Философия

Содержание

Слайд 2

Ницше Фридрих Вильгельм (1844 – 1900 гг.) Немецкий философ. Родился в

Ницше Фридрих Вильгельм (1844 – 1900 гг.) Немецкий философ. Родился в

семье деревенского пастора. После окончания гимназии поступил в престижную профессиональную школу около Наумбурга — закрытое учебное заведение для детей из аристократических семей. Там он написал свое первое сочинение — «О музыке», которое сразу же позволило ему выдвинуться в число лучших учеников. Далее он продолжает образование в Боннском и Лейпцигском университетах. Уже его студенческие научные работы были настолько интересны по содержанию и глубине анализа, что обращали на себя внимание профессоров.
Слайд 3

После окончания университета ему предлагают должность профессора классической философии Базельского университета.

После окончания университета ему предлагают должность профессора классической философии Базельского университета.

Вскоре молодому ученому присудили степень доктора философии без предварительной защиты диссертации, на основании только журнальных статей. Еще в университете Ницше познакомился с крупнейшим немецким композитором Р. Вагнером. Музыка Вагнера производила на Ницше такое же ошеломляющее впечатление, как на Вагнера — сочинения Ницше. Хотя Ницше вошел в историю мировой культуры прежде всего как философ, сам он считал себя музыкантом. Даже о своих сочинениях Ницше как-то написал, что это «музыка, случайно записанная не нотами, а словами». Страсть к музыке возникла у него еще в раннем детстве и прошла через всю его жизнь.
Слайд 4

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он

начал испытывать сильные головные боли, тяжёлую бессонницу, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли и бессонница, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения.Последние девять лет Ницше уже не мог работать и провел в упорнейшей борьбе с болезнью. Умер в Веймаре.
Слайд 5

ФИЛОСОФИЯ Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли,

ФИЛОСОФИЯ

Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину

как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.
1. Афористичность философии Ницше
Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма следует отнести также к осознанному выбору философа, считая результатом развития его убеждений.
Слайд 6

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни» «Долгие и

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни» «Долгие

и великие страдания воспитывают в человеке тирана» «Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой» «В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою»
Слайд 7

2. Дионис и Аполлон Источник культуры Ницше рассматривал в сосуществовании двух

2. Дионис и Аполлон Источник культуры Ницше рассматривал в сосуществовании двух начал:

дионисийского и аполлонийского. Первое олицетворяет собой необузданную, роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной гармонии мира и единству всего со всем; второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров», позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению древнегреческой трагедии, на материале которой Ницше и разворачивает картину становления культуры. Наблюдая за развитием культуры Древней Греции, Ницше заострил внимание на фигуре Сократа. Тот утверждал возможность постижения и даже исправления жизни посредством диктатуры разума. Таким образом, Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический схематизм. Совершённый насильный перекос и является источником кризиса культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности, мифов.
Слайд 8

. 3. Смерть Бога. Нигилизм Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых

.

3. Смерть Бога. Нигилизм
Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных

философией Ницше, стала так называемая смерть Бога. Она знаменует утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, то есть нигилизм, проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из нездоровья самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру.
Смерть Бога проявляется в охватывающем людей ощущении бездомности, осиротелости, потери гаранта благости бытия. Старые ценности не удовлетворяют человека, так как он ощущает их безжизненность и не чувствует, чтобы они относились конкретно к нему. «Бог задохнулся в богословии, нравственность — в морали», — пишет Ницше, они стали чужды человеку. В результате возрастает нигилизм, который простирается от простого отрицания возможности хоть какой-либо осмысленности и хаотического блуждания в мире до последовательной переоценки всех ценностей с тем, чтобы вернуть их на службу жизни.
Слайд 9

. 4. Вечное возвращение Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает

.

4. Вечное возвращение
Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает вечное возвращение:

постоянство в вечности обретается через повторяющееся возвращение того же самого, а не через непреходящую неизменность. В таком рассмотрении на передний план выходит вопрос не о причине сущего, а о том, почему оно всегда возвращается таким, а не другим. Своеобразной отмычкой к этому вопросу служит представление о воле к власти: возвращается такое сущее, которое, сообразуя действительность с собой, создало предпосылки для возвращения.
Слайд 10

. 5. Сверхчеловек Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность

.

5. Сверхчеловек
Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования,

который вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом. Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему, последний человек представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях.
6. Воля к власти
Воля к власти есть организующий принцип всего живого и, шире, существующего. Переводимый также как воля к мощи, этот принцип утверждает творческий характер становления, в котором разрозненные факты бытия обретают единую меру существования. При этом, воля к власти не есть произвол или насилие над сущим, но только желание исполнить элементарный долг жизни — мочь.
Слайд 11

Мораль господ и мораль рабов ― одна из тем, которую затрагивал

Мораль господ и мораль рабов ― одна из тем, которую затрагивал

в своих работах немецкий философ Фридрих Ницше, в частности, в сочинении «К генеалогии морали» (1887). Ницше утверждает, что существует два основных вида морали: «мораль господ» и «мораль рабов». Люди рабской морали ценят доброту, смирение и сочувствие, в то время как мораль господина подразумевает наличие у него гордости, силы и благородства. Мораль господ даёт оценку действиям, основываясь на том, хорошими или плохими были последствия для того, кто их совершил. Рабская мораль, напротив, оценивает поступки согласно добрым или злым намерениям. Мораль господ и мораль рабов не принимают во внимание человеческие эмоции.