Философское постижение смысла истории

Содержание

Слайд 2

1. Ритмика исторического процесса. 2. Подходы к историческому развитию. 3. «Смысл

1. Ритмика исторического процесса. 2. Подходы к историческому развитию.
3. «Смысл истории». 4.

Понятие исторического прогресса
и регресса.
5. Будущее.
Слайд 3

1. История - жизнь отдельного человека и общества в целом.

1. История -

жизнь отдельного человека и общества в целом.

Слайд 4

Давно замечено, что исторические события происходят в определённом ритме и как

Давно замечено, что исторические события происходят в определённом ритме и как

будто повторяются.
Так родилась древняя идея, что «нет ничего нового под солнцем» и «всё возвращается на круги своя».
В древности люди воспринимали мир как завершённый Космос с его гармонией и цикличностью.
Везде они видели круговорот: будь то космос или жизнь человека.
Слайд 5

Античная философия (Платон, Гераклит) – это философия вечного возвращения, периодических мировых

Античная философия (Платон, Гераклит) – это философия вечного возвращения, периодических мировых

пожаров, душепереселения.
В христианской философии история движется от Сотворения мира через Страшный суд к царству Божьему. Но лишь в том случае, если человечество станет Богочеловечеством.
Слайд 6

В философии нового времени ход истории объявляется линейным. Благодаря разуму человек

В философии нового времени ход истории объявляется линейным.
Благодаря разуму человек движет

историю от менее совершенных форм к более совершенным.
В современную эпоху история воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, рассветы и закаты, распад и объединение, единство и многообразие.
Утверждается нелинейная концепция.
Слайд 7

Космизм Представители философского космизма: Н. А. Морозов, К. Э.Циолковский, В. И.

Космизм

Представители философского космизма:
Н. А. Морозов,
К. Э.Циолковский,
В. И.

Вернадский,
А. Л. Чижевский
связывали ритмику истории с действием космических факторов:
солнечной активности,
потоков космического излучения.
Слайд 8

Таким образом, история и философия только нащупывают основные закономерности ритмики исторического развития.

Таким образом, история и философия только нащупывают основные закономерности ритмики

исторического развития.
Слайд 9

2. Различные взгляды на историю История – хаотичный, случайный процесс, лишённый

2. Различные взгляды на историю
История – хаотичный, случайный процесс, лишённый логики,

закономерностей, направленности (иррационализм).
История – целенаправленный, закономерный процесс (большинство философских направлений)
Слайд 10

Подходы к историческому процессу: формационный, цивилизационный, культурологический, подход Ф. В. Гегеля, позитивистский.

Подходы к историческому процессу:

формационный,
цивилизационный,
культурологический,
подход Ф. В. Гегеля,
позитивистский.

Слайд 11

Подход Гегеля Критерий: осознание человеком самого себя, своей свободы. Рассматривал историю

Подход Гегеля

Критерий: осознание человеком самого себя, своей свободы.
Рассматривал историю как целенаправленный

и закономерный процесс освобождения человека.
Выделил в этом процессе три этапа:
- восточный: осознаёт себя и свободен только правитель, все остальные его рабы;
- античный: свободна лишь верхушка общества, все остальные служат ей и зависят от неё,
- германский: осознают себя и свободны все.
;
Слайд 12

Позитивистский подход Позитивисты (О. Конт) выделяли следующие стадии развития общества: -

Позитивистский подход

Позитивисты (О. Конт) выделяли следующие стадии развития общества:
- традиционную;

- доиндустриальную;
- индустриальную.
В несколько изменённом виде данный подход получил в наше время широкое распространение (добавлена постиндустриальная стадия).
Слайд 13

Культурологический подход О. Шпенглера (1880-1936) Центральное понятие данного подхода – культура

Культурологический подход О. Шпенглера (1880-1936)

Центральное понятие данного подхода – культура
Культура –

совокупность религий, традиций, материальной и духовной жизни.
Культура зарождается, живёт и умирает.
Цивилизация – высший уровень развития культуры, предшествующий её смерти.
Данный подход был особенно популярен в Европе в 1-й пол. XX века.
Слайд 14

Типы культур, выделенных Шпенглером: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.

