- Главная
- Информатика
- Основные понятия и определения
Содержание
- 2. Вебинар № 1/2. Основные понятия и определения
- 4. Высокоуровневый язык программирования — язык программирования, разработанный для быстроты и удобства использования программистом. Основная черта высокоуровневых
- 5. Программы, написанные на языках высокого уровня, проще для понимания программистом, но менее эффективны, чем их аналоги,
- 6. Основные понятия языка Состав языка Для решения задачи на компьютере требуется написать программу. Программа состоит из
- 7. Рассмотрим простейшую программу на Паскале. Все, что она делает — вычисляет и выводит на экран сумму
- 8. В программе шесть строк, каждая из них помечена комментарием с номером (внутри фигурных скобок можно писать
- 9. Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end, которые предназначены для объединения операторов и
- 10. Чтобы выполнить программу, требуется перевести ее на язык, понятный процессору, — в машинные коды. Этим занимается
- 11. Алфавит и лексемы Все тексты на языке пишутся с помощью его алфавита. Алфавит Паскаля включает: прописные
- 12. Константы Константа — величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы. Классификация констант Паскаля приведена
- 13. Десятичные целые константы представляются в естественной форме. Шестнадцатеричная константа состоит из шестнадцатеричных цифр (0, 1, 2,
- 14. Имена, ключевые слова и знаки операций Имена в программах служат той же цели, что и имена
- 15. Типы данных Данные, с которыми работает программа, хранятся в оперативной памяти. Компилятору необходимо точно знать, сколько
- 16. Стандартные типы не требуют предварительного определения. Для каждого типа существует ключевое слово, которое используется при описании
- 17. Логические типы Внутреннее представление. Основной логический тип данных Паскаля называется boolean. Величины этого типа занимают в
- 18. Величины логического типа можно сравнивать между собой с помощью операций отношения, перечисленных в таблице. Результат этих
- 19. Целые типы Внутреннее представление. Целые числа представляются в компьютере в двоичной системе счисления. В Паскале определены
- 21. Скачать презентацию
Вебинар № 1/2.
Основные понятия и определения
Вебинар № 1/2.
Основные понятия и определения
Высокоуровневый язык программирования — язык программирования, разработанный для быстроты и
Высокоуровневый язык программирования — язык программирования, разработанный для быстроты и
Высокоуровневые языки программирования были разработаны для платформенной независимости сути алгоритмов. Зависимость от платформы перекладывается на инструментальные программы — трансляторы, компилирующие текст, написанный на языке высокого уровня, в элементарные машинные команды (инструкции). Поэтому, для каждой платформы разрабатывается платформенно-уникальный транслятор для каждого высокоуровневого языка, например, переводящий текст, написанный на Delphi в элементарные команды микропроцессоров семейства x86.
Так, высокоуровневые языки стремятся не только облегчить решение сложных программных задач, но и упростить портирование программного обеспечения. Использование разнообразных трансляторов и интерпретаторов обеспечивает связь программ, написанных при помощи языков высокого уровня, с различными операционными системами программируемыми устройствами и оборудованием, и, в идеале, не требует модификации исходного кода (текста, написанного на высокоуровневом языке) для любой платформы.
Программы, написанные на языках высокого уровня, проще для понимания программистом, но
Программы, написанные на языках высокого уровня, проще для понимания программистом, но
Примеры: C++, C#, Java, JavaScript, Python, PHP, Ruby, Perl, Паскаль, Delphi, Лисп. Языкам высокого уровня свойственно умение работать с комплексными структурами данных. В большинстве из них интегрирована поддержка строковых типов, объектов, операций файлового ввода-вывода и т. п.
