Вечное возвращение. Высшая форма утверждения жизни

Содержание

Слайд 2

Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает вечное возвращение: постоянство в

Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает вечное возвращение: постоянство

в вечности обретается через повторяющееся возвращение того же самого, а не через непреходящую неизменность. В таком рассмотрении на передний план выходит вопрос не о причине сущего, а о том, почему оно всегда возвращается таким, а не другим. Своеобразной отмычкой к этому вопросу служит представление о воле к власти: возвращается такое сущее, которое, сообразуя действительность с собой, создало предпосылки для возвращения. Давайте перейдем к толкованию этого представления на следующем слайде.

Введение

Ницше на портрете Эдварда Мунка

Слайд 3

Идея Вечного возвращения означала для Ницше в этот момент возможность повторения

Идея Вечного возвращения означала для Ницше в этот момент возможность

повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз. Это должно было исключить всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение. Однако, несмотря на всю ее безжалостность, эта идея, по мысли Ницше, в то же время облагораживает и одухотворяет каждую минуту жизни, придавая непреходящий характер любому ее мгновению, непреходящему в силу его Вечного возвращения. "Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!".

Идея

Слайд 4

Поскольку число элементов ограничено, рано или поздно комбинации начнут повторяться. И

Поскольку число элементов ограничено, рано или поздно комбинации начнут повторяться. И

так без конца. Ницше открылось, что через какое-то количество лет человек, во всем похожий на него (вновь повторившийся Ницше), переживет и претерпит то же самое. Его ум так же пронзит идея Вечного Возвращения. Подобное рано или поздно произойдет со всем сущим. Каждое явление в будущем неоднократно повторится.

Относительно всего сущего

Слайд 5

Если рассматривать идею вечного возвращения как концепт, приобретающий собственное значение только

Если рассматривать идею вечного возвращения как концепт, приобретающий собственное значение только

в контексте с другими понятиями ницшеанской философии, можно вслед за Хайдеггером сказать, что вечное возвращение – это то, как Ницше мыслил способ бытия сущего. Напомним, что под бытием Ницше понимал волю к власти. Хайдеггер выявил, что сущностью воли к власти является воля к воле.
Другими словами, воля велит только властвование над собой и не удовлетворяется никакой другой властью. Воля в своем велении замыкается на себе самой, образуя круг. Она постоянно возвращается к себе. И поскольку бытие суть воля к власти, а воля к власти есть воля к воле, постольку бытие всегда будет возвращаться к самому себе. Образом чистейшей воли к власти, по мысли Хайдеггера, является ницшеанский сверхчеловек.
Слайд 6

Даже герменевтического таланта Хайдеггера, по всей видимости, не хватает, чтобы развеять

Даже герменевтического таланта Хайдеггера, по всей видимости, не хватает, чтобы развеять

тайну этой исключительной идеи в наследии Ницше. По сей день тема вечного возвращения остается предметом непрекращающихся дискуссий и словопрений. В этих спорах можно выделить три принципиальные позиции, которые занимают исследователи.
Вечное возвращение нельзя понимать эмпирически или натуралистически. Единственное, что возвращается в вечном возвращении, это само возвращение как возможность становления другого. Сколько в этой интерпретации остается самого Ницше трудно сказать. Зато с уверенностью можно сказать, что прочтение идеи вечного возвращения Делез осуществляет в рамках своей философии «различия и повторения». К Ницше Делез обращается по большей части за самораскрытием.
Слайд 7

Воля к власти есть организующий принцип всего живого и, шире, существующего.

Воля к власти есть организующий принцип всего живого и, шире, существующего.

Переводимый также как воля к мощи, этот принцип утверждает творческий характер становления, в котором разрозненные факты бытия обретают единую меру существования. При этом, воля к власти не есть произвол или насилие над сущим, но только желание исполнить элементарный долг жизни — мочь.

Воля к власти

С. Дали. Жираф в огне

Слайд 8

Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, который

Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, который

вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом. Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему, последний человек представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях.

Сверхчеловек

Слайд 9

Представители первой позиции считают Ницше психически больным, а его идею –

Представители первой позиции считают Ницше психически больным, а его идею –

симптомом нездоровья. Представители второй позиции полагают, что Ницше, будучи блестящим филологом, просто подражает древним авторам. Представители третьей позиции настаивают на том, что идея вечного возвращения является глубочайшей и оригинальнейшей и требует особого прочтения.

В заключении