Немецкая классическая философия (конец 18 – начало 19 века)

Содержание

Слайд 2

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? ------------------------------------- Что

есть человек?
Слайд 3

Критическая философия Канта Прежде чем что-либо утверждать о внешнем мире, нужно

Критическая философия Канта

Прежде чем что-либо утверждать о внешнем мире, нужно начинать

с исследовании самого нашего сознания;
В первую очередь нужно установить границы, которые может достичь своим разумом человек.
В философии Канта акцент смещается с объективного мира (объект) на познающего этот мир (субъект).
* Философия Канта – субъективный идеализм
Слайд 4

Идеи Канта Универсальные Познавательные способности человека как источник общезначимости познания чувственность

Идеи Канта

Универсальные Познавательные способности человека как источник общезначимости познания
чувственность (пространство и

время это не формы вещей, а формы нашей чувственности)
+
рассудок (категории)
(единство, множество, отрицание, причина и т.п – не вытекают из опыта, а организуют опыт)
----------------------
Синтез данных в сознании, в нашем «Я»
Слайд 5

Идеи Канта Учение о «вещах в себе» и «вещах для нас»

Идеи Канта

Учение о «вещах в себе»
и «вещах для нас»
То, что

человек получает из опыта,
принадлежит не внешнему миру,
природе и т.п, а только его
познавательному «аппарату»,
Который сам и формирует наблюдаемые
явления. При этом человек полагает,
что имеет образ внешних его сознанию
предметов, процессов.
Это заблуждение Кант и критикует.
«вещи для нас» результат
взаимодействия «вещей в себе»,
о природе которых нам не дано судить,
и познавательного аппарата человека
с присущими ему «встроенными»
функциями.
Слайд 6

Идеи Канта Категорический императив («золотое правило морали» от Канта): Поступай всегда

Идеи Канта

Категорический императив
(«золотое правило морали» от Канта):
Поступай всегда так, чтобы

максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству.
Слайд 7

Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ Истина рождается ересью, а умирает предрассудком.. История учит лишь

Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ

Истина рождается ересью, а умирает предрассудком..
История учит лишь тому, что

она никогда ничему не научила народы.
Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому что лакей — только лакей.
Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно.
Философия Гегеля –
абсолютный идеализм
Слайд 8

Если Кант обратил свою философскую критику на строение и работу познавательного


Если Кант обратил свою философскую критику на строение и работу

познавательного аппарата познающего субъекта, то Гегель заинтересовался той духовно-культурной (идеальной) средой, в которой формируется познающий субъект. Именно она (среда) по мнению Гегеля задает способ мышления познающего индивида.
Слайд 9

Слайд 10

Абсолютная идея развертывает свою логику в природе (т.е. пространственно) логика здесь

Абсолютная идея развертывает свою логику в природе
(т.е. пространственно)
логика здесь =

законы природы
Три ступени развития идеи в природе: механизм-химизм-организм (от простого к сложному)
Дух (будущее цивилизации и культуры) в природе только «дремлет»
Но в природе Идея (собственно как идея) находится «в другом», т.е. как бы отчуждена от своей идеальности
Слайд 11

Идея становится духом посредством человека и его истории До-и – вне

Идея становится духом посредством человека и его истории

До-и – вне человека

только законы природы, (необходимость).
С появлением человека, способного сознавать и мыслить открывается новый, дополнительный уровень реальности – идеальный.
Т.е. закономерность (идея в природе) не просто есть, она еще и мыслится кем-то и как-то.
Идея саморазвивается в человеке и его деятельности, с ним обретает знание себя (самосознание) и становится духом, духовной культурой
В свою очередь, человек – дух в миниатюре. Духовное развитие индивида повторяет стадии развитии мирового духа (духовной культуры)
Слайд 12

Уровни духовной системы по Гегелю (приключения духа):

Уровни духовной системы по Гегелю
(приключения духа):

Слайд 13

Субъективный дух = дух в сфере индивидуального сознания Ступени развития субъективного

Субъективный дух = дух в сфере индивидуального сознания
Ступени развития субъективного

духа: 1)антропология=душа как чувствующая основа тела, 2)феноменология= душа как сознание, 3) самосознание и разум, психология- способности разума)
Всякая личность должна включиться в общественную
жизнь.
Здесь дух разворачивается уже на объективном уровне
Объективный дух=дух в сфере общества
Вся общественная (экономическая, политическая, юридическая)
жизнь также является порождением духа
Ступени развития объективного духа:
(1)правовые отношения,
2)мораль как то что обосновывает право,
порождение сознательной волей людей
3)нравственность
(как общая воля индивидов- семья, гражданское общество, государство)
Абсолютный дух = дух в чистом виде,
т.е. дух как знание (себя самого)
Ступени абсолютного духа : искусство, религия, философия
Слайд 14

Слайд 15

Тождество мышления и бытия – главная идея Гегеля Человек «думает идею» Идея «мыслит человека»

Тождество мышления и бытия – главная идея Гегеля
Человек «думает идею»
Идея «мыслит

человека»
Слайд 16

Духовно-культурная история человечества трактуется Гегелем как саморазвитие «абсолютного духа». Различные эпохи


Духовно-культурная история человечества трактуется Гегелем как саморазвитие «абсолютного духа».
Различные эпохи

в истории представляют собой закономерно сменяющие друг друга ступени развития духа (мирового разума)

Такие духовные эпохи как иудаизм, античная религия, христианство и т.п. являются закономерно сменяющими друг друга ступенями развития духа.