Информационная обработка письменных текстов (задание 1 ЕГЭ)

Содержание

Слайд 2

Задание 1 «Информационная обработка письменных текстов» проверяет, умеет ли выпускник работать

Задание 1 «Информационная обработка письменных текстов» проверяет, умеет ли выпускник работать

с информацией.
Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.
Предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут:
противоречить содержанию текста,
включать информацию, которой в тексте нет,
передавать лишь часть информации,
подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Такие предложения для ответа не подходят.
Слайд 3

Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают

Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают

все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль.
Чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной.
Слайд 4

Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания.

Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания.

Задайте себе простые вопросы: 
О чём этот текст или фрагмент текста?
Что в нём сообщается?
Какова главная информация?
Слайд 5

№ 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

№ 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений
(1) Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. (2) … классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. (3) Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. (4) В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). (5) Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.
Слайд 6

Классовое деление индоиранского общества получило отражение в религии, к примеру, с

Классовое деление индоиранского общества получило отражение в религии, к примеру, с

высшим классом вождей и жрецов были связаны асуры.
Чтобы обеспечить благополучие человека и продление его рода, богам приносили в жертву кровь животных, огонь и перебродивший сок саумы.
Асуры, одни из богов индоиранской традиционной религии, были связаны с высшим из трех классов индоиранского общества – с классом вождей и жрецов.
Каждому из трёх классов индоиранского общества соответствовали свои боги, при этом богам для обеспечения благополучия человека принято было приносить в жертву кровь животных, огонь и перебродивший сок саумы.
Перебродивший сок саумы, кровь животных и огонь приносили в жертву индоиранским богам, соответствующим социальному классу, к которому относился человек, чтобы обеспечить продление его рода и его благополучие.
Слайд 7

№ 2. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

№ 2. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

(1) В 376 вестготы, спасаясь от гуннов, вновь перешли Дунай и получили у римлян позволение поселиться к югу от него, в Нижней Мезии. (2) Два года спустя, недовольные римскими чиновниками, вестготы подняли мятеж, разбили императорскую армию в битве при Адрианополе и убили императора Валента. (3) Феодосию I удалось замирить вестготов, и они разместились на территории империи в качестве мирных поселенцев и союзников-федератов, <…> после смерти Феодосия в 395, когда империя была разделена между его сыновьями, Аркадием и Гонорием, вестготы во главе с Аларихом совершили опустошительный набег на Грецию.

Слайд 8

Феодосию I удалось уладить конфликт с вестготами, который возник после поднятого

Феодосию I удалось уладить конфликт с вестготами, который возник после поднятого

ими в Нижней Мезии мятежа и их победы над императором Валентом при Андрианополе, однако после его смерти, когда империя была разделена между его сыновьями, вестготы совершили набег на Грецию.
После смерти Феодосия империя переживала кризис, поскольку была разделена между двумя его сыновьями, Аркадием и Гонорием, а потому контроль за подчиненными народами был ослаблен.
Когда вестготы подняли мятеж в Нижней Мезии и одержали победу над императором Валентом при Андрианополе, Феодосию I удалось замирить их, однако после его смерти вестготы во главе с Аларихом совершили набег на Грецию.
В битве при Андрианополе, вызванной притеснением вестготов римскими чиновниками и последовавшим за этим мятежом, германцы не только одержали победу, но и убили императора Валента.
Вестготы, искавшие убежища, осели в Нижней Мезии, что к югу от Дуная, где угроза нашествия гуннов не была велика.
Слайд 9

№ 3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

№ 3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

(1) От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью. (2) Во II–I вв. до н.э. происходит отход от коллективизма, усиливается индивидуализм, личность противопоставляет себя государству, переосмысляются и даже критикуются традиционные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям. (3) <…> эти черты отразились в римском искусстве и литературе.

Слайд 10

Римские литература и искусство переосмысляют и критикуют традиционные ценности, что показывает

Римские литература и искусство переосмысляют и критикуют традиционные ценности, что показывает

различия между греческим и римским обществом.
В римском искусстве и литературе отразились такие характерные черты римского общества как индивидуализм и отход от коллективизма, противопоставление личности и государства, критика традиционных ценностей.
Отличие римлян от греков заключалось в большей практичности последних, что не могло не отразиться на общественном развитии – отказ от коллективизма, противопоставление личности и общества, критика традиционных идеалов – а значит, и на искусстве и литературе.
В римском искусстве и литературе отразились такие черты римского общества как усиление индивидуализма и отход от коллективизма, противопоставление личности и государства, критика традиционных ценностей, что, несомненно, указывает на большую практичность римлян по сравнению с греками.
Во II-I вв. до н.э. происходит отход от коллективизма, усиливается индивидуализм, личность противопоставляет себя государству, переосмысляются и даже критикуются традиционные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.
Слайд 11

№ 4. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

№ 4. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

(1) Свержение монархии не привело к кардинальным изменениям в государственном устройстве Рима. (2) Место пожизненного царя заняли два избираемых центуриатными комициями на один год из числа патрициев претора («впереди идущие»); с середины V в. их стали называть консулами («совещающимися»). (3) Они созывали и руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. (4) Правомочными были <…> их совместные решения.

Слайд 12

После свержения монархии в Риме место царя заняли выбираемые из числа

После свержения монархии в Риме место царя заняли выбираемые из числа

патрициев преторы (консулы), которые руководили заседаниями сената и народного собрания, осуществляли судебную власть, командовали войсками, причём правомочными были только их совместные решения.
После свержения монархии в Риме верховную власть стали представлять преторы, затем переименованные в консулов, в чьи обязанности входило не только руководство сенатом и народным собранием, но и судебная власть.
Преторы созывали и руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками.
Место царя после свержения монархии в Риме заняли преторы, выбираемые из числа патрициев; они осуществляли судебную власть, созывали сенат и руководили армией, однако правомочными считались лишь их совместные решения.
Правомочными были только совместные решения преторов, занявших место пожизненного царя после свержения монархии в Риме.
Слайд 13

№ 3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

№ 3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

(1) В 18 веке, до прихода европейцев, в Австралии насчитывалось около 300 тысяч аборигенов, говоривших не менее чем на 200 языках. (2) В ходе европейской колонизации 19 – начала 20 века, нередко сопровождавшейся прямым геноцидом, их численность резко сократилась. (3) <…> насчитывается не более 70 тысяч носителей австралийских языков, в основном людей старшего поколения.

Слайд 14

В Австралии до прихода европейцев жило около 300 тысяч аборигенов, говоривших

В Австралии до прихода европейцев жило около 300 тысяч аборигенов, говоривших

не менее чем на 200 языках.
Носителями австралийских языков, в основном, являются люди старшего поколения.
В ходе европейской колонизации Австралии численность коренного населения, говорящего на австралийских языках, сократилась с 300 тысяч до примерно 70 тысяч человек.
В 19 – начале 20 века в ходе европейской колонизации Австралии, сопровождавшейся геноцидом, численность коренного населения, говорящего на австралийских языках, сократилась с 300 тысяч до примерно 70 тысяч человек.
Сейчас на австралийских языках говорит не более 70 тысяч человек, в основном, представители старшего поколения.