Философия эпохи Средневековья. Лекция №3

Содержание

Слайд 2

Философия эпохи Средневековья Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья. Философские направления Средневековья.

Философия эпохи Средневековья

Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья.
Философские направления Средневековья.

Слайд 3

Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья

Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья

Слайд 4

Античность – политеизм – существование многих богов. Иудаизм, христианство, мусульманство: в

Античность – политеизм – существование многих богов.
Иудаизм, христианство, мусульманство:
в

основе – единобожие (или монотеизм).
Усиление роли субъекта.
Слайд 5

Особенности философского мировоззрения эпохи Средневековья Теоцентризм Креационизм Провиденциализм

Особенности философского мировоззрения эпохи Средневековья

Теоцентризм
Креационизм
Провиденциализм

Слайд 6

Теоцентризм – конкретно-исторический тип мировоззрения, характерный для средневековой философии.

Теоцентризм – конкретно-исторический тип мировоззрения, характерный для средневековой философии.

Слайд 7

Средневековая Фс ориентирована на религию. Бог - это абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник жизни и блага.

Средневековая Фс ориентирована на религию.
Бог - это абсолютное, совершенное, наивысшее бытие,

источник жизни и блага.
Слайд 8

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог –

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.
Бог – абсолютное

начало,
Остальной мир – его творение.
Единственный способ познания сверхъестественного – вера.
Слайд 9

Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения

Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения

человека.
Концепция линейного времени.
Понятие прогресса.
Слайд 10

2. Философские направления Средневековья. Патристика Схоластика Апологетика Классическая Догматика Ранняя Зрелая Поздняя

2. Философские направления Средневековья.
Патристика
Схоластика
Апологетика
Классическая
Догматика
Ранняя
Зрелая
Поздняя

Слайд 11

Патристика ( от греч. patér, лат. pater — отец) – учение

Патристика ( от греч. patér, лат. pater — отец) – учение

«отцов церкви»

Совокупность философских и теологических доктрин христианства I – VIII вв. н.э.
Представители:
Тертуллиан (II-III вв. н.э.);
Августин Аврелий (IV-V вв. н.э.); ;
Григорий Нисский;
Ансельм Кентерберрийский.
Соборы:
Никейский (325 г.) (двуединая природа И. Христа)‏
Халкидонский (451 г.) (Триединство Бога)‏

Слайд 12

Августин Аврелий (354-430 гг.)‏ Основные труды: «Исповедь», «О граде Божьем» «О

Августин Аврелий (354-430 гг.)‏

Основные труды: «Исповедь», «О граде Божьем»
«О

граде Божием» - «первая мировая история».
Человеческая история - есть борьба двух враждебных царств  - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei).
Царство Божие Августин отождествляет с римской церковью.
Основной тезис:
«Верую, чтобы понимать!»
Слайд 13

Учение Августина Блаженного: Бенедетто Бонфильи. Св. Августин и Св. Себастьян, XV

Учение Августина Блаженного:

Бенедетто Бонфильи.
Св. Августин и Св. Себастьян, XV в. 

При

сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.
Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок.
Слайд 14

Учение Августина Блаженного Человек - это душа, которую вдохнул в него

Учение Августина Блаженного

Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело

(плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют.
Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив, грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, а человек становится несвободным.
Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.
Слайд 15

Характерные черты средневековой философии: На первое место средневековые философы ставили нравственность.

Характерные черты средневековой философии:

На первое место средневековые философы ставили нравственность.
Мир представлен

в виде иерархии на вершине которой Бог.
Вершина общества человеческого – двойная: император и папа.
Природа стоит ниже человека.
Слайд 16

Теодицея – оправдание Бога С. Ботичелли. Св. Августин В мире творится

Теодицея – оправдание Бога


С. Ботичелли. Св. Августин

В мире творится зло.

Почему Бог допускает зло?
Все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте. Поэтому в природе, в людях, в обществе заключено добро.
Зло - не сила, которая существует сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру.
Видимое несовершенство является частью мировой гармонии.
Мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.
Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.


Слайд 17

Схоластика – (от греч . scholastikos - школьный, ученый) - совокупность

Схоластика – (от греч . scholastikos - школьный, ученый) - совокупность

философских учений, в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Схоластика – синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Основные
направления:
Реализм
Фома Аквинский;
Дунс Скотт
Номинализм
Иоанн Росцелин;
Уильям Оккам;
Иоанн Буридан.

Слайд 18

Основные проблемы схоластики: Проблема веры и разума; способы познания Спор об

Основные проблемы схоластики:

Проблема веры и разума;
способы познания
Спор об универсалиях:
Как всеобщее

существует в частном?
Слайд 19

Проблема универсалий роды и виды существуют ли в реальности или же

Проблема универсалий

роды и виды существуют ли в реальности или же только

в мысли?
если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны?
и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?
Слайд 20

Номинализм: философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не

Номинализм: философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не

являются собственными именами, то есть именами отдельных единичных «сущностей» - реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо общего имени «человек» - собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и т.д.)
Реальны только единичные вещи.

Реализм: приписывает действительность общим идеям.
Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом (Платон).
Откуда люди знают о Боге, если в единичных вещах он не дан?
Реальны только общие понятия.

Слайд 21

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)‏ Основное произведение: «Сумма теологий» Объединяет

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)‏

Основное произведение: «Сумма теологий»
Объединяет христианское вероучение

с философией Аристотеля;
Проблема веры и разума;
Пять доказательств бытия Бога.
Основной тезис: «Понимаю, чтобы верить!»
Слайд 22

Петр (Пьер)Абеляр (1079-1142 гг.) Жан Виньо «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра

Петр (Пьер)Абеляр (1079-1142 гг.)

Жан Виньо
«Каноник Фульбер застает врасплох
Абеляра и

Элоизу»

Представитель концептуализма – философского учения, согласно которому познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование.
Вера, по Абеляру, основывается на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самостоятельной проверки, недостойна свободной личности.
Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание.
Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Т.о. любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.

Слайд 23

Иоанн Дунс Скот (1265-1308 гг.) Индетерминист - признавал первенство воли над

Иоанн Дунс Скот (1265-1308 гг.)

Индетерминист - признавал первенство воли над умом

как у человека, так и у Бога; придавал громадное значение индивидуальности, индивидуальной свободе (в отличие от Ф. Аквината).
С точки зрения Д. Скота, всё действительное познается только эмпирически, через своё действие.
Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, и наше познание со стороны реальности своего содержания зависит от предмета, а не от субъекта.
Преподавал богословие в Оксфорде и Париже.
Собрание сочинений Скота включает 12 томов.
Слайд 24

Уильям Оккам (1285-1349 гг.) Сторонник номинализма. Существует только индивидуальное, а универсалии

Уильям Оккам (1285-1349 гг.)

Сторонник номинализма.
Существует только индивидуальное, а универсалии существуют только

благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме.
Существенный вклад сделал в теорию познания. Один из величайших логиков всех времен.
Был убежден в рациональности мира и наличии изначальной гармонии слова и бытия.
Бритва Оккама - принцип, лаконично сформулированный, как: «Не должно множить сущее без необходимости» или более современным языком: «Не следует умножать сущности сверх необходимого».