Типы культур, выделенных Шпенглером:

индийская,
китайская,
вавилонская,
египетская,
античная,
арабская,
русская,
западноевропейская.

Слайд 15

Цивилизационный подход А. Тойнби (1889-1975) Цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых

Цивилизационный подход А. Тойнби (1889-1975)
Цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых духовными

традициями, сходным образом жизни. Географическими, историческими рамками.
История – нелинейный процесс.
Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом локальных цивилизаций.
Слайд 16

Основные цивилизации: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская.

Основные цивилизации:

шумерская,
вавилонская,
минойская,
эллинская,
китайская,
индусская,
исламская,
христианская.

Слайд 17

Локальные цивилизации: замыкающиеся в национальных рамках. В истории человечества, по мнению

Локальные цивилизации:

замыкающиеся в национальных рамках.
В истории человечества, по мнению Тойнби, около

30 локальных цивилизаций, заслуживающих внимания (американская, германская, русская)
Слайд 18

Движущие силы истории Вызов, брошенный цивилизации извне ( невыгодное географическое положение,

Движущие силы истории
Вызов, брошенный цивилизации извне ( невыгодное географическое положение, отставание

от других цивилизаций, военная агрессия);
Ответ цивилизации на вызов;
Деятельность талантливых, богоизбранных личностей.
Слайд 19

Внутренняя структура цивилизации Творческое меньшинство ведёт за собой массы, чтобы дать

Внутренняя структура цивилизации

Творческое меньшинство ведёт за собой массы, чтобы дать ответ

на брошенные вызовы.
Инертное большинство следует за элитой. Склонно «тушить»энергию меньшинства, поглощать её.
В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Слайд 20

Стадии развития цивилизаций Зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Стадии развития цивилизаций

Зарождение;
рост;
надлом;
дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Слайд 21

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) Ключевое понятие

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)

Ключевое понятие –

общественно-экономическая формация (совокупность производственных отношений, производительных сил, политического строя на определённом этапе исторического развития).
История рассматривается как закономерный процесс смены формаций.
Слайд 22

Достоинства: - глубокая разработка экономических механизмов развития, - систематизация исторического процесса.

Достоинства:
- глубокая разработка экономических механизмов развития,
- систематизация исторического процесса.
Недостатки:

- игнорирование культурных, национальных, спонтанных факторов,
- линейность,
- неполное подтверждение практикой.
Слайд 23

Движущей силой истории объявляются социальные движения (восстания рабов, крестьянские войны, революции).

Движущей силой истории объявляются социальные движения (восстания рабов, крестьянские войны, революции).
Формации:

- первобытно-общинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
- коммунистическая.
Слайд 24

3. «Смысл истории»

3. «Смысл истории»

Слайд 25

В религиозной интерпретации общества и истории смысл задан свыше и непостижим

В религиозной интерпретации общества и истории смысл задан свыше и

непостижим в полной мере человеком.
В материалистических концепциях «смысл истории» это, что обеспечивает цельность мировой истории (т. е. связывает её воедино).
Слайд 26

В материализме при рассмотрении данной проблемы возможны два подхода: - в

В материализме при рассмотрении данной проблемы возможны два подхода:
- в

любом обществе на любом витке истории люди производят вещи, продолжают свой род и создают те или иные духовные ценности;
- поиск реальных связей и взаимодействий, объединяющих историю каждого народа и человека в некое целостное образование (национальная идея).
Слайд 27

Философия истории стремится постичь сущность происходящих событий в сопоставлении с событиями

Философия истории стремится постичь сущность происходящих событий в сопоставлении с событиями

