Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания

Содержание

Слайд 2

1.ЧЕЛОВЕК - СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК - это разумное существо, которое способно

1.ЧЕЛОВЕК - СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

ЧЕЛОВЕК - это разумное существо, которое способно познавать мир

и самого себя с помощью своего организма и сознания (САМОСОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ и ЯЗЫК).
ЧЕЛОВЕК - это СУБЪЕКТ идеального и материального действия.
ЧЕЛОВЕК- это мыслящая, познавательная СИСТЕМА (идеальное действие).
В процессе познания участвует весь организм, а не только мозг, который является только отдельным элементом (процессором) мыслительной системы.
Слайд 3

Самосознание - это исходная точка для сравнений и мера материальных и

Самосознание - это исходная точка для сравнений и мера материальных и духовных

потребностей человека. Это ощущение, восприятие и понимание себя как "Я" в противоположность "Не-Я", т. е. в противоположность всей окружающей действительности. "Я" дальше не делится, а "Не-Я" делится на множество различных форм. "Не-Я" познается через "Я". Ребенку дают имя в первую очередь для того, чтобы он смог ощутить, почувствовать, понять и воспринимать себя как "Я", а не только для того, чтобы отличать его от других детей. Сознание не передается по наследству генетически, а вырабатывается у ребенка только под влиянием родителей и других людей через общение. Сознанием обладает только человек.
Мышление - это способность человека мыслить на основе логики, которая обеспечивается анатомией, физиологией, психикой человека и двумя другими элементами его сознания (самосознанием и языком).
Язык - это один из трех элементов сознания, связь между человеком и природой, средство познания себя и мира, инструмент мышления, средство общения. Человек может познавать окружающую действительность только с помощью языка. Язык состоит из лексики, грамматики и других элементов. ЛЕКСИКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПОНЯТИЙ, среди которых основными являются понятия о реально существовавших и существующих материальных формах, т.е. о предметах природы, которые являются частицами Вселенной и образуют все ее пространство (существительные).
Слайд 4

2. ЗНАНИЯ Все знания созданы человеком. ВСЕ ЗНАНИЯ ПОЛУЧАЮТСЯ ПУТЕМ СРАВНЕНИЯ.

2. ЗНАНИЯ

Все знания созданы человеком. ВСЕ ЗНАНИЯ ПОЛУЧАЮТСЯ ПУТЕМ СРАВНЕНИЯ. Для сравнения необходимо

иметь три элемента: субъект действия (кто сравнивает), объект действия (что сравнивается) и критерий (с чем сравнивается). Субъект ("Я") находится с одной стороны, а объект ("Не-Я") - с противоположной. Сравнение может осуществляться только субъектом, который должен иметь органы чувств, органы мышления и сознание, поэтому субъектом может быть только человек и, соответственно, только человек может быть создателем всех понятий.
Для познания используются различные методы. В философии используется диалектический метод познания, который заключается в том, что явление (вещь) рассматривается как ЕДИНСТВО ДВУХ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ 
Знания можно разделить на ПЕРВИЧНЫЕ и ВТОРИЧНЫЕ.
ПЕРВИЧНЫЕ ЗНАНИЯ (аксиома, истина) получают с помощью органов чувств.
ВТОРИЧНЫЕ ЗНАНИЯ (не аксиомы) выводятся с помощью логического мышления -индукции (синтеза) и дедукции (анализа).
Индукция - вывод общего (материнской формы) из частного (из содержания, из дочерних форм).
Дедукция - вывод частного (дочерней формы) из общего (материнской формы).
Слайд 5

3. ЯЗЫК КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ПОЗНАНИЯ Сознание (мышление), познание

3. ЯЗЫК КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ПОЗНАНИЯ

Сознание (мышление), познание окружающего

мира и себя НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ЯЗЫКА.
Язык - это один из трех элементов сознания, связь между человеком и природой, средство познания себя и мира, инструмент мышления, средство общения. Человек может познавать окружающую действительность только с помощью языка. Язык состоит из лексики, грамматики и других элементов. ЛЕКСИКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПОНЯТИЙ, среди которых основными являются понятия о реально существовавших и существующих материальных формах, т.е. о предметах природы, которые являются частицами Вселенной и образуют все ее пространство.
Знания имеют различные уровни:
понятия языка (ОСНОВА ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ)
суждения
умозаключения
законы
теории
науки
Слайд 6

3. ФИЛОСОФСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Философия имеет свою классификацию всего существующего в этом

3. ФИЛОСОФСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Философия имеет свою классификацию всего существующего в этом мире