Первым языком программирования высокого уровня считается компьютерный язык Plankalkül, разработанный немецким инженером Конрадом Цузе ещё в период 1942—1946 годах. Однако транслятора для него не существовало до 2000 года. Первым в мире транслятором языка высокого уровня является ПП (Программирующая Программа), он же ПП-1, успешно испытанный в 1954 году. Транслятор ПП-2 (1955 год, 4-й в мире транслятор) уже был оптимизирующим и содержал собственный загрузчик и отладчик, библиотеку стандартных процедур, а транслятор ПП для ЭВМ Стрела-4 уже содержал и компоновщик (linker) из модулей. Однако, широкое применение высокоуровневых языков началось с возникновением Фортрана и созданием компилятора для этого языка (1957).
Основные понятия языка
Состав языка
Для решения задачи на компьютере требуется написать программу.
Основные понятия языка
Состав языка
Для решения задачи на компьютере требуется написать программу.
Оператор описания, как и следует из его названия, описывает данные, над которыми в программе выполняются действия. Примером описания (конечно, не на Паскале, а на естественном языке) может служить предложение 'В памяти следует отвести место для хранения целого числа, и это место мы будем обозначать А'.
Исполняемые операторы для краткости часто называют просто операторами, а операторы описания — описаниями. Описания должны предшествовать операторам, в которых используются соответствующие данные. Операторы исполняются последовательно, один за другим, если явным образом не задан иной порядок.
Рассмотрим простейшую программу на Паскале. Все, что она делает — вычисляет
Рассмотрим простейшую программу на Паскале. Все, что она делает — вычисляет
В программе шесть строк, каждая из них помечена комментарием с номером
В программе шесть строк, каждая из них помечена комментарием с номером
В строке 1 расположен оператор описания используемых в программе величин. Для каждой из них задается имя, по которому к ней будут обращаться, и ее тип. 'Волшебным словом' var обозначается тот факт, что a, b и sum — переменные, то есть величины, которые во время работы программы могут менять свои значения. Для всех переменных задан целый тип, он обозначается integer. Тип необходим для того, чтобы переменным в памяти было отведено соответствующее место.
Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end,
Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end,
Ввод с клавиатуры выполняется в строке 3 с помощью стандартной процедуры с именем readln. В скобках после имени указывается, каким именно переменным будут присвоены значения. Для вывода результатов работы программы в строке 5 используется стандартная процедура writeln. В скобках через запятую перечисляется все, что мы хотим вывести на экран, при этом пояснительный текст заключается в апострофы. Например, если ввести в программу числа 2 и 3, результат будет выглядеть так:
Cумма чисел 2 и 3 равна 5
В строке 4 выполняется вычисление суммы и присваивание ее значения переменной sum. Справа от знака операции присваивания, обозначаемой символами :=, находится выражение — правило вычисления значения.
Чтобы выполнить программу, требуется перевести ее на язык, понятный процессору,
Чтобы выполнить программу, требуется перевести ее на язык, понятный процессору,
Алфавит и лексемы
Все тексты на языке пишутся с помощью его
Алфавит и лексемы
Все тексты на языке пишутся с помощью его
прописные и строчные латинские буквы, знак подчеркивания _ ;
цифры от 0 до 9 ;
специальные символы, например +, *, { и @ ;
пробельные символы: пробел, табуляцию и переход на новую строку.
Из символов составляются лексемы (tokens ), то есть минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл:
константы ;
имена ( идентификаторы );
ключевые слова ;
знаки операций ;
разделители (скобки, точка, запятая, пробельные символы).
Лексемы языка программирования аналогичны словам естественного языка. Например, лексемами являются число 128, имя Vasia, ключевое слово goto и знак операции сложения +. Компилятор при синтаксическом разборе текста программы определяет границы одних лексем по другим, например разделителям или знакам операций. Из лексем строятся выражения и операторы.
Константы
Константа — величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы.
Константы
Константа — величина, не изменяющая свое значение в процессе работы программы.