прошлого и на этой основе спрогнозировать будущее.
Слайд 28

В трактовке проблемы «смысла истории» возможны следующие подходы: Смысл истории заключается

В трактовке проблемы «смысла истории» возможны следующие подходы:

Смысл истории заключается в

прогрессе общества (материалисты);
что важно для отдельного человека, пусть будет смыслом и для общества (экзистенциалисты);
Отрицание понятий «смысл жизни», «смысл истории». Жизнь прекрасна и богата сама по себе и в то же время трагична, независимо от того , осознаётся ли человеком её смысл (Гераклит, Платон, Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби, Сорокин);
Слайд 29

благоговение перед жизнью независимо от её содержания и смысла (гуманизм, А.

благоговение перед жизнью независимо от её содержания и смысла (гуманизм, А.

Швейцер);
без свободы и творческого самовыражения жизнь человека превращается в бессмысленное существование (Н. А. Бердяев).
Слайд 30

4. Исторический прогресс и регресс Философы 18-19 вв. утверждали, что прогресс

4. Исторический прогресс и регресс

Философы 18-19 вв. утверждали, что прогресс заключён

в росте науки и разума, что способствует улучшению нравов (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон, Г. Спенсер).
Ф. В. Гегель считал, что прогресс – саморазвитие мирового духа и оправдание Бога за существование зла в мире.
Слайд 31

Марксизм Прогресс прежде всего заключается в развитии производительных сил общества и

Марксизм
Прогресс прежде всего заключается в развитии производительных сил общества и уничтожении

эксплуатации.
Конечная цель прогресса – эволюция человека в гармонично развитую личность.
Слайд 32

Философы 19-20 вв. Ф. Ницше, С. Л. Франк, А. Камю провозглашали

Философы 19-20 вв. Ф. Ницше, С. Л. Франк, А. Камю провозглашали

ложность самой идеи прогресса, считали, что следует говорить скорее о регрессе.
В мире происходит торжество зла и несправедливости, разобщение людей, подчинение их внешней силе, нравственный упадок.
Слайд 33

С появлением глобальных проблем, нарастанием нестабильности в мире критерии общественного прогресса

С появлением глобальных проблем, нарастанием нестабильности в мире критерии общественного прогресса

меняются.
Прогресс науки, техники, производства не ведёт к прогрессу самого человека.
«Всё великое гибнет, всё незначительное продолжает жить» (К. Ясперс).
Слайд 34

В настоящее время понятие прогресса общества и истории всё чаще связывают

В настоящее время понятие прогресса общества и истории всё чаще связывают

с такими критериями как:
- средняя продолжительность жизни,
- уровень материнской и детской смертности,
- показатели физического и душевного спокойствия,
- чувство удовлетворённости жизнью.
Слайд 35

Резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе,

Резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе,

за движение истории в желаемом направлении.
Слайд 36

5. Будущее

5. Будущее

Слайд 37

Прогностическая функция философии – одна из ключевых функций философии, смысл и

Прогностическая функция философии – одна из ключевых функций философии, смысл и

назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.
Слайд 38

В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологический: предвидение возможно

В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты:

онтологический: предвидение возможно из

самой сущности бытия, его объективных законов;
гносеологический: возможности познания безграничны;
логический: законы логики остаются неизбежными и в настоящем, и в будущем;
Слайд 39

нейрофизиологический: наличие у сознания возможности опережать отражение действительности; социальный: человечество стремится

нейрофизиологический: наличие у сознания возможности опережать отражение действительности;
социальный: человечество стремится исходя

из собственного опыта развития моделировать будущее.
Слайд 40

Футурология особое направление философии, которое изучает будущее. Возникло в 40-е гг.

Футурология

особое направление философии, которое изучает будущее.
Возникло в 40-е гг. XX века.
Основателем

считается Фленхайм (Г. Парсонс, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназаров).