Греческая философия архаического периода

Слайд 2

План лекции Введение Ионийская натурфилософская школа Гераклит Элейская философская школа Литература

План лекции

Введение
Ионийская натурфилософская школа
Гераклит
Элейская философская школа
Литература

Слайд 3

Ионийская натурфилософская школа Основные характерные черты: 1) Поиск первоначала мира; 2)

Ионийская натурфилософская школа

Основные характерные черты:
1) Поиск первоначала мира;
2) Физический мир

существует, он первоначален и познаваем;
3) Мир подвижен и текуч, представляет процесс перехода из одного состояния в другое.
Слайд 4

Представители Ионийской натурфилософии Фалес (ок. 625 – ок. 550 до н.

Представители Ионийской натурфилософии

Фалес (ок. 625 – ок. 550 до н.

э.). Считал, что все происходит из воды и в нее разрешается.
Анаксимандр (610 – прибл. 540 до н.э.). Вводит для характеристики первоначала(архэ) понятие апейрон (бесконечное), которое породило мир. В апейроне нераздельно и неслиянно сосуществуют часть и целое, конечное и бесконечное, вечное и временное, день и ночь, – все противоположные качества, характеристики и вещи действительности. Мир развивается циклично.
Анаксимен (600- 525 до н.э.) Первоначальной стихией, из которой произошел мир, считал воздух. Сущностные различия вещей видел в мере разреженности и плотности воздуха. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, облаком, затем водой, землей и т. д. Движение считал вечным и полагал его причиной изменений.
Слайд 5

Элейская философская школа Постулаты: Мир един, вечен, неподвижен и неделим. Познание

Элейская философская школа

Постулаты:
Мир един, вечен, неподвижен и неделим.
Познание мира осуществляется

только с помощью разума, так как чувства относительны и обманчивы.
Отсюда материальный мир, подверженный изменению, – не более чем иллюзия.
Слайд 6

Представители Ксенофан (ок. 570 – 475 до н. э.): мир неподвижен,

Представители

Ксенофан (ок. 570 – 475 до н. э.): мир неподвижен, неделим,

един и представляет собой шарообразного бога.
Парменид (ок. 540 – 470 до н. э.): ввел понятие бытие для характеристики неподвижности, единства и вечности мира. Истинное познание основано на разуме (целое, бесконечное), чувства вводят лишь в заблуждение (единичные вещи).
Зенон (ок. 490 – 430 до н. э.): с помощью апорий пытался отстаивать основные постулаты школы.
Слайд 7

Апория Ахиллес и черепаха Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху,

Апория Ахиллес и черепаха

Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если

в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.