Таблица 1.1. Классификация констант Паскаля
Десятичные целые константы представляются в естественной форме. Шестнадцатеричная константа состоит из
Десятичные целые константы представляются в естественной форме. Шестнадцатеричная константа состоит из
Вещественные константы записываются с точкой перед дробной частью. Либо целая, либо дробная часть могут отсутствовать. Вещественная константа с порядком представляется в виде мантиссы и порядка. Мантисса записывается слева от знака E или e, порядок — справа от знака. Значение константы равно произведению мантиссы и возведенного в указанную в порядке степень числа 10. Пробелы внутри числа не допускаются.
Символьные константы служат для представления любого символа из набора, используемого в данном компьютере. Так как под каждый символ отводится 1 байт, всего используется 256 символов. Каждому символу соответствует свой код. В операционной системе MS-DOS для кодировки символов используется стандарт ASCII, являющийся международным только в первой половине кодов (от 0 до 127), вторая половина кодов (от 128 до 255) является национальной и различна для разных стран. Первые 32 символа являются управляющими: хотя многие из них имеют графическое представление, предназначены они для передачи управляющих сигналов внешним устройствам, например монитору, принтеру или модему. Символьные константы записываются в одной из трех форм:
Символ, заключенный в апострофы.
Десятичный код символа, предваряемый знаком #. Применяется для представления символов, отсутствующих на.
Буква, предваряемая знаком ^. Используется для представления управляющих символов. Код буквы должен быть на 64 больше, чем код представляемого таким образом символа.
Строковая константа — это последовательность любых ASCII-символов, расположенная на одной строке и заключенная в апострофы. Если требуется представить сам апостроф, он дублируется. Максимальная длина строковой константы — 126 символов.
Имена, ключевые слова и знаки операций
Имена в программах служат той
Имена, ключевые слова и знаки операций
Имена в программах служат той
Имена дает программист, при этом следует соблюдать следующие правила:
имя должно начинаться с буквы (или знака подчеркивания);
имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и цифры;
прописные и строчные буквы не различаются;
длина имени практически не ограничена.
Например, правильными именами будут Vasia, A, A13, A_and_B и _____, а неправильными — 2late, Big gig и Sюр. Имена даются элементам программы, к которым требуется обращаться: переменным, константам, процедурам, функциям, меткам и т. д.
Ключевые ( зарезервированные ) слова — это идентификаторы, имеющие специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. Например, для оператора перехода определено ключевое слово goto, а для описания переменных — var. Имена, создаваемые программистом, не должны совпадать с ключевыми словами.
Знак операции — это один или более символов, определяющих действие над операндами. Внутри знака операции пробелы не допускаются. Например, операция сравнения 'меньше или равно' обозначается <=, а целочисленное деление записывается как div. Операции делятся на унарные (с одним операндом) и бинарные (с двумя).
Типы данных
Данные, с которыми работает программа, хранятся в оперативной памяти.
Типы данных
Данные, с которыми работает программа, хранятся в оперативной памяти.
внутреннее представление данных, а следовательно и множество их возможных значений;
допустимые действия над данными (операции и функции).
Например, целые и вещественные числа, даже если они занимают одинаковый объем памяти, имеют совершенно разные диапазоны возможных значений; целые числа можно умножать друг на друга, а, например, символы — нельзя. Каждое выражение в программе имеет определенный тип. Компилятор использует информацию о типе при проверке допустимости описанных в программе действий.
Стандартные типы не требуют предварительного определения. Для каждого типа существует
Стандартные типы не требуют предварительного определения. Для каждого типа существует
Логические типы
Внутреннее представление. Основной логический тип данных Паскаля называется boolean.
Логические типы
Внутреннее представление. Основной логический тип данных Паскаля называется boolean.
Операции. К величинам логического типа применяются логические операции and, or, xor и not ( таблица 1.3). Для наглядности вместо значения false в таблице используется 0, а вместо true — 1.
Величины логического типа можно сравнивать между собой с помощью операций
Величины логического типа можно сравнивать между собой с помощью операций
Целые типы
Внутреннее представление. Целые числа представляются в компьютере в двоичной
Целые типы
Внутреннее представление. Целые числа представляются в компьютере в двоичной