Содержание
- 2. План занятий Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 3. Обоснование рационализма Р. Декарта 4.
- 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ это совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV- XVII вв.,
- 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ − совершенствование орудий труда и производительных отношений; − кризис феодализма; −
- 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ − появлене первых парламентов; − кризис Церкви и схоластической философии; −
- 6. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (V-VI вв.)
- 7. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры
- 8. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и
- 9. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и
- 10. Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575) Служба в английском
- 11. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Л.-Ф. Рубийяк Бюст Фрэнсиса Бэкона (1751, Кембридж, Тринити-колледж) Опыты, или наставления нравственные и
- 12. Учение о «призраках» («идолах») разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей Идолы площади Идолы
- 13. Учение об «идолах» разума Идолы рода Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени
- 14. Учение об «идолах» разума Идолы рода Типичные примеры идолов рода: Стремление уподоблять природу человеку (как проявление
- 15. Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо
- 16. Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Типичные примеры идолов пещеры: − Люди в большинстве своём склонны
- 17. Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Типичные примеры идолов пещеры: − Одни умы склонны к почитанию
- 18. Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Существуют ещё идолы, которые происходят как бы в силу
- 19. Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Основные разновидности идолов площади: − Поверхностный и искусственный характер
- 20. Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Основные разновидности идолов площади: − Возможность изобретения и употребления
- 21. Учение об «идолах» разума Идолы театра Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных
- 22. Природа научного познания Опыт как источник знания Дедукция (лат., deductio, выведение) – процесс логического вывода, т.е.
- 23. Природа научного познания Опыт как источник знания Универсальная теория («наиболее общие аксиомы») Теория среднего уровня («средние
- 24. Природа научного познания Опыт как источник знания ... ибо тонкость природы во много раз превосходит тонкость
- 25. Природа научного познания Опыт как источник знания Универсальная теория («наиболее общие аксиомы») Теория среднего уровня («средние
- 26. Природа научного познания Опыт и эксперимент Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он
- 27. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Сначала нужно для каждой данной природы представить разуму все известные
- 28. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: Солнечные лучи, особенно летом и
- 29. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 7. Раскалённые тела. 8. Естественные
- 30. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 12. Запертый и подземный воздух
- 31. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 16. Всякое подверженное сильному трению
- 32. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 18. Негашёная известь, смоченная водой.
- 33. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 21. Конский навоз и вообще
- 34. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 25. Ароматические и теплотворные травы,
- 35. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: 26. Сильный и острый холод
- 36. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Уже в аристотелевской логике прочно увязывались: общее, существенное, необходимое. На
- 37. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Существенное Необходимое значит значит Общее
- 38. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия Не-общее Не-необходимое значит значит Не-существенное Исключите не-общее (= не-необходимое =
- 39. Индуктивная логика Таблицы сущности и присутствия S R Q P O N M L K J
- 40. Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Ф. Бэкон. «Новый Органон». Во-вторых, должно представить разуму
- 41. Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Не обнаруживается, чтобы кометы (если и их причислять
- 42. Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем … так называемый блуждающий огонь, который иногда налетает
- 43. Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем … нет ни одной осязаемой жидкости, которая была
- 44. Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем N M L K Z I H G
- 45. Тогда после отбрасывания и исключения, сделанного должным образом (когда все легковесные мнения обратятся в дым), на
- 46. Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт) Учится к колеже Ла Флеш (1606-1615) Годы
- 47. Рене Декарт (1596-1650) Рене Декарт (копия утраченного портрета работы Ф. Хальса) Мир, или Трактат о свете
- 48. Рене Декарт Дуалистический рационализм Гносеология Декарта Радикальное сомнение «Я мыслю, следовательно, существую» Идея Бога Естественный свет
- 49. Мне необходимо до основания разрушить эту постройку, если я хочу установить в науках что-то прочное и
- 50. Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина.
