Художественная культура Индии - презентация к уроку Географии__________________________________________________________________________________________________________________

Содержание

Слайд 2

Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница Древнего Египта. Археологами

Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница Древнего Египта. Археологами

установлено, что в III – IV тыс. до н.э. в долине реки Инд на северо – западе полуострова Индостан существовала цивилизация, названная хараппской. Именно от неё и берёт начало индийская культура.
В своём развитии культура Индии прошла такие периоды:
1.Ведический (II – I тыс. до н.э.)
2.Средневековый:
Ранее средневековье- VII – XII века(доисламский период)
Позднее средневековье - XIII – XVIII века
Слайд 3

Ведический период Это название восходит к памятнику архитектурной мысли конца II-

Ведический период
Это название восходит к памятнику архитектурной мысли конца II- начала

I тыс. до н.э., когда была создана книга « Веды»( знание), включившая в себя ритуальные гимны, жертвенные формулы , былины и поучения. Носителями ведического мышления были народы –арьи, племена спустившихся с севера на юг в поисках новых земель.
Первая часть ведических текстов называется « Ригведы», запечатлела смешение двух религиозных идей.
В ведический период складываются новые крупные государства,самое могущественное и прекрасное из которых – Магадхи со столицей Паталипутрой
В это же время широкое распространение получает брахманизм – следующая после ведического учения ступенька духовного познания мира. В его основе лежал закон кармы- суммы совершённых при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека после смерти, что излагается во второй части « Ведов» – « Упанишад».
Высшим достижением этого периода является рождение высокоразвитого индийского эпоса- двух великих поэм – « Махабхараты» и « Рамаяны».
Слайд 4

Кулиминацией этой эпохи становится рождение новой мировой религии – буддизма. Её

Кулиминацией этой эпохи становится рождение новой мировой религии – буддизма. Её

рождение связано с явлением отшельничества, распространённого в Индии испокон веков. Отшельники, покинувшие свои дома в поисках смысла жизни, были очень почитаемы. С ухода от мира началось духовное восхождение юноши знатного рода, которого называли «Шакьямуни» или «Шакийский отшельник». На 30 году жизни его ум озарился полным знанием. Он увидел всеобщую связь явлений зримого и невидимого. Он постиг истину: существует человеческая жизнь, полная страданий, и этому есть причины, поняв которые можно достичь освобождения. Отныне он стал Буддой – Просветлённым. Он учил людей, что отсутствие ненависти, непричинение зла, честный и чистый образ жизни, самовоспитание и медитация – всё это принесёт нирвану- достижение особого состояния, которое нельзя определить как жизнь или смерть.
Утверждение равенства всех людей перед лицом смерти и страданий, проповедь ненасилия, конкретные указания способов достижения полного счастья способствовали быстрому распространению буддизма как в самой Индии, так и др. странах Востока: Китае, Японии, Индонезии, Вьетнаме и в Средней Азии. Официальной религией буддизм становится при царе Ашоке, сумевшем объединить весь Индостан в гигантскую империю.
Слайд 5

АРХИТЕКТУРА Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры

АРХИТЕКТУРА

Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до

нашей эры
Слайд 6

СТУПА В САНЧИ Эта каменная полусфера символизирует небо у нас над

СТУПА В САНЧИ

Эта каменная полусфера символизирует небо у нас над

головой. На вершине купола установлен макет горы Меру .
Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень — ось мира. Вокруг этого рукотворного мира возвышается стена. В ее углах украшенные резьбой и скульптурами столбы.

Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы – мемориальные сооружения, в которых хранились останки Будды.

Слайд 7

В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко

В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии

широко распространились пещерные храмы — чайтьи. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа.

При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи для отшельников, создавая условия для полного уединения и медитации.Постепенно горные убежища превратились в достаточно большие комплексы –
ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри)

Чайтья в Карли

Слайд 8

Чайтья в Карли ( интерьер, экстерьер)

Чайтья в Карли ( интерьер, экстерьер)

Слайд 9

Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и

Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими

и женскими фигурами. Пары, изображенные на фасаде чайтьи , олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское.
Слайд 10

Колонны чайтьи в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их основания

Колонны чайтьи в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их

основания имеют вид глиняного сосуда для воды, а на капителях колонн разместились группы аллегорических человеческих фигур, сидящих на спинах коленопреклоненных слонов.
Слайд 11

В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии

В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии

возникло государство Кушан, основанное пришельцами из Центральной Азии. В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства становятся буддийские монастыри. Главным достижением этого периода можно считать возникновение пластического образа Будды в виде идеально сложенного человека с красивым лицом, находящегося в состоянии вечного покоя.
К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском искусстве всё чаще встречаются образа прекрасных и юных дарителей милосердия – бодхисаттв.
Слайд 12

Период правления династии Гуптов ( IV – V вв.) – последний

Период правления династии Гуптов ( IV – V вв.) – последний

взлёт в развитии культуры Древней Индии, её « золотой век». Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и сюжетов, стало поэтичным и выразительным. Самый яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.
Слайд 13

Средневековый период Состоит из доисламского и исламского периодов развития. В эту

Средневековый период
Состоит из доисламского и исламского периодов развития.
В эту эпоху буддийская

