: каждое последующее начинало жизнь с той же точки, что и предыдущее, века протекали все в той же первобытной грубости: род человеческий был уже стар, а сам человек по-прежнему оставался ребенком"). Тоска по «беззаботности» и спонтанности.
Современность (тёмная экология Т. Мортона): совершать насилие над собой, а не над природой.
Вместо «я мыслю» - «оно живёт»
Дилан Тригг (Великобритания). Интерес к телесности
Вместо «я мыслю» - «оно живёт»
Дилан Тригг (Великобритания). Интерес к телесности
Анализ фильмов ужасов и вообще ужасного.
Психоанализ как археология: что «погребено» в психике и телесности
Дж. С. Рейнгольд.
Психоанализ как археология: что «погребено» в психике и телесности
Дж. С. Рейнгольд.
Стратегии совладания со страхом
Исторические практики, отношение к телесности, отчуждение тела (кейсы:
Стратегии совладания со страхом
Исторические практики, отношение к телесности, отчуждение тела (кейсы:
Определённая инверсия: отказ от антропоцентризма как бы превращает человека в вуайериста, подглядывающего за своим телом. Назвать и изучить означает приручить.
Можно символически отказаться от тела, проективно «делая ставку» на нечеловеческих субъектов или изменяя его при помощи технологий.
«Занимательная смерть» (кейс Д. Хапаевой)
Танатопатия (особый интерес к насильственной смерти в
«Занимательная смерть» (кейс Д. Хапаевой)
Танатопатия (особый интерес к насильственной смерти в
Трансчеловек (переход к постчеловеку, эволюционный «момент» развития)
Популяризация термина ирано-американским футурологом
Ферейдуном
Трансчеловек (переход к постчеловеку, эволюционный «момент» развития)
Популяризация термина ирано-американским футурологом
Ферейдуном
Основные идеи:
самосовершенствование стиля жизни; использование современных достижений науки и техники для перехода к постчеловеческой форме существования: улучшение тела имплантами, бесполость, искусственное размножение и распределённая индивидуальность; трансчеловек — некто, активно готовящийся стать постчеловеком. Некто, достаточно информированный, чтобы увидеть в будущем радикально новые возможности, готовящийся к ним и использующий все существующие возможности для самоулучшения.
«Возможность острова», 2005 (кейс М. Уэльбека)
Разочаровавшись в современном обществе, где удалось
«Возможность острова», 2005 (кейс М. Уэльбека)
Разочаровавшись в современном обществе, где удалось
Это приводит к полной свободе и тотальному одиночеству (выражаемое добровольной изоляцией).
Модель (человек без полового инстинкта и без дифференцированных потребностей)
«…У меня не
Модель (человек без полового инстинкта и без дифференцированных потребностей)
«…У меня не
«Как и все неолюди, я не ведал скуки: моё отрешённое, зыбкое сознание питалось обрывками воспоминаний и бесцельными грёзами. Но во мне не было ни радости, ни даже истинного покоя; несчастье заложено уже в самом факте существования. Добровольно покинув цикл возрождений и смертей, я направлялся к простому небытию, к чистому отсутствию содержания. Лишь Грядущим удастся, быть может, достичь царства бесчисленных потенциалов».
Трансгуманизм
Лат. trans—сквозь, через, за и homo—человек)—философская концепция, а также международное движение,
Трансгуманизм
Лат. trans—сквозь, через, за и homo—человек)—философская концепция, а также международное движение,
Поддерживают техническое развитие, изучают возможности и последствия (опасности) применения технологии.
Стремятся расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения; радикально уменьшить страдания и увеличить уровень счастья человека и (по мнению ряда трансгуманистов) других животных; противостоять учениям и организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайроментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), религиозный фундаментализм, традиционализм и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма, противостоять государственным инициативам, ограничивающим передовые научные исследования и запрещающим использование отдельных новейших технологий (запреты на клонирование человека, психотропные препараты, эмбриональные стволовые клетки).