- 51. Одна из моих наиболее ясных идей есть идея Бога – идея бесконечной, независимой, в высшей степени
- 52. И даже идеи ясные и отчётливые не могли разве быть вложены в меня каким-нибудь могущественным, но
- 53. 1) Принимать за истинное только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что не
- 54. Гносеология Декарта Метод достижения истины 7 7 1 х = 3 2 7 4 1 7
- 55. Онтология Декарта Дуализм духа и материи Всё сущее Вещи мыслящие (res cogitans) Вещи протяжённые (res extensa)
- 56. Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод греч. ύπόστασις) – то,
- 57. Дуализм духа и материи Пустое пространство и психика животных Отождествление телесности с протяжённостью ведёт к отрицанию
- 58. Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций Дух Материя Мыслит Не мыслит Протяжённа Непротяжён Неделим Делима
- 59. Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи» y = x2 1 Бог вложил в человеческую душу идею материальной
- 60. Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа» Лев! Бежим! Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железа преобразует чувственные (физические)
- 61. Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Арнольд Гейлинкс (1624-1669) Пример двух часов 3 Материальные и духовные процессы
- 62. Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Николя Мальбранш (1638-1715) Видение всех вещей в Боге 3
- 63. Проблема взаимодействия субстанций Картезианский окказионализм Окказионализм (лат. occasio, случай, повод) – философская концепция, отрицающая возможность взаимодействия
- 64. Род. 24 ноября 1632 г. в Амстердаме «Великое отлучение» (1656) Ум. 21 февраля 1677 г. в
- 65. Бенедикт Спиноза (1632-1677) Бенедикт Спиноза Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом (1663) Богословско-политический трактат (1670) Этика
- 66. Спиноза Монистический рационализм Онтология Спинозы Критика дуализма Единственность субстанции Множественность атрибутов субстанции Пантеизм Природа творящая Природа
- 67. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность. Бог, или
- 68. Онтология Спинозы Критика дуализма Отсюда самым ясным образом следует, 1) что Бог един, т.е. что в
- 69. Из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами. Бог действует единственно по
- 70. Онтология Спинозы Пантеизм: природа творящая и сотворённая Под природой порождающей нам должно понимать то, что существует
- 71. Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена таким образом Богом, а сама себя определить не
- 72. Онтология Спинозы Детерминизм Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы
- 73. Гносеология Спинозы Три рода познания Познание Рассудок Мнение или воображение Познание через беспорядочный опыт Познание из
- 74. Гносеология Спинозы Три рода познания Познание первого рода [мнение или воображение] есть единственная причина ложности, познание
- 75. Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. [Интеллектуальная] любовь к Богу
- 76. Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе
- 77. Джон Локк (1632-1704) Джон Локк Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690) Основные
- 78. Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не
- 79. Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не
- 80. Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества
- 81. Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются из
- 82. Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь
- 83. Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Сложные идеи Субстанции Модусы Отношения Сложные идеи, обозначающие свойства
- 84. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Готфрид Вильгельм Лейбниц Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о
- 85. Спор о «врождённых идеях» Принцип рационализма (основной вывод Лейбница) Нет ничего в разуме, чего бы не
- 86. Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего
- 87. Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до
- 88. Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Монизм (от греч. μόνος, один, единственный) – онтологическая позиция, признающая
- 89. Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения
- 90. Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие (перцепция). Этот
- 91. Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта Истины разума – положения, принимаемые за истинные на
- 92. Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Дуализм Монизм Плюрализм Дух
- 93. Вопросы?
- 94. ВОПРОСЫ Общая характеристика эпохи Возрождения. 2. Философия Ф. Бэкона 2.1 Учение об идолах 2.2 Природа научного
- 95. ВОПРОСЫ 4. Б. Спиноза и монистический рационализм 4.1 Критика дуализма 4.2 Пантеизм и детерминизм в онтологии
- 97. Скачать презентацию