идея отшельничества ушла в прошлое. Государство Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств, правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций. Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое. Возрождается брахманизм, но уже в изменённом виде, где объединились старинные мифологические верования ( почитание священных животных) ,перерождение душ ( санатра) и представления о законе воздаяния( карма). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.
Слайд 14

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРОЗДАНИИ ВОПЛОТИЛИСЬ В НАЗЕМНЫХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСАХ. храм Парашурамешвара

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРОЗДАНИИ ВОПЛОТИЛИСЬ В НАЗЕМНЫХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСАХ.
храм Парашурамешвара

в храм Махабодхи в
Бхубанешваре, VIII в. Бодхгайе, XIII в.
Слайд 15

ХРАМ КАЙЛАСАНАТХА В ЭЛЛОРЕ ( ЭЛЛУРЕ) Храм Кайласанатха в Эллоре является

ХРАМ КАЙЛАСАНАТХА В ЭЛЛОРЕ ( ЭЛЛУРЕ)

Храм Кайласанатха в Эллоре является

непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.
Слайд 16

В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние древнего скального зодчества.

В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние древнего скального зодчества.

Таковы пять храмов Махабалипурама, посвящённые культу Шивы.

Но уже в VIIIвек в архитектуре звучат черты другого стиля, символизирующего религиозную концепцию мироздания.

Храм Шивы.Махабалипурама

Храм Кандарья Махадева

Слайд 17

Храм Кандарья Махадева ( интерьер)

Храм Кандарья Махадева ( интерьер)

Слайд 18

НОВЫЕ БОГИ ИНДУИЗМА – ШИВА (РАЗРУШИТЕЛЬ), БРАХМА(ТВОРЕЦ МИРА), ВИШНУ-(ОХРАНИТЕЛЬ). Статуя Шивы

НОВЫЕ БОГИ ИНДУИЗМА – ШИВА (РАЗРУШИТЕЛЬ), БРАХМА(ТВОРЕЦ МИРА), ВИШНУ-(ОХРАНИТЕЛЬ).

Статуя Шивы из

храма Гуддималам

Бог Брахма

Брахма из храма Сомнатхпура

Слайд 19

Бог Шива с о. Элефант Бог Вишну

Бог Шива с о. Элефант

Бог Вишну

Слайд 20

В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами, и на её

В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами, и на её

территории образовалось исламское государство – Делийский султанат. С этого времени памятники культуры создавались в русле иноземных традиций. В результате слияния традиций двух культур возникает индо – исламский стиль, памятником которого является огромный минарет Кутб – Минар ( 73 м), в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн, по – индийски богатых и нарядных.
Слайд 21

В эпоху Великих Моголов (XVI – XVII века) мусульманское искусство испытало

В эпоху Великих Моголов (XVI – XVII века) мусульманское искусство испытало

ещё более сильное влияние индийской культуры. Легендарным памятником этой эпохи является мавзолей Тадж – Махал, созданный в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана.
В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке.

Мавзолей Тадж - Махал

Слайд 22

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ИНДИИ Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ИНДИИ

Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах

свой расцвет, — все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы. Одним из интереснейших достижений стал «могольский портрет». Основная его цель ─ передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа.
Слайд 23

МУЗЫКА ИНДИИ Слово "сангит", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально

МУЗЫКА ИНДИИ

Слово "сангит", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально

переводится как "сведение воедино и выражение всего".
Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным.

Табла

Вина. Ситар. Саранги

Слайд 24

ТЕАТР ИНДИИ Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв. до н.э.

ТЕАТР ИНДИИ

Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв. до н.э. и

его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата. Согласно легенде,бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям.Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение,игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле. Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать. Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии- санскрите и позволяют сделать вывод. Что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства. Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.
Слайд 25

Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие

Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие

искусной игры актёра. Восемь основных чувств (комизм,патетика,эротика,гнев,героика,ужас,ненависть.изумление)-должны были воплотить актёры.
Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца.

Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро-IIIтыс. До н.э.)

Слайд 26

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ : 1 2 3 4 5 6 7

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ :

1

2

3

4

5

6

7

а)ступа в Санчи;
б)храм Шивы в Махабалипураме;
в)храм в Аджанте;
г)храм

в Карли;
д)храм Кандарья Махадева ; з)храм Махабодхи в Бодхгайе ; е)храм Кайласанатха в Эллоре.

1.Найдите соответствия:

1

7

Слайд 27

2.КАКИХ БОГОВ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА РЕПРОДУКЦИЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ? 1 2 3 44 5 6

2.КАКИХ БОГОВ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА РЕПРОДУКЦИЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ?

1

2

3

44

5

6

Слайд 28

3. Продолжите предложения: - Культура Индии представлена следующими периодами……….. - Культура

3. Продолжите предложения:
- Культура Индии представлена следующими периодами………..
- Культура Индии дала

миру следующие религии……………
- Культура Индии подарила людям такие эпические и философские произведения………………………
Слайд 29

4.Ответьте на вопросы: на какие этапы подразделяется развитие индийской культуры? почему

4.Ответьте на вопросы:
на какие этапы подразделяется развитие индийской культуры?
почему самый первый

период назван ведическим?
какие произведения эпоса были созданы в этот период? В чём их суть?
- какие религии были сформированы в ведический период?
расскажите об особенностях этических и философских
исканий ведического периода.