Восточно-Сибирская историко-этнографическая область. Лекция 9

Слайд 2

Эвенки (самоназвание — эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 г.; старое

Эвенки (самоназвание — эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 г.; старое

название — тунгусы от якут. тоҥ уус) — коренной народ Восточной Сибири. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны.
По итогам переписи 2010 г. в России проживают 38 396 эвенков.

Эвенки принадлежат к северо-азиатской расе байкальского типа.
Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи.
Эвенкийская письменность создавалась в XIX – начале ХХ вв. В 1937 г. эвенкийский алфавит был переведён на кириллическую основу.
Для эвенков характерен традиционный природоресурсный тип хозяйствования, основанный на охоте и оленеводстве.
Эвенкийские административно-территориальные образования в России: Эвенкийский район Красноярского края (бывший Эвенкийский автономный округ), Анабарский, Жиганский и Оленёкский улусы Якутии, Баунтовский эвенкийский район Бурятии и ряд сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии.

Слайд 3

Слайд 4

«Злой дух Ямбуя» — советский художественный фильм 1977 гг., по одноимённой

«Злой дух Ямбуя» — советский художественный фильм 1977 гг., по одноимённой

повести Григория Федосеева. Лидер кинопроката 1978 г. в СССР. Премия Джека Лондона за лучший художественный фильм на I МКФ фильмов об Арктике в Дьепе, Франция.
Слайд 5

Югакиры - от эвенкийских выражений düke-gir и yoke-gir, что значит «люди

Югакиры - от эвенкийских выражений düke-gir и yoke-gir, что значит «люди

мерзлоты» или «дальние люди». Название закрепилось в отчетах казаков и стало официальным в русских документах.
Самоназвание юкагиров : odul/wadul — одул, что значит «сильный, могучий».
По переписи 2010 г. насчитывают 1 597 чел.
Антропологически относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы.
Изолированный язык юкагиров находит в себе отголоски уральской языковой семьи. У юкагиров существовало рисуночное (идеографическое) письмо.
Таежные юкагиры занимаются охотой и рыболовством; тундровые – охотой и оленеводством.
Письменность на юкагирском языке на основе кириллицы была впервые создана в 1980-е гг. Г. Н. Куриловым.
Слайд 6

Слайд 7

Курилов Николай Николаевич родился в 1949 г. в селе Андрюшкино Нижнеколымского

Курилов Николай Николаевич родился в 1949 г. в селе Андрюшкино Нижнеколымского

района Якутской АССР. Учился в Красноярском художественном училище. Работал учителем. С 1982 г. член Союза художников СССР, с 1988 г. — член Союза писателей СССР.
С 1994 года — научный сотрудник Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук.
С 1997 года — редактор и диктор радиостанции «Геван» на языках малых народов севера. Пишет по-юкагирски, по-якутски и по-русски. Вместе с братом Гаврилом составил юкагирский букварь.
Слайд 8

КЕТЫ самоназвание - кето, кет («человек»), денг («люди», «народ»); устаревшее название:

КЕТЫ
самоназвание - кето, кет («человек»), денг («люди», «народ»); устаревшее название: остяки,

енисейские остяки, енисейцы.
По переписи 1989 г. насчитывалось 1084 кета; по переписи 2002 г. – 1494; 2010 г. – 1219
Проживают в основном в северных районах Красноярского края, по притокам реки Енисей.
В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.
Кетский язык — изолированный язык, единственный живой представитель енисейской семьи языков.
Хозяйство кетов комплексное. Кетский народный календарь отразил главные занятия годового цикла: охоту на лося и линяющую водоплавающую дичь, массовый лов рыбы.
В 1930-е гг. кеты использовался алфавит на латинской основе. В 1980-е гг. был разработан
новый алфавит на основе кириллицы.