с помощью категорий и на основе четырех противоположностей (существующее - несуществующее, живое - неживое, жизнь разумная - неразумная, человеческое общество), т. е. полюсов для сравнения "+"и "-":
ВСЕЛЕННАЯ
ЖИЗНЬ
ЧЕЛОВЕК
ОБЩЕСТВО
Вышеуказанные явления являются предметом ФИЛОСОФИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
Философские категории - это наиболее общие понятия, действительные для всех наук.
Понятия - это общественные формы знаний, которые каждый человек заполняет индивидуальным содержанием с помощью своих индивидуальных органов чувств.
Слайд 7

АБСОЛЮТНЫЕ ФОРМЫ - это наиболее общие понятия для ЧЕТЫРЕХ наиболее значимых

АБСОЛЮТНЫЕ ФОРМЫ - это наиболее общие понятия для ЧЕТЫРЕХ наиболее значимых

ЯВЛЕНИЙ нашего мира (Вселенная, жизнь, человек, общество), философские категории, которые включают в себя все остальные понятия данного явления, и которые могут существовать только в единственном числе. Существование одной абсолютной формы (Вселенная, жизнь, человек, общество) исключает одновременное существование других абсолютных форм.
1. ВСЕЛЕННАЯ - это абсолютная форма для всего существующего, т. е. для всего своего содержания. Все содержание Вселенной связано связью "существования". Все, что существует, находится в пределах нашей Вселенной. За ее пределами ничего не существует. Других Вселенных нет, и не может быть.
2. ЖИЗНЬ - это абсолютная форма для всего живого (для всех форм жизни), т. е. для своего содержания, для всех дочерних форм.
3. ЧЕЛОВЕК - эта также абсолютная форма для всех существовавших и существующих людей. Все люди связаны одной генетикой и одним разумом. Других разумов нет и не может быть. Линия человека едина от начала (5 - 7 млн. лет) до настоящего момента.
Слайд 8

4. "ЖИЗНЬ" КАК ФИЛОСОФСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ "ЖИЗНЬ" имеет два смысла -

4. "ЖИЗНЬ" КАК ФИЛОСОФСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ "ЖИЗНЬ" имеет два смысла - биологический

и философский. В философском смысле понятие "ЖИЗНЬ" - это противоположность понятия "НЕ-ЖИЗНЬ". Оба эта понятия составляют содержание абсолютной формы по существованию "Вселенная". Вместе они составляют единство "Вселенная" (диалектика). Вселенная состоит из двух видов материальных форм "живое" и "неживое". Другого содержания у Вселенной нет и не может быть.
Выражение "ЖИЗНЬ - ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ФОРМА ДЛЯ ВСЕГО ЖИВОГО" имеет очень глубокий философский смысл, который трудно понять без понимания, что такое "сознание" и, что такое "язык как элемент сознания".
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ - ЭТО УНИКАЛЬНОЕ (НЕПОВТОРИМОЕ) СОБЫТИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ НЕЖИВОГО В ЖИВОЕ В УНИКАЛЬНЫХ (НЕПОВТОРИМЫХ) УСЛОВИЯХ.
Слайд 9

5.Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания Сенсуализм - направление

5.Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания

Сенсуализм - направление в теории

познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма. Видными представителями материалистического сенсуализма были Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представителями сенсуализма были Ламетри, Гельвеции, Дидро, Фейербах.
Слайд 10

Джон Локк-представитель сенсуализма

Джон Локк-представитель
сенсуализма

Слайд 11

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм

противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка бесконечной причинной цели, пронизывающей весь мир. Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, «что всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...» Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм, но и форм созерцания пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет силу лишь ценой позиции агностицизма: он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах. 
Слайд 12

Рене Декарт-представитель классического рационализма

Рене Декарт-представитель
классического рационализма

Слайд 13

Агностицизм. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм который полагал, что все

Агностицизм. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм который полагал, что все познание

имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. В современной немарксистской философии выдвигаются различные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность и геоцентричность условий познания. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира. А в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализм, прагматизма и др.
Слайд 14

Методы и формы научного познания. Различают два уровня научного познания: эмперический

Методы и формы научного познания. 
Различают два уровня научного познания: эмперический и теоретический. «Это

различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов». Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, фор­мализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но и в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса, т.о. теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
Слайд 15

Эксперимент — более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением.

 Эксперимент — более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением.

Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.
Метод гипотезы. В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.
Анализ и синтез. Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п. Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона. Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.